Правила технической эксплуатации машин постоянного тока


Правила безопасности при проведении ТО

Перед проведением ТО любой сложности необходимо обеспечить безопасность обслуживающего персонала. Все работы по техобслуживанию (кроме проверки рабочих режимов) проводятся при полном снятии напряжения с оборудования.

Непосредственный исполнитель должен обеспечить блокировку самопроизвольной или ошибочной подачи напряжения на обслуживаемый электродвигатель. Для этого необходимо заблокировать средство подачи напряжения, а на рычаге механизма включения вывесить плакат «Не включать, работают люди!».

Диагностика электродвигателя

Под диагностикой подразумевается измерение определенных параметров электродвигателя в рабочем режиме и без напряжения.

Обычно измеряют следующие параметры:

  • Температура
    . Это универсальный параметр, который может многое сказать о состоянии двигателя. Оперативное измерение температуры корпуса производится с помощью пирометра или тепловизора. В некоторых случаях в двигателе должен быть установлен термодатчик, обеспечивающий постоянный контроль температуры. Подробно о температурном режиме и перегреве электродвигателя читайте здесь.
  • Ток
    . Сравнив номинальный (рабочий) ток с измеренным, можно оценить состояние электродвигателя и привода в целом.
  • Вибрация
    . При увеличении уровня вибрации может произойти механическое разрушение двигателя. Этот параметр оценивают при помощи специального оборудования.

На обесточенном двигателе производят измерение сопротивления изоляции с помощью мегаомметра.

На основании результатов перечисленных измерений и их сравнения с номинальными значениями можно сделать вывод о необходимости ремонта.

Правила технической эксплуатации машин постоянного тока

При техническом обслуживании выполняют такие операции: — проверяют работу машины под нагрузкой и на холостом ходу. Если в схеме управления нет амперметра, нагрузку измеряют измерительными клещами. Если обнаружена перегрузка двигателя, принимаются срочные меры по снижению нагрузки до номинального значения. Если двигатель работает на предельных скоростях за счет ослабления магнитного поля, следует периодически замерять частоту вращения тахометром. Работа двигателя на повышенной частоте вращения сверх номинальной недопустима. — проверяют нагрев и состояние подшипников качения; — проверяют крепление двигателя к фундаментной плите легкими ударами по гайке. При необходимости гайки подтягиваются; — осматривают посадку муфт и шкивов. Прослабленную посадку обнаруживают по наличию налета красного порошка от контактной коррозии, возникающей при взаимной подвижке сопрягаемых деталей; — осматривают коллектор, щетки и щеткодержатели. При осмотре коллектора проверяют достаточность прорезки слюды между коллекторными пластинами, выступание которой выше пластин может оказаться причиной искрения щеток; У малых ЭМ постоянного тока коллекторы изготавливают из пластмассы. Изоляцию между коллекторными пластинами в них прорезают на глубину до 1.5 мм. Однако некоторые типы малых машин, у которых коллекторы собраны из слюды марки «флоготип» с твердостью меньше чем у меди, между коллекторными пластинами прорезки не делают. При проверке обращают внимание на отсутствие затяжки щетками меди пластин. Натяг «козырьков» меди легко снимают жесткими капроновыми щетками. При обнаружении полос на поверхности коллектора щетки заменяют. Щектодержатели со всеми конструктивными элементами должны быть исправны. Периодически коллектор. Щеточный аппарат и двигатель внутри и снаружи обдувают сухим компрессорным воздухом давлением 0.2 МПа — осматривают подключение двигателя. Проявление слабых контактов обнаруживается при перегреве и затвердевании изоляции с изменением цвета. Причинами слабых контактов могут быть недостаточная затяжка контактов при подключении, распайка или слабая опрессовка наконечников; — проверяют исправность заземления двигателя; — систематически проверяют простукиванием затяжку крепежных болтов щитов, фланцев; — замеряют сопротивление изоляции обмоток в соответствии с требованиями местной инструкции. Результаты замеров заносят в специальный журнал.

Техническое обслуживание электродвигателя

ТО электродвигателя – плановое мероприятие, на которое должно выделяться время и назначаться ответственный. Как правило, техобслуживание двигателя проводится на месте его установки, при этом выполняются следующие действия:

  • чистка корпуса двигателя от загрязнений
  • проверка механических креплений электродвигателя и привода в целом
  • проверка целостности и надежности крепления крыльчатки вентилятора охлаждения (независимого вентилятора)
  • вскрытие клеммной коробки двигателя, осмотр, ревизия и протяжка силовых клемм
  • смазка подшипников
  • осмотр целостности питающего кабеля и заземления

Кроме того, при проведении ТО необходимо проверить систему питания двигателя – клеммы, контакторы, устройства защиты и т. д.

При качественном регулярном техобслуживании асинхронного двигателя он может работать без ремонта десятки лет. Однако в силу ряда причин (например, несоответствие параметров питающей сети или ухудшение условий работы) ремонт может потребоваться.

Техническое обслуживание трехфазного асинхронного двигателя с фазным роторомпрезентация к уроку

Слайд 1

Техническое обслуживание 3-х фазного асинхронного электродвигателя с фазным ротором

Слайд 2

Назначение асинхронного электродвигателя с фазным ротором Трёхфазные асинхронные двигатели преобразуют электрическую энергию в механическую энергию. Асинхронными называются потому, что частота вращения ротора отстает от частоты вращения магнитного поля статора.

Слайд 3

Двигатель состоит из статора (неподвижная часть) и ротора (вращающаяся часть). Ротор размещается внутри статора. Между ротором и статором имеется воздушный зазор. Статор состоит из станины и сердечника с трехфазной обмоткой. Основное назначение обмотки статора – создание в машине вращающего магнитного поля.

Слайд 4

Ротор набирается из листов стали, спрессовывается и в него укладываются витки фазной обмотки, которые соединяются по схеме звезда. Концы каждой фазы соединяются с контактными кольцами, которые расположены на валу ротора. В свою очередь, контактные кольца соприкасаются с графитовыми щетками, которые имеют выводы в коробку на корпусе, для возможности подключения дополнительного сопротивления. 1 — статор; 2 — ротор; 3 — контактные кольца со щетками; 4 — пусковой реостат Фазный ротор асинхронного двигателя: 1 — сердечник ротора; 2 — обмотка ротора; 3 — контактное кольцо

Слайд 5

Ротор электродвигателя

Слайд 6

Принцип действия. . Ток текущий по проводнику создает магнитное поле вокруг него. При питании обмотки статора трёхфазным током создаётся вращающееся магнитное поле, которое пересекая проводники обмотки ротора, наводит в них Э.Д.С. (по закону электромагнитной индукции). Так как цепь обмотки ротора замкнута, то в её проводниках будут протекать токи I 2 . При взаимодействии токов с вращающимся магнитным полем возникают электромагнитные силы F , направленные (согласно правилу левой руки) в сторону вращения поля статора. Создается вращающий момент, ротор приходит в движение и вращается в ту же сторону, что и магнитное поле статора, всегда от него отставая.

Слайд 7

Ремонт, монтаж и техническое обслуживание Подготовка машин к монтажу включает в себя следующие технические операции: — внешний осмотр; — очистка фундаментных плит и лап станин; — промывка фундаментных болтов уайт-спиритом и проверку качества резьбы (прогон гаек); — осмотр состояния подшипников; — проверка зазоров между крышкой и вкладышем подшипника скольжения, валом и уплотнением подшипников, измерение зазоров между вкладышем подшипника скольжения и валом; — проверка воздушного зазора между активной частью стали ротора и статора; — проверка свободного вращения ротора и отсутствие задеваний вентиляторов за крышки; — проверка мегомметром сопротивление изоляции всех обмоток.

Слайд 8

Техническое обслуживание Основная цель технического обслуживания (ТО) – профилактика и своевременное обнаружение неисправностей. Техническое обслуживание АД включает следующие операции: Внешний осмотр и оценка состояния механической части Внешний осмотр и оценка состояния электрической части Измерения и испытания

Слайд 9

Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности или работоспособности электродвигателей. Неисправности и повреждения электрических машин не всегда удается обнаружить путем внешнего осмотра и могут быть определены только после соответствующих измерений и испытаний .

Слайд 10

В число предремонтных операций по выявлению неисправностей электрических машин входят: -измерение сопротивления изоляции обмоток (для определения степени ее увлажнения); испытание электрической прочности изоляции; проверка на холостом ходу машины целости подшипников, величины осевого разбега ротора, правильности прилегания щеток к контактным кольцам, величины вибрации, определение величины зазоров между вращающимися и неподвижными частями машины и т.д.

Слайд 11

Текущий ремонт. Очистить корпус электродвигателя от пыли и грязи, отъединить двигатель от питающих проводов и заземления. Отсоединить провода от пускового реостата. Снять двигатель с места установки и разобрать его. Прочистить обмотки, измерить сопротивление изоляции, при необходимости просушить обмотки. Проверить состояние контактных колец, при необходимости прочистить и отшлифовать их. Отрегулировать щеточный механизм, при необходимости заменить щетки. Промыть подшипники, проверить их техническое состояние и при необходимости заменить. Отремонтировать или заменить поврежденные выводные провода обмотки и клемную панель коробки выводов. Собрать двигатель, смазать подшипники, испытать двигатель на холостом ходу. При необходимости окрасить двигатель. Установить двигатель на рабочее место, отрегулировать его центровку с рабочей машиной и испытать его под нагрузкой.

Слайд 12

Капитальный ремонт включает в себя все операции текущего ремонта и кроме того: -меняют обмотки статора и ротора – частично или полностью; -меняют вал ротора; -балансируют ротор; -меняют вентилятор и подшипниковые щиты; -очищают электродвигатель изнутри, разбирая, собирая и испытывая его под нагрузкой.

Слайд 13

Схема включения асинхронного электродвигателя Пуск асинхронного двигателя с фазным ротором FU – предохранитель К – главный контактор – подключает обмотку статора к трехфазному напряжению. R д – добавочный резистор Пуск двигателя с фазным ротором (контактными кольцами) осуществляется подключением обмотки статора к сети с предварительно введёнными в цепь ротора добавочными резисторами r д . По мере разгона двигателя резисторы r д с помощью движка выводятся и по окончании пуска сопротивление резистора обращается в нуль, а обмотка ротора оказы­вается замкнутой накоротко, как и у двигателя с короткозамкнутым ротором. Введение добавочного сопротивления в цепь ротора при пуске двигателя с фазным ротором позволяет увеличить пусковой момент вплоть до макси­мального значения и одновременно значительно снизить пусковой ток.

Ремонт электродвигателя

Кроме ТО в случае необходимости или по плану может производиться текущий, средний и капитальный ремонт электродвигателя. Цель ремонта – восстановление рабочих характеристик или работоспособности двигателя.

При ремонте на основе ранее проведенных осмотра и диагностики могут выполняться следующие мероприятия:

  • замена подшипников
  • балансировка ротора
  • замена крыльчатки вентилятора
  • перемотка обмотки статора

Другие полезные материалы:

Об электродвигателях с тормозом Принудительное охлаждение электродвигателя Как правильно подобрать электродвигатель

Осмотр электрической составляющей асинхронного электродвигателя.

При осмотре электрической составляющей, в первую очередь необходимо проверить состояние статорных выводов. Они должны быть хорошо изолированы, а их наконечники должны быть чистыми, без малейшего нагара и окиси. Внимание также стоит обратить на клеммную колодку, которая должна быть целой без каких-либо видимых повреждений. Токосъемные роторные щетки должны быть идеально ровными, без сколов и трещин, а их величина должна составлять минимум 5 миллиметров. Они должны плотно прилегать к токосъемным кольцам. На токосъемных кольцах должна отсутствовать пыль и грязь. В конце рекомендуется проверить состояние заземляющего проводника и его крепление.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]