Как рассчитать мощность на валу по крутящему моменту


Понятие мощности электродвигателя

Мощность – пожалуй, самый важный параметр при выборе электродвигателя. Традиционно она указывается в киловаттах (кВт), у импортных моделей – в киловаттах и лошадиных силах (л.с., HP, Horse Power). Для справки: 1 л.с. приблизительно равна 0,75 кВт.

На шильдике двигателя указана номинальная полезная (отдаваемая механическая) мощность

. Это та мощность, которую двигатель может отдавать механической нагрузке с заявленными параметрами без перегрева. В формулах номинальная механическая мощность обозначается через Р2.

Электрическая (потребляемая) мощность

двигателя Р1 всегда больше отдаваемой Р2, поскольку в любом устройстве преобразования энергии существуют потери. Основные потери в электродвигателе – механические, обусловленные трением. Как известно из курса физики, потери в любом устройстве определяются через КПД (ƞ), который всегда менее 100%. В данном случае справедлива формула:

Р2 = Р1 · ƞ

КПД в двигателях зависит от номинальной мощности – у маломощных моделей он может быть менее 0,75, у мощных превышает 0,95. Приведенная формула справедлива для активной потребляемой мощности. Но, поскольку электродвигатель является активно-реактивной нагрузкой, для расчета полной потребляемой мощности S

(с учетом реактивной составляющей) нужно учитывать реактивные потери. Реактивная составляющая выражается через коэффициент мощности (cosϕ). С её учетом формула номинальной мощности двигателя выглядит так:

Р2 = Р1 · ƞ = S · ƞ · cosϕ

Исполнения электродвигателей по климатике

При подборе электродвигателя необходимо знать каких климатических условий данный двигатель будет эксплуатироваться.

Ниже перечислены обозначения разных климатических исполнениях:

  • У –Умеренном климате;
  • ХЛ – Холодном климате;
  • ТС – Тропическом Сухом климате;
  • ТВ – Тропическом Влажном климате;
  • Т –Тропическом климате (обобщенное);
  • М – Морском климате;

Цифровое значение после буквенного обозначения марки показывают на тип ее размещения:

  • 1 – работа на «улице»;
  • 2 –работа на «улице», но под навесом;
  • 3 – работа в помещениях;

Мощность и нагрев двигателя

Номинальная мощность обычно указывается для температуры окружающей среды 40°С и ограничена предельной температурой нагрева. Поскольку самым слабым местом в двигателе с точки зрения перегрева является изоляция, мощность ограничивается классом изоляции обмотки статора. Например, для наиболее распространенного класса изоляции F допустимый нагрев составляет 155°С при температуре окружающей среды 40°С.

В документации на электродвигатели приводятся данные, из которых видно, что номинальная мощность двигателя падает при повышении температуры окружающей среды. С другой стороны, при должном охлаждении двигатели могут длительное время работать на мощности выше номинала.

Мы рассмотрели потребляемую и отдаваемую мощности, но следует сказать, что реальная рабочая потребляемая мощность P

(мощность на валу двигателя в данный момент) всегда должна быть меньше номинальной:

Р 2 1

Это необходимо для предотвращения перегрева двигателя и наличия запаса по перегрузке. Кратковременные перегрузки допустимы, но они ограничены прежде всего нагревом двигателя. Защиту двигателя по перегрузке также желательно устанавливать не по номинальному току (который прямо пропорционален мощности), а исходя из реального рабочего тока.

Современные производители в основном выпускают двигатели из ряда номиналов: 1,5, 2,2, 5,5, 7,5, 11, 15, 18,5, 22 кВт и т.д.

Ранние разработки

В 1821 году, после открытия феномена связи электричества и магнетизма, датским химиком Эрстедом, теоремы Ампера и закона Био — Савара, английский физик Майкл Фарадей построил два аппарата, которые он назвал «электромагнитное вращение»: непрерывное круговое движение магнитной силы вокруг провода — это фактическая демонстрация первого электродвигателя.

В 1822 году Питер Барлоу построил то, что можно считать первым электродвигателем в истории: «колесо Барлоу». Это устройство представляет собой простой металлический диск, нарезанный звездой, и концы которого погружаются в чашку, содержащую ртуть, обеспечивающая текущий поток. Однако он создает только силу, способную ее поворачивать, не допуская ее практического применения.

Первый экспериментально используемый коммутатор был изобретен в 1832 году Уильямом Стерджоном. Первый двигатель постоянного тока, изготовленный с целью продажи, был изобретен Томасом Давенпортом в 1834 году и запатентован в 1837 году. Эти двигатели не испытали никакого промышленного развития из-за высокой стоимости батарей в то время.

Электродвигатель с DC

Коммутируемый аппарат постоянного тока имеет набор вращающихся обмоток, намотанных на якорь, установленный на вращающемся валу. На валу также имеется коммутатор, долговременный поворотный электрический выключатель, который периодически меняет поток тока в обмотках ротора при вращении вала. Таким образом, каждый мостовой мотор постоянного тока имеет переменный ток, проходящий через вращающиеся обмотки. Ток протекает через одну или несколько пар щеток, которые несут на коммутаторе; щеточки соединяют внешний источник электроэнергии с вращающейся арматурой.

Вращающаяся арматура состоит из одной или нескольких катушек проволоки, намотанной вокруг ламинированного ферромагнитного сердечника. Ток от щетки протекает через коммутатор и одну обмотку якоря, делая его временным магнитом (электромагнитом). Магнитное поле, создаваемое якорем, взаимодействует со стационарным магнитным полем, создаваемым либо PM, либо другой обмоткой (полевой катушкой), как часть каркаса двигателя.

Сила между двумя магнитными полями имеет тенденцию вращать вал двигателя. Коммутатор переключает питание на катушки при повороте ротора, удерживая магнитные полюса, от когда-либо полностью совпадающего с магнитными полюсами поля статора, так что ротор никогда не останавливается (как стрелка компаса), а скорее вращается пока есть питание.

Хотя большинство коммутаторов являются цилиндрическими, некоторые из них представляют собой плоские диски, состоящие из нескольких сегментов (как правило, не менее трех), установленных на изоляторе.

Большие щетки желательны для большей площади контакта щетки, для максимизации мощности двигателя, но небольшие щеточки желательны для малой массы, чтобы максимизировать скорость, с которой двигатель может работать, без чрезмерного отскока и искрения щеток. Более жесткие пружины для щеток также могут использоваться для создания щеток заданной массы на более высокой скорости, но за счет больших потерь из-за трения и износа ускоренной щетки и коммутатора. Поэтому конструкция электродвигателя постоянного тока влечет за собой компромисс между выходной мощностью, скоростью и эффективностью/износом.

Конструкция двигателей с DC:

  • Схема арматуры — обмотка, в ней переносится ток нагрузки, который может быть неподвижной или вращающейся частью двигателя или генератора.
  • Полевая схема — набор обмоток, создающих магнитное поле, так что электромагнитная индукция может существовать в электрических машинах.
  • Коммутация. Механическая техника, в которой может быть достигнута ректификация, или благодаря чему может быть получен постоянный ток.

Существует четыре основных типов электродвигателей постоянного тока:

  1. Электродвигатель с шунтовой намоткой.
  2. Электродвигатель постоянного тока.
  3. Комбинированный двигатель.
  4. Двигатель PM.

Расчет мощности двигателя на основе измерений

На практике мощность двигателя можно рассчитать, прежде всего, исходя из рабочего тока. Ток измеряется токовыми клещами в максимальном рабочем режиме, когда рабочая мощность приближается к номинальной. При этом температура корпуса двигателя может превышать 100 °С, в зависимости от класса нагревостойкости изоляции.

Измеренный ток подставляем в формулу для расчета реальной механической мощности

на валу:

Р = 1,73 · U · I · cosϕ · ƞ

, где

  • U – напряжение питания (380 или 220 В, в зависимости от схемы подключения – «звезда» или «треугольник»),
  • I – измеренный ток,
  • cosϕ и ƞ – коэффициент мощности и КПД, значения которых можно принять равными 0,8 для маломощных двигателей (менее 5,5 кВт) или 0,9 для двигателей мощностью более 15 кВт.

Если нужно найти номинальную мощность

двигателя, то полученный результат округляем в бОльшую сторону до ближайшего значения из ряда номиналов.

Р2 > Р

Если необходимо рассчитать потребляемую активную мощность

, используем следующую формулу:

Р1 = 1,73 · U · I · ƞ

Именно активную мощность измеряют счетчики электроэнергии. В промышленности для измерения реактивной (и полной мощности S) применяют дополнительное оборудование. При данном способе можно не использовать приведенную формулу, а поступить проще – если двигатель подключен в «звезду», измеренное значение тока умножаем на 2 и получаем приблизительную мощность в кВт.

Таблица крутящих моментов электродвигателей

В данной таблице собраны крутящие моменты наиболее распространенных в Украине электродвигателей АИР, а также требуемый при пуске – пусковой, максимально допустимый для данного типа электродвигателя – максимальный крутящий момент и момент инерции двигателей АИР (усилие важное при подборе электромагнитного тормоза, например)

ДвигателькВт/обМном, НмМпуск, НмМмакс, НмМинн, Нм
АИР56А20,18/27300,6301,3851,3851,133
АИР56В20,25/27000,8841,9451,9451,592
АИР56А40,12/13500,8491,8681,8681,528
АИР56В40,18/13501,2732,8012,8012,292
АИР63А20,37/27301,2942,8482,8482,330
АИР63В20,55/27301,9244,2334,2333,463
АИР63А40,25/13201,8093,9793,9793,256
АИР63В40,37/13202,6775,8895,8894,818
АИР63А60,18/8601,9994,3974,3973,198
АИР63В60,25/8602,7766,1086,1084,442
АИР71А20,75/28202,5406,6046,8584,064
АИР71В21,1/28003,7528,2549,0046,003
АИР71А40,55/13603,8628,8839,2696,952
АИР71В40,75/13505,30613,26413,79412,733
АИР71А60,37/9003,9268,2458,6376,282
АИР71В60,55/9205,70910,84812,5609,135
АИР71В80,25/6803,5115,6186,6714,915
АИР80А21,5/28804,97410,94312,9328,953
АИР80В22,2/28607,34615,42719,10013,223
АИР80А41,1/14207,39816,27517,75512,576
АИР80В41,5/141010,16022,35124,38317,271
АИР80А60,75/9207,78516,34917,12812,457
АИР80В61,1/92011,41825,12126,26320,553
АИР80А80,37/6805,19610,39311,9527,275
АИР80В80,55/6807,72415,44916,22110,814
АИР90L23/286010,01723,04026,04517,030
АИР90L42,2/143014,69229,38535,26229,385
АИР90L61,5/94015,23930,47935,05128,955
АИР90LА80,75/70010,23215,34820,46415,348
АИР90LВ81,1/71014,79622,19432,55122,194
АИР100S24/285013,40426,80732,16821,446
АИР100L25,5/285018,43038,70344,23229,488
АИР100S43/141020,31940,63844,70232,511
АИР100L44/141027,09256,89465,02143,348
АИР100L62,2/94022,35142,46749,17235,762
АИР100L81,5/71020,17632,28240,35230,264
АИР112М27,5/290024,69849,39754,33639,517
АИР112М45,5/143036,73173,46291,82758,769
АИР112МА63/95030,15860,31666,34748,253
АИР112МВ64/95040,21180,42188,46364,337
АИР112МА82,2/70030,01454,02666,03142,020
АИР112МВ83/70040,92973,67190,04357,300
АИР132М211/291036,10057,75979,41943,320
АИР132S47,5/144049,74099,479124,34979,583
АИР132М411/145072,448173,876210,100159,386
АИР132S65,5/96054,714109,427120,37087,542
АИР132М67,5/95075,395150,789165,868120,632
АИР132S84/70054,57198,229120,05776,400
АИР132М85,5/70075,036135,064165,079105,050
АИР160S215/294048,72497,449155,9182,046
АИР160М218,5/294060,094120,187192,2992,884
АИР180S222/294071,463150,071250,1194,288
АИР180М230/294097,449214,388341,0716,821
АИР200М237/2950119,780275,493383,29516,769
АИР200L245/2940146,173380,051584,69419,003
АИР225М255/2955177,750408,824710,99835,550
АИР250S275/2965241,568628,078966,27384,549
АИР250М290/2960290,372784,0031161,486116,149
АИР280S2110/2960354,899887,2471171,166212,939
АИР280М2132/2964425,3041233,3811488,563297,713
АИР315S2160/2977513,2681231,8441693,786590,259
АИР315М2200/2978641,3701603,4252116,521962,055
АИР355SMA2250/2980801,1741281,8792403,5232163,171
АИР160S415/146098,116186,421284,5387,457
АИР160М418,5/1460121,010229,920350,93011,375
АИР180S422/1460143,904302,199402,93215,110
АИР180М230/1460196,233470,959588,69927,276
АИР200М437/1460242,021532,445847,07246,952
АИР200L445/1460294,349647,568941,91866,229
АИР225М455/1475356,102997,0851317,576145,289
АИР250S475/1470487,2451218,1121559,184301,605
АИР250М490/1470584,6941461,7351871,020467,755
АИР280S4110/1470714,6262072,4152429,728578,847
АИР280М4132/1485848,8891697,7782886,2221612,889
АИР315S4160/14871027,5722568,9313802,0172363,416
АИР315М4200/14841287,0623217,6554247,3053603,774
АИР355SMA4250/14881604,5033690,3564492,6088985,215
АИР355SMВ4315/14882021,6735054,1835862,85312534,375
АИР355SMС4355/14882278,3945012,4666151,66315493,078
АИР160S611/970108,299205,768314,06712,021
АИР160М615/970147,680339,665443,04120,675
АИР180М618,5/970182,139400,706546,41829,324
АИР200М622/975215,487517,169711,10850,209
АИР200L630/975293,846617,077881,538102,846
АИР225М637/980360,561721,1221081,684186,050
АИР250S645/986435,852784,5331307,556440,210
АИР250М655/986532,7081012,1451811,207633,922
АИР280S675/985727,1571454,3152326,9041090,736
АИР280М690/985872,5891745,1782792,2841657,919
АИР315S6110/9871064,3361809,3722873,7084044,478
АИР315М6132/9891274,6212166,8553696,4005735,794
АИР355МА6160/9931538,7712923,6663539,17411848,540
АИР355МВ6200/9931923,4643654,5824423,96817118,832
АИР355MLA6250/9932404,3304568,2285529,96025485,901
AИР355MLB6315/9923032,5106065,0207278,02440029,133
АИР160S87,5/73098,116156,986235,47913,246
АИР160М811/7301007,3291712,4592417,589181,319
АИР180М815/730196,233333,596529,82941,994
АИР200М818,5/728242,685509,639606,71467,952
АИР200L822/725289,793579,586724,48388,966
АИР225М830/735389,796701,6331052,449214,388
АИР250S837/738478,794861,8291196,985481,188
АИР250М845/735584,6941052,4491520,204695,786
АИР280S855/735714,6261357,7892143,8781071,939
АИР280М875/735974,4901754,0822728,5711851,531
АИР315S890/7401161,4861509,9322671,4194413,649
АИР315М8110/7421415,7682265,2293964,1516370,957
АИР355SMA8132/7431696,6352714,6163902,26112215,774
AИР355SMB8160/7432056,5283496,0974935,66618097,443
AИР355MLA8200/7432570,6594627,1876940,78126991,925
AИР355MLB8250/7434498,6547647,71210796,77058032,638

Расчет крутящего момента – формула

Примечание: при расчете стоит учесть коэффициент проскальзывания асинхронного двигателя. Номинальное количество оборотов двигателя не совпадает с реальным. Точное количество оборотов вы сможете найти, зная маркировку, в таблице выше.

Расчет онлайн

Для расчета крутящего момента электродвигателя онлайн введите значение мощности ЭД и реальную угловую скорость (количество оборотов в минуту)

тут будет калькулятор

После расчета крутящего момента, посмотрите схемы подключения асинхронных электродвигателей звездой и треугольником на сайте «Слобожанского завода»

Расчет мощности при помощи счетчика электроэнергии

Этот способ прост и не требует дополнительных инструментов и знаний. Достаточно подключить двигатель через счетчик (трехфазный узел учета) и узнать разницу показаний за строго определенное время. Например, при работе двигателя в течении часа разница показаний счетчика будет численно равна активной мощности двигателя (Р1). Но чтобы получить номинальную мощность Р2, нужно воспользоваться приведенной выше формулой.

Другие полезные материалы:

Степени защиты IP Трехфазный двигатель в однофазной сети Типичные неисправности электродвигателей

Плюсы дизельных генераторов:

• Высокая мощность. Показатели могут варьироваться от 3 до 200 и выше кВт, когда у бензиновых максимальный результат — 18 кВт. • Двигатель различается в бытовых и профессиональных установках. У первого типа оборудования время наработки до отказа достигает 300-400 часов, у второго — до 5.000 часов. • Автоматическая стабилизация производимого напряжения. На современном рынке есть модели с регулятором, который контролирует обороты двигателя. Он дает возможность генератору самостоятельно адаптировать напряжение при появлении скачков под заявленные требования пользователя. • Показатель КПД достигает 50%. • Большой моторесурс. Генераторы работают без перерывов длительное время, поэтому выступают в качестве дополнительного и основного источника питания. • Использовать установку можно на предприятиях для обеспечения стабильной работы — это позволит избежать нарушений технических процессов, которые становятся причиной браков. • Практически нет ограничений в температурном показателе окружающей среды. Климатические условия никоим образом не влияют на работу генератора, если температура варьируется от -40°С до +40°С, а влажность не превышает 95%. • Новые модели дизельных генераторов оснащены шумоизолирующим корпусом, поэтому работают относительно беззвучно.

Определение оборотов вала

Асинхронные трехфазные двигатели по частоте вращения ротора делятся 4 типа: 3000, 1500, 1000 и 750 об. мин. Приводим пример маркировки на основании АИР 180:

Самый простой способ определить количество оборотов трехфазного асинхронного электродвигателя – снять задний кожух и посмотреть обмотку статора.

У двигателя на 3000 об/мин катушка обмотки статора занимает половину окружности – 180 °, то есть начало и конец секции параллельны друг другу и перпендикулярны центру. У электромоторов 1500 оборотов угол равен 120 °, у 1000 – 90 °. Схематический вид катушек изображен на чертеже. Все обмоточные данные двигателей смотрите в таблице.

Узнать частоту вращения с помощью амперметра

Узнать обороты вала двигателя, можно посчитав количество полюсов. Для этого нам понадобится миллиамперметр – подключаем измерительный прибор к обмотке статора. При вращении вала двигателя стрелка амперметра будет отклонятся. Число отклонений стрелки за один оборот – равно количеству полюсов.

Выбор электродвигателя и расчет его рабочих параметров.

Как результат, обычно он выражается в миллиньютонах умноженные на метры (мН • м). 1000 мН • м в 1 Н • м, поэтому рассчитанный крутящий момент составляет 1,26 мН • м. Его можно было бы преобразовать далее в (г-см), умножив результат на 10,2, и. е. Крутящий момент составляет 12,86 г-см.

Мнение эксперта

It-Technology, Cпециалист по электроэнергетике и электронике

Задавайте вопросы «Специалисту по модернизации систем энергогенерации»

Узнать мощность электродвигателя по диаметру вала без бирки Определить мощность двигателя можно сравнив габаритные размеры с таблицей определения мощности электродвигателя, перейдя по ссылке габаритно-присоединительные размеры электродвигателей АИР. Спрашивайте, я на связи!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]