Рекомендации по выбору подсветки
Несколько практичных советов по светодизайну интерьера квартиры:
- При использовании ниш, двойных или тройных потолочных моделей в помещении с низкими потолками, следует грамотно проработать подсветку, чтобы конструкции не выглядели слишком тяжеловесно и габаритно.
- Для качественной подсветки желательно выбирать светодиодную ленту белого цвета.
- В качестве декоративного освещения короба или ниши с карнизом для штор, подойдет RGB светодиодная лента.
- Подсветка должна не только обыгрывать и украшать потолочное пространство, но и обозначать и грамотно освещать все функциональные зоны в помещении.
Какое выбрать освещение для натяжных потолков
Натяжная потолочная конструкция может быть изготовлен из ткани или пленки. При выборе освещения следует учитывать особенности полотна. На пленке могут появиться трещины, материал может поменять цвет и потерять эластичность, при регулярном воздействии температуры выше 60 градусов. Ткань более устойчива к повышенным температурам.
При выборе осветительных приборов для натяжных потолков, стоит обращать внимание на следующие характеристики:
- Максимальная мощность ламп накаливания не должна превышать 60 Вт, для галогенных светильников этот показатель должен быть не выше 30 ВТ.
- Следует выдерживать расстояние от поверхности потолка не менее 40 см.
- Энергосберегающие и светодиодные светильники слабо нагреваются во время работы, такие приборы лучше подойдут для натяжных потолков.
Осветительные приборы для натяжных потолков Источник dizainexpert.ru
Для эффективной подготовительной работы и установки светильников, расположение приборов необходимо продумать заранее. Светильники крепятся к основному потолку, а в полотне натяжной потолочной конструкции для них делают отверстия. Специальные термоизолирующие кольца защищают ткань или плёнку от воздействия повышенных температур, а также позволяют создать завершенный и красивый вид конструкции.
Виды светильников для натяжных потолков:
- Люстра в центре потолка — классический вариант размещения светильника. Приборы могут иметь различную форму и размеры, при использовании ламп накаливания или галогенных ламп не стоит забывать о предельной мощности и безопасном расстоянии. Плафоны с лампами могут быть направлены вниз или на стены, не на полотно натяжной потолочной конструкции. Стоит подбирать светильники и лампы, которые не сильно нагреваются, под основное оформление интерьера.
Натяжной потолок с люстрой Источник dizainexpert.ru
Чтобы достичь безопасного расстояния между лампами и потолком, при установке подвесной хрустальной люстры, нужно увеличить длину подвеса.
Следует предусмотреть, как будет выглядеть светильник, при установке глянцевого потолка. В отражающей поверхности видны те части люстры, которые обычно снизу не заметны.
- Одним из наиболее распространенных вариантов для дополнения потолка являются точечные светильники. Они могут быть использованы для обеспечения основного или дополнительного освещения, выделения необходимой зоны. Точечные осветительные приборы идеально подходят для помещений с низкими потолками. Для хорошей освещенности комнаты следует устанавливать один светильник примерно на 2 кв. м. площади. Разнообразие моделей позволяет подобрать модель, подходящую под основное оформление интерьера.
Точечные светильники на потолке Источник design-homes.ru
Виды потолков
Существует несколько видов потолочных конструкции.
Подвесной потолок
Подвесные модели разделяют на следующие виды.
Из гипсокартона
Гипрочный потолок в сочетании с различными светильниками, позволяет создавать необычные световые акценты в помещении. Смотреть больше идей освещения потолка из гипсокартона.
Из деревянных реек
Встроенное освещение, расположенное между рейками придает данной конструкции уникальный и интересный внешний вид.
На фото реечная потолочная конструкция с подсветкой в гостиной.
Стеклянный
Модели из стекла зрительно расширяют помещение и придают ему легкости, в сочетании с различной наружной или внутренней подсветкой, они смотрятся очень красиво и дают достаточно яркое освещение.
Натяжной
смотреть также
Фото натяжных потолков с подсветкой
Различные фактурные натяжные полотна позволяют наполнить комнату мягким свечением. Такие изделия выглядят достаточно эффектно и привносят в атмосферу романтического настроения.
Витражный
Оригинальное освещение, расположенное под витражом придает потолочному пространству глубины и изысканности, и позволяет выделить либо весь потолок, либо определенные его участки.
На фото витражная потолочная конструкция с подсветкой.
Акриловый
Оргстекло создает оригинальные световые эффекты и мягко рассеивает свет. Панели из акрила или поликарбоната с подсветкой формируют красивый и роскошный интерьер.
Зеркальный
Придает помещению дополнительного объема и простора, а в комбинации с освещением зеркала смотрятся особенно монументально и величественно.
Кессонный
В такой конструкции осветительные приборы можно разместить, как в каждой ячейке, так и на других участках кессонной модели.
Светодиодная лента в качестве освещения комнаты
Изначально для основного освещения одной из комнат, где шёл капитальный ремонт, планировалась обычная люстра. Но недавно мне на глаза попалась суперяркая светодиодная лента Ultra 5000 со светодиодами smd 5630 торговой марки Arlight. Решение было принято быстро, окончательно и бесповоротно — хочу такую ленту в качестве основного света в комнате.
Теоретическая яркость
Производителем заявлено, что лента Ultra 5000 smd 5630 обеспечивает световой поток аж в 1200 lm на метр. Для сравнения, световой поток 100-ваттной лампы накаливания составляет около 1600 lm. В моём случае на комнату площадью 14 м2 должно было быть использовано 15 метров ленты, проложенной по всему периметру. Результирующий световой поток вроде бы нельзя посчитать простым умножением люменов на метры.
Решил было озадачиться, как правильно произвести расчёт суммарного светового потока, но, погуглив, понял, что сия задача с наскока не решается. Нужно потратить n-ое время на изучение теории расчётов освещения методом коэффициента использования светового потока и где-то найти несколько неизвестных мне данных:
- отражающую способность стен, потолка, других предметов;
- честный световой поток одного светодиода ленты;
- характеристики рассеивателя профиля, в котором планировалось разместить ленту;
- падение напряжения вдоль ленты и зависимость светового потока светодиода от него.
В итоге я решил, что просто сделаю и посмотрю, что выйдет. Но, на всякий случай, я заодно приобрёл и диммер для светодиодных лент. Вдруг будет ну слишком уж ярко
Теоретический спектр
Яркие светодиоды — это, конечно, круто. Но, одно дело — яркость, а другое — спектр света.
Если снова сравнивать с лампой накаливания, то она хороша тем, что излучает свет в широком диапазоне, её спектр относительно равномерен и в некоторой части близок к спектру солнечного света. Такой свет привычен и приятен глазу, он не раздражает и не утомляет.
Cпектр белых светодиодов существенно отличается от спектра лампы накаливания, и не в лучшую сторону:
Белые светодиоды в данном случае люминофорного типа, два горба на спектральной характристике образованы от излучения синего светодиода (синяя область спектра) и люминофора (жёлтая область спектра).
Нижним мозгом я понимал, что стоит быть осторожным с использованием светодиодного освещения и оставить в том числе и обычную люстру. Кто его знает, как глаза отнесутся к такому спектру. Просчитать это заранее тоже вряд ли возможно.
По цветовой температуре я выбрал ленту среднего из трёх предлагаемых изготовителем вариантов — т.н. Day White, 4000 K. Просто показался наиболее приятным.
Комплектующие
Профиль
У меня простой натяжной тканевый потолок, без всяких многоуровневостей и карнизов, и, поскольку ленту периметра освещения планировалось расположить под потолком на виду, то необходимо было облагородить её внешний вид, но сделать максимально незаметной. Думал, какой профиль использовать, прямой или угловой? Оказалось, что от направления свечения светодиодов ленты, расположенной у потолка, интенсивность и равномерность освещения визуально не менялась никак. Что вниз, вдоль стены, что вдоль потолка, что под углом к ним — одинаково. Это и понятно, паспортный угол свечения этих светодиодов составляет 120°, а в реальности оказалось близко к 180-ти. Поэтому угол расположения ленты оказался не важен, и я выбрал прямой профиль, как наиболее компактный:
Лента
Лента Ultra 5000 поставляется с завода на катушках по 5 метров, кратность реза ленты — 10 см, магазин режет на продажу кратно метру. В моём случае резать не пришлось, взял три целых упаковки:
Ширина ленты — 12 мм, в выбранный профиль она помещается не совсем штатно, но помещается:
Блоки питания
Паспортная потребляемая мощность 15-ти метров ленты — 240 Вт. Рассчитанная по реальному измерению — 180 Вт (измерял на 3-метровом отрезке, потребляемый ток составил 3 А).
Но, помимо потребляемой мощности, есть ещё фактор падения напряжения вдоль ленты, что приводит к постепенному снижению яркости свечения к её концу. Блоки питания для светодиодных лент (все или нет — не знаю, но те, что я брал — да) позволяют питать параллельно одну общую нагрузку. Для выравнивания яркости вдоль длинных мощных лент вместо одного блока питания с одного конца включают два менее мощных блока питания с двух концов ленты, а в особо тяжёлых случаях — ещё и в середине ленты. В моём случае периметр замкнутый, я поделил его пополам, и просто взял два блока питания по 130 Вт и подключил к каждому отдельно по 7.5 метров ленты:
Выбор герметичных блоков питания был обусловлен тем, что они имеют существенно меньшие габариты по сравнению с открытыми и не имеют кулеров, то есть — не шумят, что немаловажно. К тому же я планировал разместить их все в герметичном (в целях пожаробезопасности) щитке, расположенном в скрытом месте внутри шкафа-купе, где с теплоотводом проблемы.
Диммер
Диммер, который мне понравился больше всего по функционалу из тех, что были в наличии, изначально рассчитан на настенную установку:
Этот диммер имеет и механическую регулировку яркости, и с пульта дистанционного управления. Причём, помимо плавной регулировки, на пульте есть четыре кнопки предустановленных уровней яркости (25%, 50% 75% и 100%), и ещё четыре кнопки для программирования пользовательских уровней.
Но для подключения он требует четыре провода, которых у меня в стены заложено не было. Поэтому я принял решение, что диммер установлю в щиток вместе с блоками питания. Механической регулировкой уровня яркости задам только стартовый уровень при включении ленты, а желаемую яркость буду регулировать с пульта ДУ.
Но для этого потребуется выпаять ИК-приёмник:
вынести его на проводе из щитка и расположить в удобном малозаметном месте. Будет ли он так работать? Проверил, работает:
Забегая вперёд замечу, что у диммера есть один существенный недостаток. Роль памяти установленного перед выключением уровня яркости выполняет потенциометр. При подаче 12 вольт на диммер лента включается на тот уровень яркости, который был задан потенциометром. После чего яркость можно изменять и с пульта, и потенциометром. Но, вне зависимости от того, как был установлен потенциометр, в первое мгновение при включении диммер не сразу запускает ШИМ, и наружу прут чистые 12 вольт. В момент включения лента обязательно вспыхивает на доли секунды на максимальную яркость, а затем устанавливается на заданную. Неприятно бьёт по глазам.
Усилители
Мощность диммера оказалась недостаточной для моих лент. Пришлось дополнительно покупать к нему усилители — по одному на каждый блок питания:
Монтаж щитка
Кроме основного освещения я решил применить ещё 3 метра такой же ленты для местного освещения над шкафом, с отдельным настенным выключателем и концевыми выключателями в сдвижных створках. А ещё у меня была запланирована декоративная подсветка из простой светодиодной ленты и дежурный ночной свет на коротеньком отрезке тусклой ленты с включением от фотореле. Всё это не имеет прямого отношения к данной статье, но поскольку потребовалось разместить в щитке дополнительно ещё три разных блока питания, то упомянуть об этом следует. Изначально фотореле имеет довольно крупные размеры и неэстетичную внешность, поэтому его тоже хотелось спрятать в щиток, чтобы не маячил на глазах:
С ним я поступил так же, как и с диммером — выпаял датчик и вынес его наружу на проводе, предварительно проверив что и это тоже будет работать:
Нашёл герметичный щиток подходящих размеров:
Затарился уголками и крепежом:
И приступил к монтажу:
Щиток готов:
Монтаж профиля и ленты
Для увеличения светоотдачи желательно бы монтировать ленту не вплотную к потолку, а чуть ниже, хотя бы сантиметров на 5. В этом случае отражение света ленты от потолка будет лучше. Но у меня такой возможности не было по некоторым субъективным причинам, поэтому смонтировал вплотную к потолку.
Слева кусок профиля для ленты местного освещения над шкафом, смонтированный на нижнем торце карниза, за которым будет расположена лента декоративной подсветки:
Отрезать профиль ножовкой по металлу с мелким зубом ровно под углом 45° легко, если использовать стусло, например такое:
Профиль крепил гипрочными саморезами длинной 32 прямо в гипсокартон, без дюбелей (гипсокартон наклеен на стены на Перлфикс), предварительно насверлив в нём (в профиле) отверстия с шагом в полметра:
Затем уложил ленту в профиль, подпаял провода питания. Рассеивателем профиль периметра пока закрывать не стал (магазин пока недопоставил часть рассеивателя), закрыл только профиль местного освещения над шкафом:
Первое включение
Итак — включаем! Wow! Это офигенно!
Конечно, я не ослеп от яркости. Ярко, да, но не запредельно. И очень красиво! Фото со вспышкой:
Без вспышки:
Вид с улицы (4-ый этаж):
Попытался заснять разницу освещённости между лентой и лампой накаливания 200 Вт, которая у меня пока висит вместо люстры. Зафиксировал настройки фотика при одном источнике света, запустил фотик на серию снимков, тем временем переключил источник света. Вот что получилось.
Сначала настроился на свет лампы накаливания и запустил серию, первая фотка — лампа, вторая — лента:
Теперь наоборот, первая — лента, вторая — лампа:
Интересный эффект — при свете ленты почти отсутствуют вертикальные тени. Это видно, например, по тени от горизонтальной трубы и отсутствующей тени от вертикально расположенной ручки регулятора на ней.
По этим фоткам видно, что 15 метров ленты светит ярче, чем лампа накаливания 200 Вт. Но вроде бы как и не намного. На самом деле сравнивать так конечно не вполне правильно. Лампочка — точечный источник, а лента — распределённый. При свете лампы по углам комнаты гораздо темнее, чем в центре, а при свете ленты, расположенной по периметру — везде одинаково светло.
Произвёл замеры освещённости люксометром:
Вот результаты в цифрах:
Точка замера | Лампа 200 Вт, lx | LED-лента 15м, lx | Лампа + лента, lx |
В центре комнаты на уровне пола | 121 | 240 | 358 |
В центре комнаты на уровне глаз | 1200 | 300 | 1500 |
В углу комнаты на уровне пола | 58 | 152 | 205 |
В углу комнаты на уровне глаз | 43 | 382 | 428 |
На расстоянии 1 метр от источника | 323 | 530 | — |
Вплотную к источнику | 90000 | 150 | — |
Как видно из таблицы, освещённость при свете ленты незначительно отличается между разными точками замера в помещении, что у пола, что на уровне глаз, что в углах или в центре — разница не более чем в 2-3 раза. Конечно же, это следствие равномерного распределения большого числа точечных источников света вдоль периметра помещения. Чего не наблюдается у лампочки, которая висит в центре потолка — разница в разных точках достигает уже почти 30-ти раз.
При одновременном включении и лампы и ленты их освещённости просто просуммировались. Если кто-то пояснит мне на пальцах, почему люмены не складываются напрямую (или складываются?), а люксы складываются (может это следствие большой разницы спектральных характеристик светодиода и лампы в длинноволновой области?), и как при заявленной силе света в 1200 люменов на метр при измерении на расстоянии 1 метр от куска ленты длиной 4 метра получается освещённость всего в 530 люксов, буду очень благодарен.
На небольшом отрезке одел на профиль рассеиватель, сфоткал разницу на короткой выдержке:
Замерил освщённость на некотором расстояннии: без рассеивателя 600 lx, с рассеивателем 520 lx на таком же расстоянии. Поглощает более 10%. Жаль, нет пока рассеивателя на весь периметр, не оценить общее снижение освещённости.
Падение напряжения
Напряжение вдоль ленты существенно падает. В начале оно составило 11,5 В, а в конце отрезка в 7,5 метра уже 8,5 В. Итого — 0,4 Вольта на метр. Падение яркости в глаза не бросается, но если специально сравнивать, то видно, что в одном углу лента гораздо ярче, чем в другом.
Измерения люксометром на расстоянии примерно 30 см в противоположных углах периметра дали результаты в 1600 и 600 люксов, разница более чем в 2,5 раза. Измерения на других расстояниях давали всё ту же разницу в 2,5-3 раза. Поэтому значение в 530 люксов в таблице для измерения на расстоянии 1 метр от ленты — это некое среднее значение, измерял на расстоянии примерно 2 метра от начала ленты.
Нагрев ленты, температура в щитке
Лента греется, и греется заметно. В начале ленты температура алюминиевого профиля составила 55…57°C, но в конце уже совсем прохладно, около 30°C. При установленном на профиль рассеивателе температура существенно не отличается.
Внутри герметичного щитка при максимальной нагрузке (что в реальности вряд ли будет) температура также не поднялась выше 57°C после 4-х часового прогона. Это немного превышает паспортную рабочую температуру блоков питания, но палёным не завоняло, всё работало. В обычном рабочем режиме, когда включена только лента периметра, температура в щитке установилась ровно на уровне паспортного значения блоков питания в 45°C. Вполне удовлетворительно.
Резюме
Технической стороной светодиодной системы освещения я вполне доволен. Удобный и простой монтаж, качественное исполнение комплектующих, включение света без задержки (что обеспечивают не все блоки питания для светодиодных лент), бесшумная работа, умеренный нагрев, низкое потребление при большой светоотдаче. Два минуса только, но оба в принципе решаемы — падение напряжения вдоль ленты (правда суммарной освещённости в комнате и так вполне достаточно), и некорректная работа диммера в момент включения (можно решить введением схемы задержки включения ленты после включения диммера, но тогда вместо вспыхивания будет эта самая задержка, не знаю, что лучше).
Об эксплуатационной стороне говорить пока рано, нужно время. Первое впечатление — этот свет совершенно другой. И нельзя сказать лучше он или хуже. Просто другой. Несколько дней занимался сборкой мебели при освещении ленты, никакого дискомфорта не ощущал. В общем пока мне всё нравится.
Не понравилась финансовая сторона — вся система обошлась мне примерно в 20 тыс рублей. Стоимость метра ленты в профиле примерно 1 тыс. руб. Плюс блоки питания и прочее оборудование. Правда неизвестно сколько времени всё это проработает. Для светодиодов заявлен срок службы около 100 тыс часов, к этому времени они теряют до 30% яркости. Если пользоваться лентой в среднем по 5 часов в сутки, то её должно хватить лет на 50. Посмотрим.
Под спойлерами несколько сабпостов, не относящихся напрямую к теме этой статьи, но непосредственно с ней связанных.
Управление раздельным включением люстры и ленты
Предыстория
Не зная заранее, понравится ли нам жить под светом светодиодов, как я уже упоминал, было принято решение об использовании вместе со светодиодной лентой и обычной люстры.
Но включать всегда параллельно и то, и другое — глупо. Перекидывать провода в выключателе тоже не айс. Хотелось иметь возможность включать по желанию отдельно и ленту, и люстру, и и то и другое вместе. К сожаленю, светодиодная лента появилась уже после того, как электропроводка была заложена в стены. А верхний свет теперь стал состоять из двух разных источников, которыми хотелось управлять раздельно.
Ко всякого рода беспроводным решениям в данной области я отношусь крайне скептически. Да, существуют разнообразные готовые системы с контроллерами и дистанционными беспроводными выключателями. Но я считаю, что такой подход — это из пушки по воробьям, или в случае отсутствия других вариантов реализации. Да и необходимость менять батарейки в дистанционных выключателях не прельщала. Нужно было найти простое, дубовое решение.
Изначально по проводке было заложено три точки управления освещением — над диваном и у двух дверей комнаты (комната проходная). Из каждой точки можно было независимо включить или выключить верхний свет. А над диваном дополнительно можно было включать некоторые другие, второстепенные источники света (декоративные подсветки, бра), создавая разнообразные сценарии освещения в комнате.
Решение
Поломав мозг над возможностями использования существующей проводки, у меня получилась схема, при которой из всех трёх точек можно выключить абсолютно все источники света одним нажатием. Это показалось удобнее, если нужно быстро погасить весь свет. В главной точке управления (что над диваном) помимо этого на каждый источник света была отведена своя отдельная клавиша, в том числе отдельная на люстру, и отдельная на ленту.
Но возник один подводный камень, который мог вызвать некоторые неудобства пользования. Если в главной точке управления все источники света выключить их персональными клавишами, то потом переключателями у дверей нельзя будет включить вообще никакой свет, и придётся сначала в темноте пробираться сквозь комнату к дивану.
Нужно было найти вариант, при котором была бы возможность из любой точки обязательно включить как минимум один источник света, вне зависимости от того, был ли он выключен ранее своим персональным выключателем, или нет. Используя при этом всё ту же, уже заложенную проводку, и не прибегая к избыточным беспроводным технологиям.
Решение было найдено в виде применения обычного электромагнитного коммутационного реле, используемого в качестве ячейки памяти с самосбросом. Логика управления светом теперь выглядит так.
Алгоритм работы
Решаем, какой из источников света будет «главным», то есть включаться по умолчанию при любых условиях. И подключаем его к электропитанию через НЗ-контакты реле. Для отключения только одного этого «главного» источника света вместо простого клавишного выключателя используем клавишную НР-кнопку. Кнопка управляет включением реле, которое ставится на самопитание, одновременно размыкая цепь питания «главного» источника света. И находится в этом состоянии до момента полного выключения всего света, после чего само сбрасывается в исходное состояние, замыкая НЗ-контакты, и позволяя в следующий раз обязательно включиться «главному» источнику света.
Такое решение имеет один минус — чтобы после отключения кнопкой «главного» источника света вновь его включить, необходимо дважды перебросить главный переключатель. Можно было бы конечно соорудить Т-триггер на нескольких реле, но самая простая надёжно работающая схема потребовала бы аж 5 реле, причём стартовое состояние триггера было бы не определено и могло быть любым: Было очевидно, что для доработки схемы для обеспечения определённого стартового состояния потребуется ещё несколько реле, в итоге всё это вылилось бы в неоправданно громоздкую конструкцию. Поэтому решил пока смириться с этим минусом.
Окончательная реализация
Принципиальная схема управления двумя источниками света из трёх точек с выбором нужного источника света в одной из точек выглядит так:
«Главным» источником света я пока выбрал ленту, если не понравится — потом несложно перекоммутировать проводку. При включении света в любой из трёх точек лента обязательно включается. Люстра имеет свой собственный простой клавишный выключатель. Ленту можно отключить клавишей-кнопкой.
Сделать кнопку из обычного клавишного выключателя очень просто. Для подобных трансформаций моя любимая серия электроустановочных изделий Unica у Schneider Electric подходит как нельзя лучше. Выключатели этой (а может и не только этой) серии имеют модульное исполнение, в каждый пост (на одну рамку) можно установить один или два узких модуля различного функционала. Да и сами модули собраны из унифицированных деталей. Используя детали различных модулей можно собрать хоть чёрта в ступе. Крепятся все элементы на защёлках, разбирается всё легко до детальки и собирается обратно без проблем.
В этой серии есть стандартная позиция — Выключатели для жалюзи, каталожный номер MGU5.207.18ZD. Единственная позиция, где применены нефиксируемые клавиши-кнопки, и где есть нужного размера пружинки
Первый слева:
Готовый блок выключателей в главной точке управления освещением выглядит так:
Слева — общая клавиша переключателя для всех источников света одновременно. Вторая — кнопка отключения ленты. Дальше три клавиши для включения разнообразных подсветок (на схеме не указаны). Последний — выключатель люстры.
У дверей — одиночные одноклавишные переключатели, один простой, другой перекрёстный:
Реле расположилось в скрытой в стене распаечной коробке:
Я использую тайваньские реле TRY-220VAC-S-4C. Группа таких реле уже работает у меня в системе многоуровневого освещения в другой комнате вот уже два года, без нареканий. По хорошему реле нужно бы разместить в колодке, но под рукой не оказалось, да и здоровенные они, распаял на проводах.
Испытания этой системы прошли успешно, всё работает как и задумано. По удобству пользования говорить пока рано, сделал всё недавно.
Управление местным освещением шкафа-купе
Как я уже упоминал выше, я применил три метра ленты Ultra 5000 для местного освещения шкафа-купе, от отдельного блока питания и с отдельным включением. И для этого потребовалось не вполне обычное управление. Эта лента должна включаться при открытии створок шкафа. Для этого используются концевые выключатели, расположенные внутри шкафа над створками. Я нашёл роликовые, здесь ничего необычного.
Но подумалось, что может возникнуть ситуация, когда шкаф нужно открыть, а свет не нужен. Да и наоборот тоже, включить дополнительное освещение, не открывая шкафа. Для этого я решил установить отдельный двухклавишный выключатель, одной клавишей которого освещение можно было бы принудительно включить, даже если шкаф закрыт, а другой — принудительно отключить, даже если шкаф открыт.
Получилась следующая принципиальная схема:
Сам шкаф пока в проекте, поэтому фоток нет. Но освещение уже работает от клавиш. Двухклавишный настенный выключатель — совершенно обычный, без доработок, подключен трёхжильным кабелем. Клавиша принудительного отключения приоритетная, если она отключена, то ничего не включится. Клавиша принудительного включения включит свет только при условии что первая клавиша тоже включена, но и независимо от положения створок шкафа. Режим «автоматического» включения и выключения света от концевых выключателей возможен только в положении «вкл» первой клавиши и «выкл» второй.
Светодионая декоративная подсветка в качестве основного освещения
Декоративные подсветки на светодиодных лентах были запланированы заранее. Одним из таких объектов подсветки должна была стать модульная мебель (набор шкафчиков). Но степень освещённости заранее трудно было предугадать. Для этих целей я приобрёл самую тусклую ленту, которая попалась:
Я планировал разместить её под мебелью, над мебелью, ну и внутри неё, конечно же, тоже
Смонтировав только нижнюю и частично внутреннюю подсветку я получил результат, мягко говоря немного превосходящий мои ожидания. Вот так оно выглядит, когда включена и подсветка, и мощная лента освещения периметра:
А вот так, если выключить верхнее освещение и оставить только подсветку:
На этих фотках не очень понятен реальный уровень освещения. На самом деле очень даже светло. А ведь это только малая часть запланированного
UPD 27.01.2013
Наконец-то получил долгожданные рассеиватели для профиля. Установка их оказалась задачей весьма трудоёмкой — необходимо прилагать очень большое усилие чтобы их защёлкнуть в профиль. Неудобно под потолком этим заниматься. Ладно ещё пару метров одеть, но на 15-ти метрах я даже отдыхал пару раз, поскольку пальцы обычно тяжелее кнопок клавиатуры ничего не жмут
Результат противоречивый. Конечно, стало темнее, заметно темнее. Провёл ещё раз замеры освещённости перед тем, как одеть рассеиватель, и после этого, вот что получилось:
Точка замера | Без рассеивателя, lx | С рассиевателем, lx |
В центре комнаты на уровне пола | 246 | 165 |
В центре комнаты на уровне глаз | 312 | 215 |
То есть стало темнее процентов на 30%.
Но с другой стороны, изменился сам свет, и изменился в лучшую сторону. Во-первых, он стал теплее по цветовой температуре. Ещё в процессе монтажа рассеивателей я заметил разницу в цвете на потолке — там, где рассеиватель уже был одет, оттенок света был более жёлтым. Для глаз такой цвет стал ещё приятнее. Во-вторых, может быть это следствие первого, цветопередача улучшилась. Раньше мне всё казалось в этом свете зеленоватым, а с рассеивателями этот эффект пропал, теперь цвета предметов стали естественнее. Ну и в-третьих, лента стала выглядеть эстетичнее, не контрастные яркие точки на тёмном фоне, а более размытые на более светлом фоне.
В общем, результатом доволен. Яркость теперь сравнима с освещением от одной двухсотваттной лампы накаливания, но качество света гораздо лучше. Максимальный уровень на диммере теперь уже не кажется избыточным, а вполне нормальным. Возможно, когда лента со временем потеряет часть яркости, будет иметь смысл сменить матовый рассеиватель на прозрачный. Ну или совсем снять его.
Со вспышкой:
Без вспышки:
С короткой выдержкой и малой диафрагмой (глаза видят ленту примерно так):
UPD 09.03.2017
В комментариях добавил отзыв о четырёхлетнем опыте эксплуатации: geektimes.ru/post/257720/#comment_9935472
Варианты подсветки
Выбор световых приборов для потолка является важной составляющей оформления.
По периметру
смотрите также
Фото парящих потолков
Данные виды периметрального освещения очень часто применяют для различных дизайнерских решений:
- Парящий потолок. Летящие конструкции за счет необычного эффекта расширяют границы пространства и поэтому отлично подходят для низких потолков.
- Контурная подсветка. Располагается по краям потолочной модели, она позволяет очертить определенные формы и фигуры и создать интересную игру света и цвета.
На фото кухня-гостиная с одноуровневым парящим потолком белого цвета.
Внутренняя
Сплошная подсветка добавляет объема в помещение, усиливает цвет и придает ощущение большого пространства.
Линии и полосы
Линейные светильники обеспечивают равномерный световой поток и привносят в атмосферу чарующего уюта. Лампочки с разнообразным уровнем мощности позволяют сконцентрировать внимание на определенных участках потолочной плоскости.
На фото кухня-гостиная с подсветкой в виде световых линий на потолке.
Транслюсцентный
С помощью такого полупрозрачного потолка, который светится изнутри, создается уникальная и загадочная атмосфера.
Геометрические фигуры (круги, квадраты)
Контурное освещение придает разнообразным геометрическим фигурам дополнительного визуального объема и делает их довольно стильным элементом дизайна.
Точечная
Прекрасно подчеркивает и выделяет функциональные зоны комнаты. Точечные светильники могут применяться, как в одноуровневых, так и в разноуровневых или комбинированных конструкциях.
Скрытая
Является современным и удивительно стильным решением, которое визуально приподнимает потолок и придает ему нотки таинственности и сказочности.
На фото потолок со скрытой подсветкой в интерьере столовой.
Виды освещения
Чтобы создать комфортную обстановку в помещении, подчеркнуть его достоинства, или же, наоборот, скрыть недостатки, применяются четыре типа освещения. Рекомендуется использовать все приемы для обеспечения максимальной функциональности внутреннего пространства и придания ему стильности и оригинальности.
Основное
Освещение используется для равномерного заполнения комнаты светом. Именно рассеянный базовый свет, который отражается от поверхностей стен и потолка, включается при входе в здание. Для его устройства на потолках монтируются люстры и различного типа светильники.
Местное
Для проведения определенных мероприятий необходим свет, который может быть направлен в нужную зону. Такое освещение не только обеспечивает максимальное удобство при выполнении какой-то операции, но и влияет на здоровье тех, кто им пользуется.
Где может понадобиться рабочее освещение в квартире:
- на кухне, обеспечивая подсветку рабочих поверхностей (мойки, плиты, участка обработки продуктов);
- над обеденной зоной;
- над кроватью или креслом, где можно почитать литературу, заняться хобби;
- в кабинете или детской комнате для создания условий, позволяющих с комфортом сделать уроки или выполнить взятую на дом работу;
- для наведения марафета в утренние или вечерние часы в ванной комнате или у туалетного столика;
- в прихожей, чтобы полностью подготовиться к выходу из дома.
Местное (или рабочее) освещение необходимо для организации зонирования пространства и обеспечения комфортного пребывания всех проживающих в доме, давая возможность каждому заниматься своим делом, не отвлекая других.
Акцентное или декоративное
Такое освещение в первую очередь необходимо для создания уютной атмосферы в жилище. С его помощью можно акцентировать внимание на отдельных зонах или предметах интерьера. Например, подсветить витрину, нишу с установленными статуэтками или фотографиями, картины и т.д.
Декоративное потолочное освещение может быть смонтировано в многоуровневых конструкциях, над камином или красивой вазой. Такой прием позволяет выделить необходимый участок на фоне других, более затемненных, сделать еще более привлекательными сами элементы декора помещения.
Интенсивность искусственного освещения удобно регулировать при помощи реостатов.
Источники света на потолке
Позволяют еще больше отразить индивидуальность потолочной конструкции.
Светодиодной лентой (LED)
Отличается особой гибкостью и компактностью, может монтироваться практически на любую поверхность. Лед-подсветка зрительно изменяет геометрию комнаты, приподнимает потолочную плоскость и делает интерьер намного привлекательнее и оригинальнее.
Диодные светильники
Излучают четкий не размытый свет, максимально приближенный к естественному и наполняют помещение качественным освещением, которое приятно глазу.
На фото кухня с потолком, декорированным диодными потолочными светильниками.
Лампочки
Могут иметь различные позиции на потолке, например по контуру, вдоль стены, по спирали или в несколько рядов.
Споты
Предоставляют возможность регулировать световой поток и направлять его в нужную точку. Споты прекрасно подчеркивают определенные участки комнаты и создают в них яркое освещение.
Дюралайт
Гибкий ленточный световой шнур дюралайт, позволяет создать необычную подсветку для любой конструкции и придать ей запоминающийся внешний облик.
На фото розовая подсветка дюралайт в интерьере небольшой гостиной.
Софиты
Распространяют световой поток в виде направленных лучей. Софиты отличаются удобством, компактностью и особой эстетической красотой.
Инструменты и расходные материалы для монтажа
При устройстве светодиодной ленты своими руками, требуется определённый набор инструментов и расходных материалов:
- Для раскроя и сборки ленты в полноценный светильник:
- Ножницы, или кусачки для кабельной продукции.
Кусачки для кабеля
- Рулетка для замера нужной длины реза.
Рулетка
- Перманентный маркер для нанесения разметки раскроя.
Перманентный маркер
- Строительный нож с выдвижным лезвием для зачистки контактов от силиконовой оплётки.
Строительный нож
- Изолента для надёжной защиты свободного конца лента после разрезки.
Изолента
- Участок кабеля с вилкой, понижающим трансформатором и съёмным контактном для возможности подключения ленты к электрической сети.
- Для монтажа ленты к потолочной конструкции:
- При монтаже элемента без применения механических фиксаторов – двусторонняя клейкая лента. Чтобы изделие долго держалось на своём месте, следует выбирать только высококачественную продукцию от известных брендов, например, 3М.
Двусторонняя лента 3М
- При механическом способе крепления потребуются специальные монтажные петли из пластика или металла с таким габаритом посадочного жёлоба, чтобы в него поместилась лента целиком.
- Набор саморезов для надёжного крепления.
- Дюбель гвозди для фиксации элементов крепления к стене.
Дюбель-гвозди
- Перфоратор для устройства отверстий в железобетонной конструкции, либо кирпичной кладке, в зависимости от места монтажа изделия.
Перфоратор
- Шуруповёрт для закручивания саморезов в держателях светодиодной ленты.
Шуруповёрт
- Стремянка с диэлектрическими вставками, либо монтажные подмости для удобства работы под потолком.
Стремянка
- Для подключения электричества:
- Силовой кабель нужного сечения.
- Кусачки и изолента, упомянутые выше, либо ПВХ термоусадочная трубка для обеспечения надёжной герметизации оголённых участков кабеля.
Термоусадочная трубка
- Клеммные коробки с обжимными посадочными гнёздами для контактных участков кабельных жил.
Клеммная коробка
- Автомат в щитке, подобранный, исходя из суммарной силы тока в подключаемой цепи.
Автомат УЗО
- Мультиметр для определения напряжения и предельного тока КЗ, а также времени срабатывания автомата УЗО.
Мультиметр
Весь применяемый инструмент должен быть исправен, расходные материалы обладать высоким качеством для обеспечения длительной бесперебойной эксплуатации продукции.
Примеры потолочных конструкций
Основные три разновидности.
Одноуровневые
Уникальное сочетание простоты одноуровневой конструкции с красотой разнообразных осветительных приборов, создают лаконичный и очень гармоничный дизайн.
Двухуровневые
Светодиодная лента или светильники особенно эффектно подчеркивают многофункциональную двухъярусную конструкцию.
Многоуровневые
Трехуровневый потолок позволяет реализовать самые экстраординарные дизайнерские решения и создать в помещении по-настоящему впечатляющие и индивидуальные проекты.
Коротко о главном
Подсветка потолка светодиодной лентой – важный шаг в оформлении дизайнерского решения при отделке комнаты. Для корректного монтажа необходимо приобрести нужную продукцию, в соответствии с требуемым классом защиты, оттенком свечения, а также длиной. Монтаж должен проводиться с применением специального инструмента и расходных материалов. Светодиодная лента может устанавливаться в карнизы, ниши и на тыльную сторону потолочных плинтусов. Крепление производится на двустороннюю липкою ленту, либо посредством механических зажимных фиксаторов.
Цвета подсветки
Определенный цвет или оттенок формирует настроение всего интерьера.
Неоновая
Гибкий неон имеет мягкое голубое или синее свечение. Такой холодный оттенок прекрасно смотрится, как в более просторных, так и в маленьких комнатах.
Розовая
Создает волшебную атмосферу и невероятно красиво окутывает магическим светом отдельные фрагменты помещения.
На фото спальня и одноуровневый серый потолок с подсветкой розового цвета.
Цветная (RGB)
Предусматривает несколько разноцветных вариантов, которые позволяют подстраивать потолочную модель под любое настроение.
Желтая
Является довольно позитивным и ярким интерьерным решением.
Фиолетовая
Нетривиальный вариант, который подойдет для тех, кто любит нестандартное и экстравагантное оформление.
Белая
Самый простой, но при этом очень стильный и эффектный вид подсветки, создающий равномерный белый световой поток.
Расшифровка маркировки светодиодной ленты
Светодиодные ленты изготавливают из диэлектрика толщиной около 0,2 мм, на который наносят токопроводящие дорожки с контактными площадками под чипы, на которые производится монтаж SMD компонентов (светодиодов и резисторов).
Стандартная лента состоит из отдельных модулей длиной от 2,5 до 10 см, соединённых в параллель. В каждом модуле установлено от 3 до 22 светодиодов и несколько резисторов, ограничивающих потребляемый ток. Таким образом, светодиодная лента – это множество модулей с номинальным напряжением питания 12 или 24 вольт. Готовую продукцию, как правило, поставляют в бобинах длиною 5 метров и шириною от 8 до 40 мм.
Маркировку наносят на упаковку или бобину изделия, придерживаясь международных стандартов. Расшифровка маркировки ленты на примере LED 12V RGBW SMD 5050 120 IP65 представлена в таблице ниже.
Позиция в названии
Цвет потолка
Освещение прекрасно сочетается с потолочной плоскостью любого цвета.
- Черный.
- Белый.
- Бежевый.
- Красный.
На фото гостиная с бежевым одноуроровневым потолком с подсветкой.
Зачем так необходима подсветка
В настоящее время ленточная подсветка используется чаще всего для реализации дизайнерских решений в области освещения. Если у вас в планах намечено кардинальное преображение своей комнаты, то это будет идеальным решением для получения наилучшего эффекта.
Стоит отметить, что эксперименты с диодным освещением потолка велись с далеких 70-х годов 20 века – в это время они стали доступными для покупки. Единственное, на то время они еще не обладали необходимым качеством для организации достойного освещения, которое не раздражало бы глаза.
Сначала в роли вспомогательного освещения или подсветки в комнатах применялись бра, а после – точечные светильники. Тем не менее, именно светодиоды показали себя с наилучшей стороны в качестве установленной скрытой подсветки – многие стараются достичь именно такого способа монтажа, чтобы источник света не находился у всех на виду. При том, что светодиоды дают возможность осуществить интересные вариации освещения, как в качестве дополнительного, так и основного.
Преимущества освещения потолка светодиодной лентой таковы:
- Возможность установить скрытую подсветку – сам источник освещения (светодиодная лента) укладывается незаметно для человеческого глаза, при этом генерируется достаточное количество света, создавая тем самым своеобразную светящуюся ауру в помещении.
- Такой вид освещения с легкостью можно установить самому.
- Потолочная подсветка светодиодными лентами может выступать в роли основного источника света.
- Возможность реализации любой дизайнерской фантазии.
- Можно организовать подсветку практически любого оттенка.
- Светодиоды можно дополнить оптоволокном (отличный источник света, значительно расширяющий возможности подсветки).
- Потолочная диодная лента потребляет минимум электроэнергии, поэтому являются экономичной.
- При необходимости, путем установки подсветки, есть возможность разграничить участки помещения.
- И последнее – подсветка является идеальным решением для организации простой декорации.
Однако у потолка со светодиодной подсветкой есть и свои негативные стороны, но их немного.
К таким можно отнести следующее:
- В некоторых случаях установленное освещение может раздражать глаза. Чтобы избежать такой проблемы, перед планированием монтажа позаботьтесь о том, чтобы у готовой подсветки можно было менять цвета.
- Диоды, как правило, стоят прилично. Это компенсируется простым обслуживанием и экономичностью.
Кроме всего прочего, светодиоды отличаются долговечностью. Согласно утверждениям многих изготовителей, такой источник света прослужит порядка 100000 часов. Однако не стоит в полной мере доверять таким заявлениям. Оказывается, с течением времени светодиодная лента понемногу начнет утрачивать свою номинальную яркость. Сроком службы считается период от первого включения светодиодной ленты и до того момента, как ее световой поток упадет на треть.
Стоит отметить, что если задействовать такое освещение по 6 часов в сутки, то в итоге диодная подсветка потолка сможет с легкостью прослужить до 10000 часов. Получается, что ее яркость начнет ухудшаться только спустя 4 года такой эксплуатации.
Дизайн потолка
Наиболее интересные потолочные оформления.
Окно в небо
Фальш-окно — это идеальное решение для многих интерьеров. Наличие подсветки усилит эффект бездонности и глубины данной конструкции.
Ночное небо
Звездное небо завораживает мерцающими огоньками и своей магической притягательностью, напоминает галактику и открытый космос. Такой декор никого не оставит равнодушным.
Прозрачный потолок
Подходит для небольших помещений с ограниченным естественным освещением. Он обеспечивает достаточное количество света и тем самым становится изюминкой интерьера, которая создает уютную и приятную атмосферу.
С балкой
Споты, точечные светильники или диодная лента позволяют подчеркнуть декоративную красоту балки и создать акцент на функциональных зонах.
Необычные идеи
Различные виды подсветки в сочетании с необычными потолочными моделями, являются оригинальным стилистическим приемом.
С одной стороны
Боковое освещение предоставляет возможность осветить ту часть комнаты, которая используется чаще всего.
Небо с облаками
Великолепно преображает пространство, привносит в него легкости, воздушности и дарит ощущение свободы.
С лепниной
Освещение выгодно выделяет изгибы и узоры лепного орнамента или рисунка.
С рисунком и подсветкой
Такое сочетание создает различные световые иллюзии в пространстве и несомненно становится ярким и самобытным штрихом.
Коррекция пространства светом
Натяжная потолочная конструкция забирает у высоты комнаты несколько сантиметров. Поскольку большинство квартир малогабаритны, то такие системы визуально уменьшают пространство. Решить данную проблему поможет свет на подвесном потолке.
Если направить световой поток от люстры и дополнительных осветительных устройств на потолок, он станет казаться выше, чем в действительности. Лучший эффект получается на глянцевых виниловых полотнах.
Скорректировать геометрию комнаты помогают светодиодные ленты. Поскольку они отличаются гибкостью, то позволяют воплотить любой дизайн подсветок на натяжном потолке. Ленту прячут в потолочном карнизе, что предоставляет возможность исправить геометрию. С ее помощью также подчеркивают ступени в многоярусной конструкции. Если переходы не выделить, они не будут смотреться объемно, как требует дизайн, а уровни сольются вместе.
Формы потолков
Самые распространенные потолочные формы.
Круглый
Позволяет разнообразить интерьер и сделать его дизайн по-настоящему особенным. Его можно подсветить с помощью любого оригинального оттенка, подходящего под стиль комнаты.
С нишей
Такие модели с коробом обеспечивают четкие границы освещения и являются довольно популярным интерьерным решением.
Прямоугольные и квадратные
Скрытая подсветка сделает прямоугольные или квадратные фигуры более заметными и не позволит им слиться с общим фоном.
Фигурный
Потолок волнами смотрится довольно очаровательно, в комбинации с различными световыми эффектами, он открывает широкие возможности для различных экспериментов.
Монтаж подсветки потолка по периметру с пошаговыми фото
Основной потолок в данном варианте шпаклевался, потому первый ярус не делали. Прикрепили только короб по периметру: высота и без того небольшая и 7-8 см, необходимые на организацию подвесного критичны.
План короба для подсветки
Возле окна оставлено место для карниза, ширина короба 60 см, относительно основного потолка он опущен на 12 см, высота бортика около 5 см, выступающая часть — 6 см, в углах сделаны закругления.
Схема короба подсветки в разрезе
Способ выбран первый — ступенька под подсветку без опоры. Так как подсветка планируется из обычной светодиодной ленты, ее несущей способности более чем достаточно.
Сначала делают разметку на потолке. Все заданные размеры откладывают, при помощи малярного шнура прорисовывают линии. Обратите внимание, что линия на потолке прокладывается на расстоянии 54 см, а не 60 см, как на первой схеме. Она получается с учетом того, что ступенька выдвинута вперед на 6 см.
При помощи малярного шнура делаем разметку на потолке и стенах
При прорисовке закруглений их центр делают не в том месте, где крепят профиль, а с учетом выступающей ступеньки: так элемент получается более выразительным.
Как нарисовать закругление на потолке
По нанесенным линиям крепят направляющие профиля (CD или ПНП в маркировке). Крепили на дюбеля с шагом 50 см. Сверлили сразу, через металл. Установив заглушку закручивали дюбель-гвоздь.
Контуры короба выложены профилями
Там, где надо сформировать закругление, стенки (боковинки) профиля надрезаются, спинка остается целой. После этого можно профиль можно выложить по окружности.
С лицевой стороны к направляющему профилю на потолке крепим крепим полосу гипсокартона шириной 12 см. Это будет задний бортик нашего короба. Его крепим по всему периметру саморезами с винтом на расстоянии около 10 см.
Крепим полосу ГКЛ шириной 12 см Возле окна крепим полосу, которая будет закрывать струнные карнизы для штор
С тыльной стороны установленного бортика крепим вертикальные стойки из профиля CD (потолочного). Их длинна небольшая — 9,8 см (12 см высота короба, минус 1 см на установку профилей, и еще минус 1,2 см толщину ГКЛ, прикручиваемого снизу).
В каждом отрезке нижняя часть подрезается. Удаляются боковые стенки так, чтобы можно было прикрутить еще один направляющий профиль. В результате его нижняя полка должна находится на одном уровне с профилем, прикрученным на стене. Шаг установки вертикальных стоек — порядка 40-50 см.
По периметру прикручиваем короткие вертикальные кусочки Еще один ракурс
Следующий шаг: прикручиваем профиль ПНП, который идет по низу ботика. Он также устанавливается на саморезы с шагом 10-12 см.
Далее приступаем к установке горизонтальных перемычек, на которых будет держаться ГКЛ лист, закрывающий короб снизу.
Установка горизонтальных перемычек
Они соединяют два направляющих профиля: тот, который прикручен на стене, и тот, который прикреплен к основному бортику. Делают из несущего профиля с шагом 40-50 см.
Собирают по всему периметру
Приступаем к оформлению закруглений. Чтобы полоса изогнулась по необходимой траектории, берем полосу гипсокартона шириной порядка 15 см. Надрезаем ее с шагом 5 см и ломаем гипс. Получились куски гипса, которые держатся на картоне.
Надрезать каждые 5 см картон с одной стороны и сломать гипс
Теперь крепим такие куски к профилю. На каждый фрагмент — один саморез, примерно посередине ширины, чтобы не лопнул.
Крепим нарезанные полосы
При помощи лазерного уровня переносим разметку высоты на внутреннюю сторону. Если лазерного уровня нет, используйте водяной и нанесите линию карандашом.
Затем берем кусок несущего профиля длинной 9,8 см, только подрезаем его и сверху и снизу. Примерно в середине дуги заводим один край за профиль, крепим саморезом.
Как сделать закругление
Потом берем нарезанный на фрагменты кусок профиля (как делали это при формировании окружности на потолке) и крепим его по отметке.
Готовое закругление «изнутри»
Теперь лишние куски гипрока можно убрать. Их срезают в уровень с нижним краем профиля, аккуратно надрезая бумагу и отламывая небольшие фрагменты.
Обрезаем лишние куски Так это выглядит с другого ракурса
Следующий шаг в изготовлении потолка из гипсокартона с подсветкой — шпаклевка. Шпаклюется потолок и основной бортик. Это самый удобный для этого момент. Позже будет мешать подшивка снизу и выступающий карниз.
Шпаклюем бортик и потолок
Далее начинаем подшивать короб снизу. Ширина полосы — 60 см. Нарезаем и прикручиваем саморезами. Процедура для работ с гисокартоном стандартная. Некоторые пояснения требуются только для зашивки углов.
Прикручиваем лист, который хорошо становится в угол и по наружным размерам немного больше требуемого закругления
Удобнее всего вырезать квадрат, потом обрезать его с одной стороны. Сначала прикручиваем его по прямым. Потом, постепенно, по дуге, вырисовывая требуемую форму края.
Рисуем форму и обрезаем
Сначала можно нарисовать, потом по этой линии откусывать небольшими кусочками. Неровности сгладить обойным ножом.
Далее прикручиваем направляющий профиль. К нему будет крепиться дополнительный бортик, который будет закрывать подсветку.
Прикручиваем направляющий профиль по краю
Новостей никаких: для закруглений надрезаем боковинки, изгибаем с нужным диаметром и устанавливаем на место, фиксируя при помощи саморезов.
Так это выглядит снизу
Если планируете делать светодиодную подсветку гипсокартонного потолка, самое время крепить ленту. Потом будет очень уж неудобно. Ее наклеивают в нужном месте, при необходимости устанавливая какую-то наклонную плоскость.
Ленту устанавливаем до момента монтажа наружного бортика
Далее к профилю крепится полоса гипсокартона шириной в 5 см. Из особенностей — крепление посередине, а не сверху и снизу: слишком маленькая высота. Изгибы делаются тоже знакомо. Надрезаем полосу каждые 4-5 см, ломаем гипс и крепим.
Установленный бортик Закругление ближе
В данном варианте, чтобы облегчить работу и придать потолку законченный вид к бортику приклеены галтели (потолочный плинтус). Похожие приклеены и на стыке короба и стены.
Приклеены галтели
Теперь осталось все зашпаклевать и добиться ровной поверхности. Практически все. Потолок из гипсокартона с подсветкой готов, осталось установить саму подсветку. А она может быть разной.
Окончательный вариант
Еще один вариант можно увидеть в видео формате, но уже с рабочей подсветкой.
Монтаж двухуровневого потока продемонстрирован в следующем видео. Этапы показаны схематично, но сборка первого уровня ясна. Так что может быть полезно.
Фото подсветки потолка в интерьере комнат
Несколько фото примеров светового решения.
Гостиная
Точечное, направленное, скрытое или любое другое освещение потолочной конструкции, должно в первую очередь гармонировать с общим дизайном гостиной. Определенный световой фокус позволяет загадочно окутать комнату мягким светом.
Спальня
Подсветка или разнообразные светильники на потолке, будут создавать ненавязчивое и релаксирующее свечение, которое особенно соответствует расслабляющей атмосфере в спальне.
Кухня
Точечные светильники или светодиодная лента с определенной мощностью или направленностью светового потока, позволят выделить рабочую кухонную зону и прочие элементы, на которых нужно сфокусировать внимание.
Детская
Здесь не должен присутствовать слишком яркий и резкий свет. Потолочные изделия с разнообразной подсветкой помогут создать в детской качественное, мягкое, рассеянное освещение с плавными переходами.
Коридор и прихожая
Точечные светильники в коридоре дают достаточное и размеренное количество света. При грамотном расположении на потолочной плоскости, они подчеркнут интерьер прихожей, выделят его достоинства и корректно скроют недостатки.
Ванная
Потолочное освещение будет прекрасно гармонировать с кафельным покрытием, зеркалами, сантехникой и другими декоративными элементами ванной.
Туалет
Для такого небольшого помещения будут уместны одноуровневые модели с минимальным количеством осветительных приборов. Они должны создавать направленный световой поток и не перегружать пространство.
Мансарда
Подсветка станет отличным дополнительным источником света в мансарде, она увеличит чердачное помещение и придаст скошенному потолку легкости, а также лишит его давящего эффекта.
Балкон
Светодиодные лампочки или споты в сочетании с несложными потолочными формами, позволят организовать качественное освещение всего балконного пространства.
Ошибки при расчете освещения потолка
На сайтах, посвященных светодиодному освещению, часто перепутаны даже базовые понятия. Некоторые высчитывают светодиодное освещение в ваттах, что в корне не верно, так как светоотдача у каждого типа матрицы разная. Некоторые пытаются сопоставить люксы диода и лампы накаливания, что тоже неверно.
Мощность осветительного прибора для нас не имеет значения, это КПД источника света и используется лишь для сравнительного перерасчета.
Рекомендации 4-5 Вт/м.кв для светодиодной лампы нужно игнорировать. Световой поток при такой мощности может быть от 180 до 330 люмен на 1 метр (в зависимости от светодиодной матрицы). При площади комнаты в 20 кв.м общая освещенность будет от 3600 до 6600 люмен. Разница почти в 2 раза.
Примеры оформления в различных стилях
Правильно подобранный световой дизайн потолка, способен гармонично вписаться в любое стилевое направление.
- Классика. Данный стиль подразумевает потолочные модели с мягким, но при этом достаточно ярким светом. Они помогают подчеркнуть безупречную, торжественную и величественную атмосферу классического интерьера.
- Современный. Лаконичные изделия в светлых тонах в сочетании с современными, простыми и стильными светильниками являются неотъемлемой частью современного стиля.
- Минимализм. Потолочный светодизайн в холодных оттенках органично дополнит минималистический стиль, подчеркнет его концепцию и не будет притягивать на себя лишнего внимания.
- Хай-тек. Геометрические формы потолков с простыми моделями светильников придадут стилю хай-тек продуманности и завершенности.
- Лофт. Светодиодная лента или споты с индустриальным дизайном, на потолочной плоскости, привнесут в сдержанный лофт своеобразной легкости и пространственной глубины.
На фото потолок геометрической формы с подсветкой в спальне в стиле хай-тек.
Потолок «звёздное небо»
Сложно представить, кого бы не впечатлил дизайн потолка с имитацией звёздного неба. Жизнь в городе редко предоставляет нам возможность полюбоваться ночным небосводом. Почему бы не создать своё личное звёздное небо в пределах собственной квартиры?
Светящийся потолок с эффектом «звёздного неба» в спальне создаёт волшебную атмосферу
Варианты создания потолка «звёздное небо»:
- Натяжной потолок со светодиодами
- Флуоресцентные наклейки
- Светящиеся фотообои
- Люминесцентные краски
- Любой из этих способов имеет право на жизнь и при должном уровне исполнения подарит радость и капельку волшебства.
Потолки из алюминия с подсветкой
В состав реечных алюминиевых конструкций входят планки длиной 3 и 4 метра. Их ширина составляет 5 — 25 см. Благодаря напылению, рейкам придают различные декоративные эффекты: серебро, золото, хромированное покрытие. Поверхность планок может быть гладкой или фактурной. В продаже реечные потолки представлены в трех основных разновидностях: итальянские, немецкие и дизайнерские. Благодаря небольшому весу, систему можно монтировать без дополнительного крепления. Потолочная отделка данного типа отличается долговечностью и стойкостью к внешним воздействиям. Однако она имеет несколько официальный вид, что объясняет ее применение, в основном, в нежилых помещениях.
Виды светодиодной подсветки
Подвесной потолок можно подсветить четырьмя способами:
- Контурная рассеянная подсветка – светодиоды располагаются на полке (нижний ряд на рисунке) и светят вверх. Подсветка образует сплошную световую полосу.
- Направленная подсветка – светодиоды монтируются на откосе и светят вдоль потолка. На основном (базовом) потолке видны расходящиеся лучики.
- Точечная подсветка («звездное небо»). Светодиоды светят с потолка прямо вниз. Такую подсветку сделать труднее; лентой тут не обойдешься, и нужны некоторые (впрочем, элементарные) технические знания.
- Фигурная подсветка. Светодиоды размещаются в небольших потолочных плафонах. Для устройства такой подсветки, кроме технических знаний, нужны и навыки домашнего мастера.
Виды
Существует огромный перечень точечных моделей. Особым разнообразием пестрят потолочные светильники, подходящие и для гипсокартонных потолков, и для обыкновенных, и для натяжных, и даже для реечного потолка, являющегося диковинкой для современных интерьеров.
Для начала актуально снова упомянуть, что точеная подсветка делится на две большие группы: накладные и встраиваемые. И в той, и в другой комплектации выпускают лампы направленного света. Поворотный механизм, которым дополнены такие споты, позволяет регулировать направление светового потока. Направляющие и усиливающие рефлекторы способны слегка рассеять свет, освещая большую площадь без дополнительных затрат электроэнергии
Обратите внимание, что накладные софиты выступят еще и в роли декоративного дополнения
Они хорошо смотрятся и в мебели, когда необходимо сделать какую-то делать с подсветкой. К примеру, наиболее частым вариантом является монтаж светильников по верхней границе шкафа, чтобы его содержимое было лучше видно.
Для создания встроенной подсветки используются светодиодные или люминесцентные энергосберегающие лампочки. Оба этих вида не перегреваются, потребляют мало электроэнергии и светят достаточно ярко. Различия заключаются в сроке службы и в цене: светодиодные лампы работают до 50000 часов и стоят достаточно дорого, в то время как предельное время работы энергосберегающих ламп – 20000 часов, и их стоимость в два раза ниже, чем у светодиодных моделей.
Расчет количества светильников
Чтобы определить количество светильников, надо учесть тип комнаты и норму освещенности для нее. Все показатели прописаны в СНиП, для удобства собраны в списке:
- Жилые комнаты и кухни – от 150 Лм на метр.
- Детские – от 200 люмен.
- Ванные, санузлы, душевые и коридоры – от 50 Лм.
- Гардеробные – от 75 люмен.
- Рабочие кабинеты и библиотеки – от 300 Лм.
Это минимальные нормы, чаще всего уровень освещенности делают выше. Чтобы регулировать интенсивность света, используются несколько режимов на выключателе или диммер для регулирования яркости.
Подсветка «звездное небо»
Компоненты и элементная база
Для «звездного неба» лента уже не годится, нужны отдельные светодиоды. Прежде всего: не пытайтесь включить много светодиодов прямо в сеть 220 В. несведущие люди иногда рассуждают: ага, в фонарике 3 диода светятся от 6 В; значит, 100 диодов можно включить в 220 В после выпрямления.
Нельзя, кончится аварией и в буквальном смысле слова сгоревшими деньгами. У батареек внутреннее сопротивление возрастает при увеличении тока, и ток через диоды ограничивается. У сети электропитания внутреннее сопротивление практически равно нулю. Гасящий резистор не спасает: светодиоды не держат обратное напряжение 220 В (310 после выпрямления), их сразу пробьет, и получится КЗ – короткое замыкание со всеми своими последствиями.
Поэтому для «звездного неба» нужен такой же ИП, как для ленты, но на 5 В. мощность ИП рассчитывается исходя из количества светодиодов: 10 Вт на 100 LED. Лишняя мощность ИП не повредит. Попросту, так как для «звездного неба» достаточно 20 диодов, ИП годится самый простой и дешевый. Желательно также приобрести контроллер-прерыватель на 4-8 секций диодов. Тогда звездочки будут мигать, как настоящие.
При пайке отдельных светодиодов соблюдайте полярность: вывод плюса диода длиннее и обозначен ключом, и осторожность – выводы довольно легко ломаются. Также не забудьте одеть на каждый вывод изолирующую трубочку – «кембрик», иначе после монтажа хлопот не оберешься с короткими замыканиями.
Монтаж «звездного неба»
Проще всего подсветкой «звездное небо» снабдить натяжной потолок: светодиоды просто приклеиваются к базовому потолочному перекрытию каплями строительного силикона. Остается только подправить их, чтобы не светили совсем уж вбок, и наслаждаться зрелищем звездного неба.
Если же потолок гипсокартонный, придется вырезать точно под потолочную нишу дополнительную плиту, насверлить в ней отверстия по количеству диодов, закрыть с лицевой стороны полупрозрачной пластиной, смонтировать электрическую часть и установить всю конструкцию в потолочную нишу. Дело не минутное, и требует определенного мастерства. Но, если пластина будет мелко-рифленая, то «звездочки» дадут колючие лучики, как настоящие. Если к тому же на покрывающую пластину наклеить изображение реального звездного неба с туманностями, галактиками и т.п., а отверстия под диоды насверлить в соответствии с положением настоящих звезд, а с помощью гасящих резисторов подобрать яркость свечения, эффект будет потрясающим.