Подключение вентилятора охлаждения через реле и кнопку

Привет всем! Не так давно поставил электро-карлсона, вместо принудиловки. Устанавливал на штатные провода, то есть цепь замыкалась тупо через датчик и ни о каких реле речь и не шла. Более того, хватило ума запараллелить кнопку с датчиком. Но после капитального ремонта мотора была необходимость некоторое время поездить с постоянно включенным пропеллером. Соответственно через некоторое время халатное подключение дало о себе знать дымом горевших проводов из-за приборки.

Пошарив в инете и книжках нашел, как мне показалось, удачную схему подключения через реле да еще и с кнопкой(www.vaz2101.spb.ru/articl…ventilyatorom_p2_connect/). Все казалось бы ничего, только для того чтобы все это собрать требовались не только провода и инструменты, а еще и глубокое понимание того что делаешь, а поскольку в автоэлектрике я мягко говоря не очень.

То самое глубокое понимание пришло вместе с изучением матчасти, а именно принципа работы 4х контактного реле, через которое все это непотребство подключается.

Если быть кратким, то принцип его работы идентичен работе элетромагнитного пускателя, т.е. токи в цепи управления( контакты 86 и 85) замыкаются на катушке, которая замыкает контакт в силовой цепи(30 и 87)

Таким образом с помощью кнопки осуществляется управление катушкой.

Авторскую схему немного подправил. Потребовалось 6 метров провода, реле, кнопка в приборку (на ней вентилятор нарисован).

Использование электромагнитного реле

Применение простого реле слегка усложнит схему, но избавит датчик температуры от наличия большого тока. Ток большой величины будет протекать через контакты реле. Дешевле и проще заменить реле, нежели датчик температуры для включения электровентилятора. Для проведения модернизации потребуется провод и реле с кронштейном для крепления к кузову.

Отсоедините датчик температуры, а провода, которые были на нем, нужно подключить к нормально разомкнутой паре контактов нашего реле. Половина дела сделана, силовая часть готова. Теперь управление. Один вывод датчика температуры соединяем с массой, а вот второй подключаем к катушке реле.

Со второго вывода катушки нужно протянуть провод к плюсовому выводу аккумулятора. Желательно, чтобы подключение производилось через предохранитель, величина тока срабатывания которого может быть и 1 Ампер. Катушка потребляет ток небольшой величины, поэтому самое страшное, что может произойти – это короткое замыкание в проводке. Впоследствии можете параллельно датчику температуры подключить кнопку принудительного включения, которую установите в салоне автомобиля.

Соединение проводов

Теперь в распределительной коробке необходимо произвести следующие соединения:

  • Нулевую жилу из питающей сети подсоедините к нулевой жиле вентилятора.
  • Фазную жилу из питающей сети соедините с жилой, которая идёт на входящий контакт выключателя.
  • Фазную жилу вентилятора подсоедините к жиле провода, которая идёт с выходящего контакта выключателя.

В случае с двухклавишным выключателем в распределительной коробке дополнительно будут ещё такие соединения:

  • Нулевая жила из питающей сети будет ещё соединяться с нулём светильника.
  • Фазная жила светильника должны быть подсоединена к жиле провода, которая идёт со второго выходящего контакта выключателя.

Как видите, ничего сложного. Обязательно подумайте по поводу установки вентилятора в ванной комнате. Сейчас придумывают много модных электрических штучек, но половина из них сплошная блажь. А вот вентиляция такого помещения, как ванная, действительно не маловажный вопрос. Так что эта статья актуальна и полезна.

Применение полупроводников

Вместо электромагнитного реле можно использовать тиристорный ключ, либо же конструкцию на полевых транзисторах. Суть та же, только нет подвижных контактов, их функции выполняют электроны и дырки в кристалле полупроводника. Но не забывайте про охлаждение тиристоров и транзисторов, устанавливайте радиаторы, которые способны будут обеспечить необходимую теплоотдачу.

Плавный пуск двигателя – это весьма полезная функция для управления двигателем. Такое нововведение обеспечит постепенное увеличение нагрузки на электродвигатель. Осуществляется такая затея путем применения ШИМ-модуляции. Но вместе со всеми новшествами можно использовать в системе охлаждения второй датчик температуры, у которого температура срабатывания градусов на 5 меньше, чем у основного.

Состав вентилятора

Типичный вентилятор включает:

  • двигатель переменного, постоянного тока;
  • маховик;
  • кнопки, реле, контакторы;
  • схема автоматической регуляции.

Опционально элементы отсутствуют, схематика ремонта выглядит следующим образом:

  1. В первую очередь прозвоним обмотки двигателя. Безотносительно конструкции внутри имеются катушки, дают (на экране тестера) сопротивление единицы-десятки Ом. Обратите внимание: пусковые обмотки асинхронных двигателей прозванивают после конденсатора. Очевидный момент, игнорирование правила приводит к неразберихе. Конденсатор поворачивает фазу напряжения на 90 градусов, помогая создать правильное распределение поля внутри статора. Если двигатель коллекторный, обмотки соединены последовательно (конденсатора нет). Разумно прозвонить мотор на входе, поскольку неисправность может укрыться в другом месте. Зафиксирован обрыв или нет, снимаем щетки, займемся коллектором во вторую очередь. Звоним секции поочередно. При выявлении неисправности ремонтопригодность вентилятора охлаждения оценивается по конструкции. Сделать сложно, попытайтесь найти новый коллектор. Нечего говорить, у асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором барабан не ломается. Ток «беличьей клетки» сравнительно мал, медь, завальцованная внутрь, напротив, – толстая.
  2. Во вторую очередь оценивают исправность жил, реле, кнопок. Прозванивается цепь, включая условия срабатывания терморегулятора. Методика реализации определена конструкцией. Имитируйте нагрев, зажигалкой подогревая датчик. Подход разумен в кухонных вытяжках, прочих приборах, где температура сравнительно высока. Кнопки проверяют на прохождение/прерывание электрического тока в соответствующих положениях. Часто ремонт бытовых вентиляторов своими руками касается коммутации. Кнопки нажимаются неаккуратно, проливается жидкость. Требуется восстановить правильное функционирование механической части, почистить контакты. Кто проливал варенье на пульт управления телевизором, поймет ситуацию. Механизм разбирается, контакты чистятся. Нелишним будет напомнить, что конденсатор пропускает переменный ток, в сладком случае проделывают две операции: звонят элемент на проверку наличия короткого замыкания (это поломка), подают питание переменным током и проверяют прохождение сигнала со стороны обмотки. С полной уверенностью скажем: поломан ли конденсатор.

Перед сборкой не забудьте смазать механическую часть, масло не должно попасть меж ротором и статором. В идеале здесь равномерный зазор. Заметив разницу, проведите центрирование ротора (сложная задача). Иногда подшипники отсутствуют. В бытовых вентиляторах нагрузка не столь велика, чтобы потребовалось улучшить скольжение. Однако трущиеся места возникают в любом случае. Шероховатые участки смазывают.

Схема подключения кнопки

Чтобы получить возможность включать вентилятор вручную, кнопка включения вентилятора ВАЗ 2114 устанавливается в бортовую сеть параллельно термореле, срабатывающему при повышении температуры охлаждающей жидкости. Есть два варианта подключения кнопки: напрямую или с использованием электромагнитного реле.

Варианты подключения

Если количество контактов у разъема для подключения кулера и у самого вентилятора совпадает, то проблем нет. Разъемы подключаются друг к другу, несоблюдение полярности исключено благодаря наличию ключа. Если не совпадают, то возможны варианты.

3-pin к 4-pin

Трех- и четырехпиновые разъемы полностью совместимы друг с другом, как электрически, так и механически. Конструктивно они выполнены так, что ключ позволяет выполнять соединение, при этом конфликта распиновки не будет.

Если у кулера разъем с 3 контактами, а от компьютера идет жгут с 4 пинами, то на терминале соединяются провода питания, а также цепи измерения оборотов. Провод ШИМ-регулирования остается неподключенным.

Если же у кулера разъем с 4 контактами, а от компьютера подходит терминал с 3 пинами, то неподключенным останется вход управления оборотами со стороны электродвигателя. В обоих случаях управление частотой вращения посредством ШИМ невозможно.

Подключение напрямую к проводам БП

В тех случаях, когда автоматическое управление воздушным потоком не требуется (обычно это касается корпусных вентиляторов), их можно запитать непосредственно от блока питания. В этом случае кулеры будут включаться при старте блока питания, а останавливаться при его выключении. Такое подключение рационально выполнять для вентиляторов с двумя пинами (без контроля оборотов). Принципиальных ограничений для использования в таком качестве 3- и 4-пиновых кулеров нет, но они стоят дороже.

Проще всего подключить двухпиновый вентилятор напрямую к свободному разъему Молекс. Удобнее это сделать с помощью переходника «папа-мама» Molex с ответвлением для разъема кулера. Если свободного молекса в жгуте от БП нет, но есть, например, неиспользуемый терминал питания SATA, можно с него перейти на Molex, а потом на вентилятор.

Количество разъемных соединений надо минимизировать. Еще лучше (при наличии навыков и квалификации) обрезать терминалы, а потом соединить провода питания скруткой со следующей пропайкой и изоляцией места подключения.

Установка кнопки принудительного включения вентилятора ВАЗ 2114

Начать работу следует с отключения клеммы “массы” от аккумулятора, чтобы не произошло короткого замыкания в процессе подключения электросхемы. Порядок установки кнопки следующий:

  1. Подготовить колодку, к которой будет подключаться кнопка принудительного включения вентилятора ВАЗ 2114. Для этого надо оставить на ней 4 клеммы с проводами: две центральных для подсветки кнопки и две угловых для управления цепью питания электромагнитного реле.
  2. Подключить к проводам питания электровентилятора, которые идут к реле К1 (выводы 30 и 87), два провода с наконечниками. Для этого надо зачистить на проводах, подходящих к реле, часть изоляции и прикрутить к ним отрезки проводов, которые будут идти к реле. В идеальном варианте соединение лучше припаять, но можно обойтись просто тугой скруткой. Места соединения нужно тщательно заизолировать.
  3. Подключить наконечники подсоединенных проводов к колодке реле к выводам 30 и 87.
  4. Управляющий провод от колодки кнопки подключить к клемме 85 реле, а клемму 86 соединить проводом с “массой” автомобиля. Установить кнопку включения вентилятора в свободное гнездо на приборной панели, предварительно вынув заглушку.
  5. Установить реле в удобное место, например, под торпедой автомобиля, и закрепить.
  6. Подключить “массу” к аккумулятору.
  7. Включить зажигание и нажать кнопку включения вентилятора. Реле должно щелкнуть, а электромотор вентилятора должен включиться.

На этом установка кнопки принудительного включения вентилятора на ВАЗ 2114 завершена.

Если вентилятор охлаждения не работает

Для привода вентилятора устанавливается электродвигатель постоянного тока с возбуждением от постоянных магнитов МЭ-272 или аналогичные ему. Технические данные электровентилятора и датчика включения вентилятора:

  • Номинальная частота вращения вала электродвигателя с крыльчаткой, 2500 – 2800 об/мин.
  • Потребляемая сила тока электродвигателя, 14 А
  • Температура замыкания контактов датчика, 82±2 град.
  • Температура размыкания контактов датчика, 87±2 град.

Вентилятор системы охлаждения может не включаться из-за:

  • неисправности электропривода;
  • перегоревшего предохранителя;
  • неисправного термостата;
  • вышедшего из строя термодатчика включения кулера;
  • неисправного реле ВО;
  • обрыва электропроводки;
  • неисправной пробки расширительного бачка.

Для проверки самого электродвигателя вентилятора VAZ подаем на его выводы напряжение 12 В от аккумуляторной батареи – исправный мотор заработает. Если причина неполадки в вентиляторе, его можно попытаться отремонтировать. Проблема, обычно, заключается в щетках или подшипниках. Но случается что электродвигатель выходит из строя вследствие замыкания или обрыва в обмотках. В таких случаях лучше заменить весь привод.

Предохранитель ВО находится в монтажном блоке моторного отсека автомобиля и имеет обозначение F7 (20 А). Проверка производится с помощью автомобильного тестера, включенного в режиме пробника.

  1. В автомобиле с карбюраторным мотором необходимо проверить датчик — включить зажигание и замкнуть между собой два провода, идущие к датчику. Вентилятор должен включиться. Если этого не произошло, проблема точно не в датчике.
  2. Для инжекторных авто необходимо прогреть мотор до рабочей температуры, и рассоединить разъем датчика, отключив его от бортовой сети машины. В этом случае контроллер обязан запустить вентилятор в аварийном режиме. Электронный блок воспринимает это как сбой в системе охлаждения, и заставляет работать привод вентилятора в постоянном режиме. Если привод запустился – датчик неисправен.

Монтаж выключателя для вытяжки

К месту установки выключателя необходимо проложить двухжильный или трехжильный кабель, в зависимости от вида используемого выключателя. При использовании стен из гипсокартона провода прокладывают в гофрированной трубе. Концы кабеля должны с небольшим запасом располагаться в распределительной коробке и в подрозетнике выключателя. Запас кабеля оставляется для дальнейших манипуляций при подключении жил.

Перед подключением жил кабеля к выключателю необходимо снять клавиши и корпус. Одноклавишный выключатель имеет две клеммы: одна используется для подключения фазной жилы сети, а вторая — для подключения фазного вывода вентиляционного прибора.

В двухклавишном выключателе есть три контактных клеммы. Первые две имеют такое же назначение, а третья клемма используется для подключения прибора освещения. Двухклавишным выключателем можно независимо управлять включением вытяжного вентилятора и устройством освещения в ванной комнате.

Преимущества установки вентилятора

Первый признак необходимости установки принудительного устройства вентиляции в ванной — появление конденсата, грибка или плесени на поверхностях в помещении. Микроорганизмы могут быть источником ухудшения состояния здоровья людей, живущих в квартире.

Установка вытяжного устройства положительно влияет на санитарное состояние ванной. При включенной вытяжке происходит циркуляция воздушных масс в помещении: исчезает неприятный запах сырости, приостанавливается появление новой ржавчины на металлических поверхностях, останавливается рост плесневых грибков, исчезает влажный налет на кафеле и зеркалах. Современные модели вентиляторов не создают излишнего шума, имеют малогабаритные размеры и эстетичный вид.

Бытовые вентиляторы

Бытовые вентиляторы разнятся конструкцией, применяются схожие технические решения. Приведем краткий перечень тех мест, где полезна вращающаяся крыльчатка:

  • компрессоры холодильников непременно имеют принудительный обдув;
  • ремонт вентилятора блока питания является заурядной проблемой;
  • каждый асинхронный двигатель содержит пару крыльчаток на валу для обдува катушек статора;
  • ни один пылесос не обходится без двигателя с лопастями;
  • кулер процессора представляет собою уменьшенную копию бытового вентилятора;
  • без вентилятора отопителя ни один салон авто не прогреется как следует, а ремонт гидромуфты вентилятора набил оскомину некоторым водителям;
  • вытяжки кухонные, туалетные и прочие имеют в своем составе мотор и крыльчатку.

Неполный перечень бытовой техники, применяющей вентиляторы. Системный блок компьютера излишне шумит — потребуется смазка кулеров. Аккуратно отдирается пинцетом наклейка на корпусе вентилятора, торец оси выходит прямо сюда. Капните пару капель на точку скольжения, шумность должна уменьшиться. Где встречаются вентиляторы, применимы перечисленные выше приемы ремонта. Различие в размерах, назначении и прочих деталях.

Изучив принципы формирования индуктивностей, принимайтесь за замену катушек статора двигателей. Длительный, нудный процесс, заниматься не рекомендуется, кто решится — сфотографируйте ремонтируемую часть, выкусите проводку, намотайте правильно витки, нужным образом проведите обратное подключение. Звучит непросто, выполнить сложнее. Часто катушки лишены оболочки. Моток проводов, непонятным образом соединен с соседними катушками. Бытовой вентилятор смотрится страшно в разобранном виде. Под проволоку статор имеет кюветы, куда сложно уложить витки. Ремонтом двигателей бытовых вентиляторов никто не занимается.

Дамы вообще считают: разобранный вентилятор негодный, выкидывают разложенные тут и там детали. Не оставляйте раскуроченный прибор без присмотра.

Виды штекеров кулеров и их распиновка

В принципе, назначение всех существующих вентиляторов — охлаждение «железа», установленного в системном блоке. Но вот схемы подключения кулеров к блоку питания есть разные и зависят от их конструкции. Сейчас существуют три основных вида этих узлов, различающихся количеством выводов в колодке, а значит, и схемой, и порядком подключения вентилятора.

2 pin

Этот тип кулеров, предназначенный для охлаждения системного блока или блока питания, пожалуй, самый старший. Теперь он практически не выпускается, но в магазине его всё ещё можно найти. Колодка такого электротехнического прибора имеет два контакта.

Назначение проводов в такой колодке следующее:

  • чёрный — минус (общий);
  • красный — +12 В.

Здесь всё просто. Подаём 12 вольт, соблюдая полярность, крыльчатка вращается. Регулировка скорости, естественно, в такой конструкции не предусмотрена.

3 pin

Этот тип электровентиляторов пришёл на смену двухпроводному. Дополнительный провод, появившийся в разъёме, позволяет компьютеру измерять скорость вращения крыльчатки и контролировать исправность системы охлаждения программными средствами.

Назначение проводов в такой колодке будет таким:

  • чёрный — минус (общий);
  • красный — +12 В;
  • жёлтый — сигнал с датчика вращения.

4 pin

Самый «продвинутый» тип. Его колодка оснащена ещё одним дополнительным проводом, с которым процессор сможет изменять скорость вращения крыльчатки на своё усмотрение.

Рассмотрим назначение проводов в такой колодке:

  • чёрный — минус (общий);
  • жёлтый — +12 В;
  • зелёный — сигнал с датчика вращения;
  • синий — управление скоростью вращения.

Обратите внимание, что в четырёхпиновой конструкции за сигнал с датчика вращения отвечает зелёный, а не жёлтый провод. А жёлтый теперь отвечает за питание. Зачем была внесена такая модернизация, неизвестно. Возможно, чтобы запутать обычного пользователя и вынудить его обратиться в сервисный центр, а особо хитрых заставить сжечь новенький кулер.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]