Архитектурная подсветка зданий и фасадов — нормы и разновидности


Освещение архитектурных зданий в темное время суток решает, как минимум, 2 задачи:
  • Функциональную — создать комфорт и безопасность для жителей, не создавая при этом светового загрязнения (цветового шума), не отвлекая при этом водителей;
  • Эстетическую — преобразить городские улицы, придавая им запоминающиеся черты. В праздничные и выходные дни световое оформления производит большее впечатление на жителей и гостей города.

Компания XLight производит полный цикл работ по архитектурному освещению, проектированию, изготовлению и монтажу светодиодного архитектурного оборудования зданий, мостов, башен и пр. конструкций.

Основные типы архитектурной подсветки зданий

Для декоративного оформления архитектурных конструкций используется три вида подсветки: сплошная, акцентная, контурная.

Типы архитектурной подсветки Использование Примеры
Сплошная Отлично подходит для крупных объектов, созданных из привлекательного рельефного материала, к примеру, декоративного или природного камня. Такая подсветка выделит фасад здания целиком. Её выполняют прожекторами, устанавливаемыми на земле (грунтовые) или на специальных опорах.

Часто используется для подсветки исторических зданий прошлых веков и храмов

Церковь Покрова на Нерли во Владимире

Храм Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Братееве

Акцентная Подсветка отдельных элементов считается более экономным и деликатным декоративным методом. Таким образом акцентируют внимание на самые красивые места строительного сооружения: колонны, балконы балюстрады, оконные проемы.

Театр им.Вахтангова в Москве

Освещение торгового комплекса

Контурная Это — новинка современного светодизайна. Её реализуют с помощью линейных светильников, заливающих источников света и светодиодных линеек. Такие материалы фиксируются на фасадной части архитектурной конструкции с помощью специальных направляющих элементов. Главная задача – подчеркнуть контурами основные элементы здания: геометрию, периметры, функциональные и рекламные элементы. Используются для подсветки зданий, построенных в современном стиле: торговые и развлекательные комплексы, офисные здания.

Освещение выставочного комплекса в Новосибирске

Наружная подсветка магазина

Виды

Все существующие разновидности таких приборов можно условно разделить на устройства заливающего света, локальную и скрытую подсветку.

  • Прожекторы представляют собой галогеновые либо светодиодные модели с ярким и направленным световым потоком. По типу расположения они бывают панорамными и угловыми.
  • К встраиваемым разновидностям относятся настенные бра в виде фонарей.
  • Торшерные изделия относят к классу двусторонних светильников. Эти бра функциональны и подходят для освещения входных групп, придомовых территорий, а также табличек-указателей. Их можно использовать для заливки светом основного пространства, в оформлении веранды или террасы, подсветки небольших участков фасада.

Помимо этих разновидностей, популярными вариантами являются изделия линейного или ленточного типа. Это особенные диодные LED светильники в виде гибкой ленты. Подсветка светодиодной лентой позволяет обозначить архитектурные элементы, выделить контуры кровли, создать интересный рисунок. Ее можно скрыть за карнизом, лепниной, элементами входной группы.

Грунтовые разновидности крепят около строения. Чаще основой становится бетонное основание, плитка либо асфальт. Такие модели защищены от попадания влаги и случайных механических повреждений. В процессе установки можно придать им нужный угол наклона светового потока. Это позволяет создать особенную световую композицию. Источники освещения могут иметь разную форму (от ретро и классических моделей светильников до ультрасовременных новинок или изделий в виде фигурок, а также накладных аналогов).

Цветовое оформление зданий

Аналоговые светильники (прожектора) для архитектурного освещения зданий с единственным “естественным” свечением уже уходят в прошлое. Новейшие светодиодные технологии позволяют использовать различные варианты цветового оформления – классический белый: холодный, естественный, теплый, а также красный, синий, зеленый, желтый. Последние могут смешиваться, образуя самые разнообразные цвета палитры. При этом смешивание цветов происходит при близком расположении светодиодов.

  • Для домов и зданий, построенных в классическом стиле, лучшее световое решение – это в классических белых тонах: не вызовет лишних эмоций или дискомфорта при восприятии – всегда будет выигрышным.
  • Лучший вариант для оформления современных зданий, торговых, офисных и развлекательных центров – это цветная RGB-подсветка: всегда привлечет максимальное внимание. Использование динамического управления цветом (DMX) позволит настроить любой динамический эффект сочетания и переливания различных цветов.
  • Для декоративной, рекламной и художественно-архитектурной подсветки используют комплексный вариант, в котором сочетаются разные цвета, стили, и оборудование. В этом случае всегда используются индивидуальные творческие решения.

Что учесть при разработке системы освещения?

Создание системы освещения того или иного объекта должно начинаться с разработки дизайн-проекта, который не только позволит иметь четкое представление о конечном результате работы, но и рассчитать необходимое количество светильников и подобрать наиболее подходящий тип оборудования. Чтобы создать подсветку, которая действительно сможет эффектно и выразительно подчеркнуть красоту объекта, необходимо учитывать следующие факторы при разработке проекта:

  • Расположение объекта и его роль в общей городской картине. Подсветка жилого здания будет значительно отличаться от подсветки развлекательного центра или старинного собора;

  • Его размер, фактуру, цвет облицовочных материалов и стиль исполнения. Принадлежность постройки к тому или иному архитектурному стилю по умолчанию определяет и стиль самой системы освещения, которая ни в коем случае не должна ему противоречить;

  • Наличие или отсутствие подсветки соседних зданий и сооружений, которая может влиять на результат. Даже блики от самых обычных уличных фонарей могут представлять собой препятствие, которое необходимо умело сгладить;
  • Расстояние, с которого предполагается наблюдать объект и углы обзора. Взяв во внимание эти факты, будет возможно создать подсветку, которая в максимально выгодном свете подчеркнет достоинство объекта со всех видимых сторон;

  • Возможность установки того или иного типа светильников. Ввиду близкого расположения объекта к тротуару или проезжей части, или другому объекту, не всегда представляется возможным использовать такое оборудование, как, например, прожекторы.

Также необходимо поинтересоваться, существуют ли в вашем городе законы или правила, которые регламентируют порядок и организацию уличной подсветки. К сведению – в Москве в 2008 году был принят и утвержден закон «О концепции единой световой среды города Москвы», который имеет четкие рекомендация и ограничения не только касательно обустройства наружной подсветки, но и размещения наружной рекламы.

Статика и динамика. Технология DMX

Несмотря на то, что архитектурную подсветку используют только в темное время суток, а в России световой день зимой непродолжителен, сегодня статическое освещение зданий экономически невыгодно. Для экономии электроэнергии в будние дни следует использовать менее ресурсоемкие источники света, а в праздничные и выходные дни, наоборот, яркое нестандартное свечение позволяет выделить здание на фоне других и привлечь игрой цвета. Для этого используют технологию DMX, позволяющую управлять светодинамикой.

Суть технологии

Изначально DMX был стандартом для освещения в кинотеатральной и выставочной индустрии. Сегодня эта технология используется и в архитектуре. Она позволяет управлять различными группами светильников, яркостью и цветом свечения. Отдельными группами могут быть, к примеру, крыша, фасад, колонны, оконные проемы, контурная подсветка и пр. Внутри каждой группы имеются подгруппы – по яркости, цвету и пр.

При этом для будней достаточно свечения одной группы (можно назначить оптимальную интенсивность), а в дни праздников, выходных, фестивалей, значимых спортивных или иных мероприятий можно включить все группы, повысить интенсивность их свечения, а также создать различные переливы цвета — плавный или резкий переход одного цвета в другой, смешивание цветов и пр. эффекты. Группировка снижает ресурсоёмкость отдельного светильника, имеющего один сигнал, ей назначают один адрес – в результате общая себестоимость снижается.

Для управления динамикой света используется специальное оборудование.

Подробнее – в нашем видео:

Выбор светильников и способов управления освещением

Выбор типов светильников зависит от типа и назначения освещаемого помещения. При проектировании сложных осветительных установок, например помещений больших офисных центров, светильники и места установки выключателей обычно выбирают дизайнеры и архитекторы. Затем проектировщики, в тесном сотрудничестве с поставщиками осветительного оборудования, выполняют расчеты освещенности всех помещений и производят расстановку светильников. При проектировании освещения обычных помещений все работы проектировщик выполняет сам. Предпочтение отдают в первую очередь светильникам, у которых световая отдача и срок службы максимальны. Но необходимо при этом учитывать особенности спектров излучения ламп с учетом их влияния на организм человека. При выборе светильников следует учитывать индекс цветопередачи, коэффициент пульсаций освещенности, а так же показатели ослепленности и дискомфорта. Описания многих типов наиболее широко распространенных осветительных приборов приведены в разделе «Светильники».

Выбор способов управления освещением. Для включения светильников в небольших помещениях, как правило, устанавливают выключатели внутри помещения со стороны дверной ручки. В больших помещениях удобнее управлять освещением из одного места. Если имеется пост охраны, то управление освещением осуществляют с этого поста. В протяженных коридорах удобно устанавливать переключатели в обоих концах коридора, которые позволяют управлять освещением из двух и более мест.

При больших мощностях групповых осветительных линий для включения светильников используют магнитные пускатели (контакторы), управляющие катушки которых коммутируются либо обычными выключателями, либо при помощи кнопочного поста. Кнопочный пост содержит две раздельные кнопки для включения и выключения освещения. При работающем освещении включенное состояние магнитного пускателя обеспечивается его самоблокировкой.

В санузлах, душевых и ванных помещениях выключатели устанавливают вне этих помещений.

Строительно-монтажные работы

Монтаж светильников и электрических сетей на фасаде имеет свои особенности: работы выполняются на большой высоте с автоподъемников. Здесь на первое место выходит квалификация электромонтажников. Так как даже для восстановления одного некачественно выполненного контакта между проводниками к месту ремонта необходимо вызывать автовышку.

Много проблем могут вызвать линейные светильники, образующие одну светящуюся линию. Здесь достаточно ошибки при измерении длины фасада или его частей на 10 – 20 сантиметров, что бы один светильник оказался лишним, или наоборот может не хватить осветительного прибора для завершения линии.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]