Семь способов борьбы с потерями в воздушных электрических сетях


Электрическая сеть состоит минимум из 3-х ключевых компонентов:

  • Генератор;
  • Потребитель;
  • Сеть проводов или линия электропередачи.

Это идеальная схема, но на самом деле она состоит их многотысячных проводов длиной в несколько километров, оборудования и многочисленных подстанций. Все они связывают участников сети между собой. При этом на каждом звене происходят потери электроэнергии. Потребитель в результате получает электроэнергию не в отпущенном количестве, а в фактически переданном. Чтобы эти потери не достигали больших значений, поставщики ищут постоянно решения, используют разные способы и методы. Но для их подбора необходимо определить причину потери электроэнергии.

Условно делят их на:

  • Производственные;
  • Технологические;
  • Коммерческие.

Разработка мероприятий по предотвращению потерь (на примере торговой сети)

Одной из проблем торговых сетей, которая может стать главной для розничной торговли в ближайшие годы и даже десятилетия, является борьба с потерями. С увеличением доли магазинов самообслуживания, укрупнением торговых предприятий, ростом штата и усложнением организационной структуры торговых предприятий — проблема потерь вышла на первые места. По статистике западноевропейской торговли сумма потерь сопоставима с 50 % прибыли предприятий розничной торговли от осуществления торговой деятельности [1]. Потери по своей сути можно разделить на две очень большие группы: Известные и неизвестные (см. рис.1).

Рис. 1. Виды потерь

Рассмотрим подробно известные потери. Известные потери — это потери, вызванные частичной либо полной утратой количественных или качественных характеристик товара в натуральном выражении, которые можно проконтролировать в единицу времени. К известным потерям можно отнести — списания просроченной продукции, списания некачественной продукции, потери на усушку, раструску, распыл, раскрошку продукции и т. д. В соответствии с западноевропейской и американской статистикой выявленные (известные) потери составляют 41 % от общего объема потерь. В России есть нормы естественной убыли, на которые еще ориентируются в своей работе магазины. Но были они разработаны не просто давно, а совершенно в другой ситуации ведения бизнеса и являются лишь каким-то сторонним ориентиром, а не цифрами, отражающими реальное положение дел [1].

Как бороться с таким количеством потерь? В первую очередь необходимо проанализировать в каких товарных группах и в каком соотношении проявляется динамика по известным потерям. Далее выявить причины известных потерь и разработать план мероприятий по их предотвращению. Хорошо продуманная программа предотвращения потерь — это не просто план, обеспечивающий безопасность работы магазина, а часть повседневной деятельности [2].

Предотвращение потерь — это рычаг, который обеспечит выполнение целевых показателей и планов по выполнению главной цели — прибыли. Анализируя результаты инвентаризаций в магазинах одной из крупных торговых сетей Уральского федерального округа мы наблюдаем динамику по потерям за 2011 год в разрезе регионов (рис.2):

Рис. 2. Динамика потерь за 2011г УРФО в разрезе регионов.

При региональном анализе потерь (известные и неизвестные), представленных на рисунках 3, 4, 5 мы видим, как меняются линии тренда в течение 2011 года:

Рис. 3. Динамика потерь за 2011 г. Пермь.

Рис. 4. Динамика потерь за 2011 г. Екатеринбург

Рис. 5. Динамика потерь за 2011 г. Челябинск

Так как речь идет об известных потерях, нас интересует именно линия тренда по списаниям. В течении года показатель по списаниям стремительно идет вниз. Основные причины известных потерь — списания по сроку годности, списания по бою, порче, списания по предпродажной подготовке (см. рис.6).

Рис. 6. Потери в разрезе причин за 2011 г.

Далее рассмотрим динамику товарообразующих групп в %, которая представлена в таблице 1.

Таблица 1

Динамика потерь по товарным группам за 2011г в %

Товарная группа январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь Нарастающим итогом
Овощи, фрукты 10,0 6,46 7,05 6,47 7,51 7,66 8,30 10,65 12,43 9,77 5,95 4,61 7,66
Мясная гастрономия 3,79 4,42 4,12 3,98 3,59 3,64 3,13 3,49 3,84 4,33 4,39 2,98 3,78
Молочная гастрономия 0,94 0,97 1,43 1,04 0,94 0,95 0,88 0,86 1,01 1,23 1,16 0,88 1,03
Кондитерские изделия 1,02 1,84 1,73 1,46 1,66 1,85 1,62 1,61 1,53 1,81 1,64 0,66 1,50
Бакалея, непродовольст-венные товары 0,53 0,93 1,19 0,99 1,06 0,76 0,71 0,84 0,87 1,18 1,17 0,48 0,89
Мясо и мясные изделия 3,89 4,16 4,02 4,10 2,39 3,24 2,41 1,61 2,24 1,17 1,94 2,16 2,73
Алкоголь 0,83 1,83 2,46 1,57 1,74 1,18 1,59 1,76 1,10 1,25 2,02 0,47 1,43

Самую большую долю потерь составляет товарные группы «Овощи и фрукты», «Мясо и мясные продукты». Наглядно динамику можно представить в виде диаграммы (см. рис.7).

Рис. 7. Динамика потерь за 2011 г. по товарным группам.

Таким образом, по итогам года более 40 % потерь составляет группа товаров «Овощи, фрукты», 20 % «Мясо и мясной гастроном».

Согласно представленных Выше данных можно сделать вывод, что основной проблемой в магазинах является работа со скоропортящейся продукцией. Факторов влияющих на показатель известных потерь много. Это работа по предпродажной подготовке, работа с браком, работа по контролю сроков годности и соблюдению ротации продукции на полке, это контроль температурных режимов хранения оборудования в магазинах, работа с претензиями, работа с поставщиками продукции.

В компании разработан ряд мер по снижению потерь по товарным группам:

1) Разработан бизнес — процесс (БП) подачи и рассмотрения претензий по качеству товара поставщику, который успешно применяется и в случае получения от поставщика некачественного товара магазин предъявляет претензию, которую рассматривает вторая сторона и принимает решение;

2) Введен «Час качества». Ежедневно (перед открытием и закрытием магазина) продавцы должны проверить сроки годности товара, который находится на полке, соблюсти ротацию товара, проверить все маркировки, внешний вид товара и снять некачественный товар;

3) Компания проводит внутренние аудиты магазинов, направленные на выявление и пресечение нарушений, согласно действующего законодательства;

4) Три раза в день фиксируется температура холодильного оборудования, тем самым проверяется соответствие условий хранения продукции;

5) Разработаны картограммы (схемы) выкладки товаров с соблюдением товарного соседства. Особенно по группе «Фрукты, овощи», где очень большое значение имеет товарное соседство, т. к. большинство из продуктов данной группы товаров чувствительно к выделению этилена, и наоборот.

6) Контролируются заказы продуктов, преимущественно скоропортящихся.

7) При приемке продукции обязательно вся продукция проходит входной контроль на наличие документов, подтверждающих качество и безопасность, проверяются органолептические показатели и внешний вид.

В рабочем режиме поддержание всех вышеперечисленных мер поддерживается обучением персонала магазинов и аттестацией сотрудников перед преступлением к работе.

Проведя ряд вышеперечисленных мер, мы можем наблюдать, как изменилась ситуация по итогам 1 квартала 2012 года (см. рис. 8). Динамика товарообразующих групп за 1 квартал 2012года выглядит следующим образом (см. рис.9).

Рис. 8. Потери в разрезе причин за 1 квартал 2012 г

Рис. 9. Динамика потерь в разрезе товарообразующих групп за 1 квартал 2012 г.

Линия тренда показывает положительную динамику снижения потерь в течение 2012 г. Если сравнивать показатели потерь 1 квартала 2012 г с 1 кварталом 2011 года, то мы видим, что динамика положительная, что говорит, что принятые меры действительно положительно влияют на снижение известных потерь. Разработанная программа мер по снижению известных потерь дала положительные результаты.

Литература:

1. Крамарев А. Н. Торговые Решения // https://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000423

2. Информационный портал // https://www.znaytovar.ru/new1142.html

Разберемся подробнее с каждым из них.

Коммерческие потери происходят по следующим причинам:

  • Погрешности расчетов и показаний;
  • Незаконное использование электроэнергии;
  • Неправильно подобранные тарифы.

Уменьшить нецелевые затраты позволяют специальные расчеты, определение категории потери. Например, технологические — это задача потребителя электроэнергии. Сократить потери возможно корректировкой тарифов или модернизацией оборудования.

Коммерческие потери влияют на прибыль поставщика, поэтому ведется особый контроль за незаконными подключениями, работают контролирующие отделы, внедряются системы сбора данных в автоматическом режиме.

Технологические потери возникают при передаче электроэнергии ЛЭП.

Виды и структура потерь

Под потерями подразумевается разница между отпущенной потребителям электроэнергией и фактически поступившей к ним. Для нормирования потерь и расчетов их фактической величины, была принята следующая классификация:

  • Технологический фактор. Он напрямую зависит от характерных физических процессов, и может меняться под воздействием нагрузочной составляющей, условно-постоянных затрат, а также климатических условий.
  • Расходы, затрачиваемые на эксплуатацию вспомогательного оборудования и обеспечение необходимых условий для работы техперсонала.
  • Коммерческая составляющая. К данной категории относятся погрешности приборов учета, а также другие факторы, вызывающие недоучет электроэнергии.

Ниже представлен среднестатистический график потерь типовой электрокомпании.

Как видно из графика наибольшие расходы связаны с передачей по воздушным линиям (ЛЭП), это составляет около 64% от общего числа потерь. На втором месте эффект коронированния (ионизация воздуха рядом с проводами ВЛ и, как следствие, возникновение разрядных токов между ними) – 17%.

Исходя из представленного графика, можно констатировать, что наибольший процент нецелевых расходов приходится на технологический фактор.

Основные причины потерь электроэнергии

Разобравшись со структурой, перейдем к причинам, вызывающим нецелевой расход в каждой из перечисленных выше категорий. Начнем с составляющих технологического фактора:

  1. Нагрузочные потери, они возникают в ЛЭП, оборудовании и различных элементах электросетей. Такие расходы напрямую зависят от суммарной нагрузки. В данную составляющую входят:
  • Потери в ЛЭП, они напрямую связаны с силой тока. Именно поэтому при передаче электроэнергии на большие расстояния используется принцип повышения в несколько раз, что способствует пропорциональному уменьшению тока, соответственно, и затрат.
  • Расход в трансформаторах, имеющий магнитную и электрическую природу ( 1 ). В качестве примера ниже представлена таблица, в которой приводятся данные затрат на трансформаторах напряжения подстанций в сетях 10 кВ.

Нецелевой расход в других элементах не входит в данную категорию, ввиду сложностей таких расчетов и незначительного объема затрат. Для этого предусмотрена следующая составляющая.

  1. Категория условно-постоянных расходов. В нее входят затраты, связанные со штатной эксплуатацией электрооборудования, к таковым относятся:
  • Холостая работа силовых установок.
  • Затраты в оборудовании, обеспечивающем компенсацию реактивной нагрузки.
  • Другие виды затрат в различных устройствах, характеристики которых не зависят от нагрузки. В качестве примера можно привестисиловую изоляцию, приборы учета в сетях 0,38 кВ, змерительные трансформаторы тока, ограничители перенапряжения и т.д.
  1. Климатическая составляющая. Нецелевой расход электроэнергии может быть связан с климатическими условиями характерными для той местности, где проходят ЛЭП. В сетях 6 кВ и выше от этого зависит величина тока утечки в изоляторах. В магистралях от 110 кВ большая доля затрат приходится на коронные разряды, возникновению которых способствует влажность воздуха. Помимо этого в холодное время года для нашего климата характерно такое явление, как обледенение на проводах высоковольтных линий, а также обычных ЛЭП.

Учитывая последний фактор, следует учитывать затраты электроэнергии на расплавление льда.

Расходы на поддержку работы подстанций

К данной категории отнесены затраты электрической энергии на функционирование вспомогательных устройств. Такое оборудование необходимо для нормальной эксплуатации основных узлов, отвечающих за преобразование электроэнергии и ее распределение. Фиксация затрат осуществляется приборами учета. Приведем список основных потребителей, относящихся к данной категории:

  • системы вентиляции и охлаждения трансформаторного оборудования;
  • отопление и вентиляция технологического помещения, а также внутренние осветительные приборы;
  • освещение прилегающих к подстанциям территорий;
  • зарядное оборудование АКБ;
  • оперативные цепи и системы контроля и управления;
  • системы обогрева наружного оборудования, например, модули управления воздушными выключателями;
  • различные виды компрессорного оборудования;
  • вспомогательные механизмы;
  • оборудование для ремонтных работ, аппаратура связи, а также другие приспособления.

Коммерческая составляющая

Под данными затратами подразумевается сальдо между абсолютными (фактическими) и техническими потерями. В идеале такая разница должна стремиться к нулю, но на практике это не реально.

В первую очередь это связано с особенностями приборов учета отпущенной электроэнергии и электросчетчиков, установленных у конечных потребителей. Речь идет о погрешности.

Как уменьшить потери электропередачи?

Есть 2 варианта: уменьшить сопротивление проводов или силу тока в линии электропередач. Для первого варианта используют провода из меди, алюминия, увеличивают их поперечное сечение. При этом важно, чтобы провода были небольшого веса и рекомендуется применение перфорированных кабельных лотков. Также для уменьшения потерь используют шинопровод. Его применение позволяет сэкономить немалую сумму.

С целью уменьшения силы тока в линии электропередач используется трансформатор или станция.

Снизить затраты также можно следующими эффективными методами:

  • Оптимизация схемы и работы электросети;
  • Модернизация оборудования.;
  • Уменьшение суммарной мощности;
  • Оптимизация нагрузки трансформаторов.

Подбор метода осуществляется специалистами индивидуально для каждого конкретного случая.

Заключение

Снижение потерь электроэнергии при передаче – комплексная работа. Безусловно, процесс этот очень непростой и часто финансово затратный, но, если добиться желаемого результата, все старания быстро окупятся. Главное — делать правильно, грамотно, учесть все детали и особенности. В этом вопросе должны быть заинтересованы 2 стороны, так, как только при таком подходе можно сократить потери и при этом существенно снизить затраты. Избежать потерь — нельзя, но минимизировать — можно. Для этого стоит использовать современное оборудование, инновационный подход и опыт ведущих специалистов.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]