В связи с нестабильным напряжением в домах и квартирах люди вынуждены устанавливать стабилизаторы напряжения (далее СН) для питания всего жилья или для работы конкретного прибора. Как и с любым другим видом электроприборов, иногда возникает ситуация, когда стабилизатор напряжения не работает (сломался). Внутренние неисправности в большинстве случаев связаны с силовыми цепями: реле, симисторы, блок управления сервоприводом и т.д. Поэтому перед тем, как приступать к анализу неисправности и причине ее возникновения, нужно понять, какой тип стабилизатор у вас вышел из строя. ПВ этой статье мы рассмотрим, какие бывают неисправности стабилизаторов напряжения, почему они возникают и как их устранить самостоятельно (если это возможно).
Гул и щелчки
Если стабилизатор напряжения сильно гудит, нужно проверить, чтобы питающее напряжение не было выше или ниже допустимых диапазонов. Диапазон регулировки в большинстве случае лежит в пределах 100-250 Вольт.
Внимание! Даже при исправном состоянии автотрансформатор равномерно и не слишком громко гудит. Также гул издаёт сервопривод при перемещении щеточного узла. Релейные стабилизаторы напряжения во время работы издают щелчки. Это нормально, реле (черные прямоугольники на рисунке ниже) переключают отводы от обмоток для регулировки выходного напряжения.
Если устройство громко трещит – это может свидетельствовать об искрении щетки в сервоприводных моделях, проблемах с реле и плохом контакте внутренней проводки устройства.
Неестественный шум и щелчки
При возникновении неестественно громкого шума при работе или щелчков, необходимо определить напряжение на питании.
Оно должно быть в пределах указанных в инструкции цифр для конкретного стабилизатора. Для большинства приспособлений рабочими границами являются 100-250 Вольт.
Стоит отметить, что небольшой шум во время работы характерен для всех стабилизаторов.
Так происходит перемещение щеточного узла. Щелчки также являются естественными, их издают релейные приборы напряжения.
По этой причине важно суметь отличить нормальный, фоновый шум от неисправности. Если же щелчки звучат чаще и громче обычного, то причина может быть в искрении щетки.
Возможно также неполадки возникли в самом реле или же разошелся внутренний контакт проводки.
Выключается под нагрузкой
Стабилизатор напряжения не держит нагрузку – такая проблема случается по ряду причин. Первая среди них – это повышенная нагрузка (мощность потребителей). Если вы не меняли подключаемые устройства, значит проблема в стабилизаторе. Если он отключается не мгновенно, а через какое-то время работы, то виной этому может быть перегрев или межвитковые замыкания автотрансформатора.
Что делать: разберите прибор и произведите внешний осмотр обмоток автотрансформатора, если он не слишком сильно запылён, то проверьте, нет ли следов локальных перегревов. Если пыли много – вычистите её
Если следы перегрева и гари есть – повреждена изоляция обмоток. Это и есть межвитковое замыкание, тогда как отремонтировать стабилизатор в этом случае? Нужно перемотать либо заменить автотрансформатор на аналогичный или больший по мощности. Но стоимость такого ремонта может быть сопоставимой с покупкой нового стабилизатора напряжения.
Важно! У сервоприводных моделей ряд неисправностей может быть вызван износом щетки и загрязнением токоведущих частей графитовой стружкой. В процессе работы щетка стирается, засыпая графитом автотрансформатор. Из-за чего могут возникать замыкания между токосъемниками участками витков и перегрев. В этом случае нужно смести графит и вычистить его между витками. Убедитесь, что обмотки уложены ровно, нет обрывов. Контактную поверхность зачистите обычным канцелярским ластиком до блеска, особенно наиболее его используемый сектор.
Выключение при нагрузках
Частой причиной похода в сервисный центр является отключение стабилизатора при повышении нагрузки. Причин такого выхода из строя может быть несколько.
Чаще остальных встречается банальное бессилие стабилизатора перед возлагаемыми нагрузками. Иными словами, прибор не рассчитан на подаваемое напряжение. Также возможной причиной является перегрев прибора или внутреннее замыкание.
Вариант решения проблемы состоит в полном разборе стабилизатора. Далее следует осмотреть внутреннюю конструкцию на предмет сильного запыления. В случае его присутствия следует тщательно прочистить прибор.
Также стоит обратить внимание на температуру внутреннего блока. В случае наличия следов гари следует исследовать изоляцию обмоток. Решением проблемы будет замена трансформатора. Если повреждения не сильные, то может помочь перемотка.
Одним из подтипов стабилизатора напряжения является сервоприводный вид. Для него характерны частые проблемы с графитовым слоем щетки.
Так, со временем она стирается, и материал попадает на поверхность трансформатора. Графит способен вызвать замыкания и перегрев. В этом случае специалисты рекомендуют убрать стружку и произвести чистку.
После этого стоит зачистить поверхность ластиков канцелярского типа.
На выходе нет 220 Вольт
Неисправность проявляется в том, что стабилизатор не выдает напряжение 220 Вольт. Это не обязательно говорит о внутренних проблемах, причина может быть в напряжении сети – оно слишком низкое, и устройство просто не вытягивает. Если питание находится в рабочем диапазоне стабилизатора, тогда приступим к ремонту.
Что делать: в сервоприводных моделях поломка может быть вызвана износом щеточного механизма или самого сервопривода. Он может не доходить до конца обмотки или щетка может не контактировать с соответствующим её сектором. В простейшем случае может быть просто загрязнена графитом. Чтобы отремонтировать его, нужно почистить поверхность контактов до металлического блеска. Иногда нужно заменить щетку.
Интересно! Бывает и так, что из-за загрязнений рабочего сектора щеточного узла графитом часто напряжение не поднимается выше определенного значения.
В релейных СН это чаще всего говорит о том, что неисправно одно или несколько электромагнитных реле или каскад управления ими. Обычно он строится на транзисторе. Реле могут иметь различное напряжение катушки, часто это 12 Вольт.
Что делать: для проверки подайте напряжение на катушку и прозвоните силовые контакты. Они должны замыкать и размыкаться, реле при этом щелкает. Если этого не происходит – либо прилипли контакты (чаще), либо сгорела катушка реле (реже). Если реле исправно – проверьте транзистор, он не должен быть пробит, а переходы эмиттер-база и коллектор-база должны прозваниваться в одну сторону, как диод. Транзисторы используйте любые маломощные аналогичной проводимости.
В симисторных и тиристорных СН диагностика поломки аналогична – нужно прозвонить на пробой полупроводниковый силовой ключ и если он вышел из строя заменить аналогичным или более мощным.
На выходе не наблюдается 220 Вольт
Часто потребители сталкиваются с проблемой отсутствия 220 В на выходе стабилизатора. Причина тому может крыться как во внутренних неполадках, так и в подаваемом на прибор напряжении. Во втором случае достаточно отрегулировать входные параметры.
Рассмотри, как бороться с внутренними проблемами.
В сервоприводной модели стабилизатора отсутствие необходимой мощности может быть вызвано изношенностью щетки. Также из строя способен выйти сервопривод.
В любом случае следует проверить контакт между секторами прибора. Одной их причин может быть наличие графитовой пыли. В этом случае достаточно произвести зачистку и при необходимости, поменять щетку.
В релейной модели стабилизатора причина может крыться в неполадке реле. В этом случае необходимо разобрать прибор и проверить силовые контакты.
При корректной работе их будет слышен щелчок. В противном случае контакты либо слиплись, либо в самом реле вышла из строя катушка. Если же причина не в реле, то стоит просмотреть транзистор.
В симисторных и тиристорных типах стабилизатора проверка заключается в прозвоне всех контактов. В случае обнаружения неисправного участка, его заменяют.
Плохая стабилизация напряжения
Если напряжение стабилизируется слишком большими шагами, а раньше всё было плавно, то поломка близка к предыдущей – вышел из строя коммутационный прибор на одной или нескольких ступенях регулировки. Алгоритм проверки неисправности стабилизатора напряжения и их устранение описаны в предыдущем пункте.
Внимание! В характеристиках каждого из стабилизаторов описан либо шаг регулировки, либо границы каждой из ступеней, а также точность поддержания номинального напряжения на выходе.
В сервоприводных стабилизаторах такое встречается при поломке в механизме редуктора двигателя, а также при загрязнениях обмоток, как это было в случаях описанных выше. Неисправности редуктора могут сопровождаться неравномерным жужжанием или потрескиванием – это проскакивают шестерни.
Что делать: нужно разобрать механизм и если все детали в норме, заменить смазку.
Еще стоит отметить, что у сервоприводных СН стабилизация может отсутствовать, работать неверно из-за выхода из строя полупроводниковых ключей управления двигателем. Тогда бегунок со щеткой перемещается в одно из крайних положений или вообще не сдвигается с места.
Ошибки стабилизаторов напряжения
- Ошибка старта В данном случае имеет место невозможность получения на выходе стабилизатора напряжения 220 В при подаче питания на электронную плату. Восстановление нормальной работы возможно сразу же после кратковременного выключения прибора из сети.
- Повышенное/пониженное выходное напряжение Для каждого из стабилизаторов условиями эксплуатации прописан диапазон рабочих напряжений. При выходе параметров за установленные пределы, потребуется сброс защиты, для которого требуется установление нормального режима в течение более чем 5 с.
- Неисправность датчика температуры или срабатывание защиты от перегрева Отключение защиты происходит автоматически при выходе за прописанный условиями эксплуатации уровень. В случае неисправности датчика работа стабилизатора напряжения блокируется.
- Срабатывание защиты по превышению входного тока или напряжения Эта ошибка стабилизатора напряжения означает необходимость снижения нагрузки. Если выходной ток будет снижен до отметки менее 100 % на время больше 5 с, она будет отключена. При этом напряжение на входе не должно быть выше 300 В дольше 10 с, в результате отключится автоматический выключатель.
- Критические ошибки стабилизатора напряжения Возникают в ситуации, когда токовая защита срабатывает 3 раза за час. В итоге стабилизатор напряжения блокируется, нормальная работа может быть восстановлена включением автомата на входе.
- Неисправность/блокировка двигателя Ситуация возможна при заедании вала, его заклинивании, загрязнении. Некоторые модели предусматривают индикацию сигнала конечного положения мотора, что возможно как в нормальном, так и в аварийном состоянии. В первом случае речь идёт о выходе за пределы регулирования, предусмотренные для данного устройства.
Не включается или выбивает автомат после отчета таймера
Большинство стабилизаторов после включения входят в рабочий режим не сразу, а после временной задержки. Но после отчета обратного таймера пуска не происходит, при этом на дисплее-индикаторе выдает букву Н. Пример ремонта устройства с такой неисправностью рассмотрен в следующих видео:
К сведению код ошибки «Н» говорит о завышенном напряжении сети и срабатывании защиты. Это действительно для приборов , «Luxeon» и некоторых других.
Интересно: буква «H» — значит «Высокое» или «High», а L – «низкое», «Low». Резистор, замену которого вы видели на видео, отвечает за пороги срабатывания по верхнему и нижнему уровню напряжения. Из-за неверного сопротивления плата стабилизации не справляется со своей работой и уходит в защиту.
Такие симптомы или другой код неисправности может сопровождаться выбиванием автомата питающего сам стабилизатор после отчета таймера задержки включения. В этом случае проблема решается заменой реле, при залипании которых может возникать повышенное потребление тока.
Некорректная стабилизация напряжения
Если со временем наблюдается некорректная стабилизация напряжения, то причина может крыться в неисправности коммутатора. Диагностика проводится путем прозвона контактов.
В стабилизаторах сервоприводного типа причиной также может быть неисправность в работе редуктора. Как вариант, плохая стабилизация происходит за счет загрязнения обмоток.
Решить проблему такого типа можно путем просмотра всех деталей на предмет поломок. Также рекомендовано обновить смазку. Для данного типа стабилизатора характерны проблемы с полупроводниковыми ключами управления двигателем.
Совсем не подает признаков жизни или другие поломки
Самая пугающая неисправность – это когда после подачи напряжения ни индикаторы не зажигаются, ни напряжение на выходе не появляется, т.е. когда стабилизатор напряжения не работает вообще. В таком случае возможен выход из строя управляющей платы. Чаще всего ремонт начинают с визуального осмотра, обращают внимание на:
- выгоревшие дорожки;
- вздутые электролитические конденсаторы;
- выгоревшие, треснутые или взорвавшиеся компоненты платы;
- микротрещины на паяных контактах и холодная пайка.
Все выявленные недостатки устраняют, а если внешний осмотр не дал результатов переходят к проверке платы на обрывы дорожек и короткие замыкания мультиметром в режиме измерения сопротивления и прозвонки. Такой ремонт стабилизатора может потребовать глубоких знаний электроники, схемы электрической принципиальной, а в самых сложных случаях и использования осциллографа для проверки управляющих сигналов и логики работы схемы.
Вот и все, что мы хотели рассказать вам про неисправности стабилизаторов напряжения и способы их устранения своими руками. Надеемся, теперь вы знаете, что делать в том или ином случае и почему возникают поломки!
Будет полезно прочитать:
- Как пользоваться мультиметром
- Что делать, если низкое напряжение в сети
- Неисправности посудомоечных машин
Стабилизаторы напряжения «Ресанта» используются во многих домах для обеспечения стабильной работы и защиты «здоровья» электрических приборов. В результате домашняя техника работает в течение длительного времени и почти не подвергается ремонту.
Надо сказать, что самому стабилизатору напряжения тоже необходимо соблюдение условий эксплуатации и периодический уход. Иначе аппарат может выйти из строя и ему потребуется ремонт. Помимо этого, отслужив достаточно большой срок, прибор может поломаться просто по причине износа деталей.
Эта статья посвящена тонким местам стабилизаторов бренда «Ресанта». Рассмотрим, как ремонтируются вышедшие из строя детали, а также восстанавливается полная работоспособность прибора.
Разочарование в стабилизаторе напряжения РЕСАНТА
Летом прошлого года в Леруа Мерлене был приобретен стабилизатор напряжения Ресанта АСН- 5 000/1-Ц. В принципе такими сейчас только ленивый не торгует, в Леруа на тот момент цены была самая низкая. Отработал он на даче весь прошлый сезон безпроблемно если не считать того что: 1) при скачках напряжения лампочки все же мигают,но вроде как это и не самое страшное ибо обеспечивает стабилизатор +/- 8% от выходного напряжения 220 В. 2) индикатор выходного напряжения ВСЕГДА показывает 220 В хотя на деле оно как я говорил варьируется — это уже вина схемы, я так понял, что на цифровой индикатор просто выводятся цифры 2, 2 и 0 и якобы в новых модификациях эта проблема уже снята. Отвлекся… так вот. пришла весна и после парочки дней работы стабилизатор накрылся медным тазом: индикатор показывает 238-248 на входе и тупо 220 на выходе, а на выходе их нет, даже при включении байпаса и отключении стабилизации до выхода напряжение так и не доходит. обратился в местный ресантовский сервис, отремонтировали по гарантии до обеда принес стабилизатор, после обеда позвонили и я забрал отремонтированный. только вот осадок от увиденной замененной платы с оплавившимся корпусом реле и обгоревшей обмоткой какой-то катушки остался. Гарантии осталось менее 2 месяцев из 12, а я так полагаю ремонт такой не последний в жизни этого стабилизатора. Максимум что включалось в качестве нагрузки это холодильник, телевизор, бетономешалка 600 ваттная и чайник + освещение, но это полюбасу не больше 2500 ватт одновременно. Так какого же хрена там такие релюшки стоят? Видимо контакты их обгорели, стали греться и кончилось это плачевно. А я верил латвийской сборке, хотя теперь есть подозрения, что Ресанта пошла не как Ленин по своему пути, а так как все, т.е продукция делается даже не на Малой Арнаутской, а в галимом Китае. Предвижу вопрос на тему что же я хочу за 4 тысячи рублей от стабилизатора? Сразу на него отвечу: хочу заявленных 220+/-8% точности поддержания выходного напряжения (и видимо они там есть). но еще хочу чтоб аппарат справлялся с заявленной нагрузкой так как ему подобает ибо куплен он был мощностью 5кВт именно с тем расчетом чтобы при сильно пониженном входном напряжении на выходе при нагрузке в 50% от максимальной обеспечивал нужное напряжение(там график есть в паспорте соответствующий). Причем аппарат сей по своему предназначению ИМХО должен работать круглосуточно в течении всего дачного сезона, а не так чтоб его подключать только когда включаешь технику, которая может быть убита повышенным напряжением. Я же не требую ничего лишнего?
Степень сложности ремонта стабилизаторов напряжения
Все приборы стабилизации оснащены защитными функциями, с помощью которых контролируются технические показатели на соответствие заявленным данным и условиям эксплуатации. У каждой модели защитная система своя, но существуют общие понимания выхода за пределы допустимого, что не позволяет аппарату дальше работать.
Прежде всего, требуется:
- проверка на наличие КЗ, входного и выходного напряжения, температурного режима компонентов;
- изучение высвеченного на дисплее кода ошибки.
Наиболее трудно определить неисправность симисторных ключей прибора, так как их управление связано со знанием электроники. При ремонте не обойтись без принципиальной схемы, измерительных средств, в том числе осциллографа. По контрольным точкам снятых осциллограмм определяются повреждения в структурном модуле устройства. Затем предстоит проверка каждой радиодетали и узла на предмет дефекта.
В стабилизаторах релейного типа нередко причиной неполадок становится реле, предназначенное для переключения обмоток трансформатора. Частые переключения контактов реле приводят к их выгоранию, заклиниванию, или перегоранию самой катушки. Если пропадает напряжение либо выходит сообщение об ошибке – стоит проверить все реле.
Наиболее прост ремонт электромеханического стабилизатора, у которого работа и реакция на изменение параметров сети становятся очевидными сразу после снятия корпуса. Недаром простая конструкция и высокая точность стабилизации делают эти модели весьма распространенными.
Особенности ремонта стабилизаторов напряжения
Ремонт вышедшего из строя устройства всегда начинается с его диагностики. Эта процедура должна определить целесообразность ремонта, потому что бывают ситуации, когда единственным выходом становится покупка нового оборудования. Вначале специалисты, как правило, проверяют входное и выходное напряжение. Это можно сделать с помощью 220-вольтной лампочки или вольтметра. Если проблема не в этом, следует вскрыть стабилизатор напряжения и осмотреть его внутреннюю часть: платы управления, двигателя, дорожек, контактов, реле, проводов.
После определения характера неисправности можно приступать к ремонтным работам. Рассмотрим несколько случаев. Например, если прибор выдает плохую стабилизацию напряжения, следует разобрать механизм и заменить пришедшие в негодность детали. Если же все элементы в норме, достаточно обновить смазку.
В ситуации, когда прибор выключается под высокой нагрузкой, его также следует разобрать, очистить от пыли и исследовать на предмет локальных перегревов. Если следы гари присутствуют, значит, повреждена изоляция обмоток, что фактически равнозначно межвитковому замыканию. Для устранения проблемы потребуется перемотать или заменить электрический трансформатор аналогичным или более мощным.
Ремонт платы управления — достаточно тонкая и трудоемкая работа. Она подразумевает проверку конденсаторов, резисторов, предохранителей, диодов, поврежденных или даже отвалившихся элементов. После осмотра платы выявленные недостатки следует устранить посредством замены неисправных деталей или их механического ремонта.
После завершения ремонтных работ надо проверить работу стабилизатора. Проще всего это сделать с помощью автотрансформатора. Достаточно подключить к нему диагностируемый прибор и несколько раз изменить напряжение. При изменении питания работа стабилизатора будет хорошо видна. В качестве нагрузки обычно используется лампа накаливания. И только по итогам тщательной проверки к стабилизатору можно подключать электроаппаратуру.
Виды неисправностей стабилизаторов напряжения
Ремонт электромеханического типа
Распространенной проблемой таких приборов является перегрев. Поэтому раз в 2 месяца следует предавать устройство техническому обслуживанию. Важной частью ремонта считается именно чистка элементов.
Примером могут служить характерные поломки распространённого стабилизатора АСН-10000/1-ЭМ. Устройство состоит из трёх одинаковых частей — из трёх 1-фазных стабилизаторов, предназначенных для стабилизации только своей фазы. Сердцем аппарата является повышающий автотрансформатор. Он же вместе с контактором и вводным автоматом относится к силовой части.
Принципиальная схема АСН-10000/1-ЭМ приведена на рисунке ниже.
В основе принципа действия электромеханических выравнивателей лежит плавное регулирование выходных параметров. Напряжение изменяется благодаря скольжению электрического контакта по обмотке автотрансформатора посредством электрического привода. На оси электродвигателя крепится ползунок, который перемещаясь, нормализует выходные параметры.
Заслуживает особого внимания следующая характерная неисправность, возникающая в процессе эксплуатации электромеханических стабилизаторов и методы ее устранения – отсутствие стабилизации выходного напряжения.
Первый признак такой неполадки – может ощущаться запах тлеющих деталей. Реверсивный двигатель недаром зовут «ахиллесовой пятой» электромеханических приборов. Контроллером стабилизатора напряжения постоянно отслеживается значение выходных параметров. Ротор постоянно вращается и это постепенно изнашивает сам двигатель.
Одна неисправность может повлечь за собой другие, например, выход из строя целого каскада управления электродвигателем, собранного на паре транзисторов. Помимо этих элементов от перегрева плавятся резисторы, стоящие в их коллекторной цепи.
Конечно, изношенный электродвигатель лучше заменить, но бывает умелая попытка привести его в действие, венчается успехом. Это и есть самый простой способ реанимации двигателя:
- отключение двигателя от схемы;
- подача на его выводы 5 В от мощного источника питания, к примеру, от компьютерного БП ATX.
При этом получается отжиг мелкого «мусора» на щётках двигателя. Нормальный ток электропотребления движка должен не выходить за пределы 90–160 мА. Поскольку двигатель реверсивного типа, то напряжение необходимо подавать не менее двух раз со сменой полярности. После этих воздействий работоспособность агрегата временно восстанавливается.
Другой вариант решения проблемы – небольшая замена схемы с сужением диапазона регулировки. Просто щетка будет ездить по-другому, в обход выгоревших участков дорожки трансформатора.
Ремонт релейных стабилизаторов
В качестве примеров рассмотрим ремонт:
Ресанта АСН-500/1-ц.
Наиболее частыми ошибками являются сообщения «L» и «H», что означает начальные буквы английских слов «низкий» и «высокий». То есть показатели выходят за пределы допустимых параметров. На прежних релейных стабилизаторах Ресанта со стрелочными индикаторами можно было видеть изменение выходного напряжения в пределах 204–235 В при переключении ступеней. На нынешней аппаратуре по записи видно 220 В, а по факту те же +- 6%, согласно паспортным данным.
Случается проблема реле медленно переключается, что влияет на защитное отключение компрессора кондиционера. Дело в том, что производителем используются дешёвые конденсаторы весьма низкого качества. Если заменить электролиты – проблема будет решена.
Главное, не стоит забывать о мощности. То, что написано на шильдике корпуса, справедливо для входного напряжения 200 В, в реальности для заниженного (170–180 В) мощность должна быть в 2 раза меньше.
Ресанта СПН-9000.
В основе принципа действия этого релейного стабилизатора лежит ступенчатое регулирование выходного напряжения. Стабилизация обеспечивается посредством микропроцессора. Коммутация отводов автотрансформатора выполняется пятью мощными реле, которые управляются транзисторными ключами. Стабильность выходного напряжения зависит от дискретности переключения (5–20 В).
Основная болезнь СПН-9000 – обгоревшие либо залипшие контакты в реле. Эти неполадки довольно часто возникают в процессе эксплуатации релейного стабилизатора. А также при несоответствии входного напряжения диапазону пороговых значений стабилизация не станет работать. Бывает, сразу при включении прибора выбивает предохранители, так срабатывает защита от КЗ.
По причине неисправности реле «летят» транзисторные ключи. Реле подлежат замене или реставрации. Для этого необходимо убрать крышки с реле, после снять подвижный контакт, освободить его от пружины и наждачной бумагой аккуратно очистить все контакты реле. В завершение очистить все контакты специальным бензином и собрать реле в обратном порядке. Затем впаять все транзисторы, и проверить на целостность переходов. Если понадобится, заменить транзисторы на новые.
Если вам нужно подключить к стабильнику предположим электрическую печь (9 кВт), то лучшего прибора, чем стабилизатор напряжения Ресанта для этого не найти. А если при этом возникнут мелкие недочеты, то сервисные мастерские быстро и профессионально устранят их на основании гарантийных обязательств. Своевременно сделанный ремонт – залог долговечности и надёжности прибора и после гарантийного срока.
Поломки бывают различные, и иногда сложно понять, то ли просто не соблюдены условия эксплуатации по инструкции, то ли аппарат неисправен. Однако, неполадки могут существовать, и в итоге в самый неподходящий момент может возникнуть проблема. Правильно установить «диагноз» и эффективно устранить их всегда поможет ремонтная компания.
На видео: простой ремонт стабилизатора РЕСАНТА 15 квт 3 фазы.
Простой ремонт стабилизатора РЕСАНТА 15КВТ 3ФАЗЫ
Скачок напряжения, и сгорела техника! Что делать?
Знакомая ситуация? Уверяем, что вы не одни, кто ищет ответ на данный вопрос. И с каждым годом число пострадавших от перепада напряжения в электросети становится больше. Например, на популярном YouTube не проходит и месяца, чтобы не выложили очередной видео ролик, повествующий о сгоревшей технике жителей России из самых разных её уголков. А виной тому резкие скачки, перепады напряжения в электросети.
Сожалеем, если вы оказались в подобной ситуации. Чтобы вам хоть как-то помочь, мы рекомендуем посмотреть первый видеоролик — из него вы узнаете, куда обратиться в первую очередь.
Специалисты нашей компании напоминают, что качество российских электросетей год от года лучше, к сожалению, не становится. И лучшим способом защиты своей бытовой техники от поломки служит предупреждение возникновения аварийной ситуации. Согласитесь, гораздо приятнее не довести технику до поломки, сохранив деньги, нервы и более ценное имущество, чем «искать правду», бегая по инстанциям и судам уже после аварии.
Кто предупреждён — тот вооружён! Чтобы от очередного перепада напряжения не сгорела дорогостоящая техника, необходима надёжная защита. Таким защитным устройством являются стабилизаторы напряжения. Ниже мы подобрали несколько моделей однофазных стабилизаторов, которые наиболее подходят как для частного дома, так и для квартиры.
Стабилизатор напряжения — это сложное устройство электромеханического или электрического типа, для починки которого требуются глубокие знания в области радиотехники, специальные инструменты и измерительное оборудование.
Основные виды неисправностей стабилизаторов напряжения и их причины
Наиболее распространенные поломки, с которыми пользователи сталкиваются на практике:
- Посторонние звуки (щелчки, треск, гул), сопровождающие работу стабилизатора напряжения. Наиболее вероятная причина проблемы — входное напряжение находится ниже или выше рабочих диапазонов. В большинстве случаев допустимый диапазон регулировки устройства лежит в промежутке между 100 и 250 вольтами. Следует учесть, что даже в исправном состоянии стабилизатор напряжения может производить негромкий гул. А во время работы релейных приборов можно слышать щелчки. Таким образом, реле регулируют выходное напряжение, переключая отводы от обмоток. Если устройство трещит и щелкает слишком громко, скорее всего, искрит щетка (в сервоприводных моделях) или во внутренней проводке прибора присутствуют проблемы с контактами.
- Стабилизатор напряжения не держит нагрузку. Если устройство отключается под нагрузкой, причиной может быть: а) слишком высокая мощность потребителей; б) проблемы с самим стабилизатором (если вы не меняли подключенные к нему устройства); в) межвитковое замыкание или перегрев электрического трансформатора (такой вариант возможен, если стабилизатор выключается не моментально, а проработав какое-то время). Аналогичная неисправность у сервоприводных (или электромеханических) стабилизаторов напряжения может быть вызвана засорением токопроводящих частей графитовой крошкой, связанным с износом щетки. В процессе эксплуатации щетка теряет текстуру и засыпает графитом трансформатор. Из-за этого может произойти перегрев или замыкание.
- Выходное напряжение не равно 220 вольтам. Эта проблема может быть не связана с самим стабилизатором напряжения. Одна из возможных причин — слишком низкое напряжение в сети и устройство не вытягивает его вывод на необходимый уровень. Если же сетевое питание находится в допустимых пределах, тогда стабилизатору потребуется диагностика и последующий ремонт. В релейных стабилизаторах напряжения подобная проблема чаще всего связана с неисправностью одного или нескольких электромагнитных реле или блока управления ими. Как правило, он базируется на транзисторе. В электромеханических моделях напряжение может не подниматься выше определенной отметки из-за засорения щеточного модуля графитовой стружкой.
- Неэффективная стабилизация напряжения. На практике проблема выглядит следующим образом: вместо плавного хода напряжение стабилизируется резкими скачками, что негативно влияет как на сам стабилизатор, так и на подключенную к нему аппаратуру. Наиболее вероятная причина — выход из строя коммутационного аппарата на одной или нескольких фазах регулировки. В сервоприводных моделях причиной такой проблемы может послужить загрязнение обмоток или неполадки с мотор-редуктором. Неисправность редуктора зачастую сопровождается посторонними звуками: потрескиванием, щелчками, жужжанием — это проскакивают шестеренки. Кроме того, в электромеханических устройствах при выходе из строя элементов управления двигателем стабилизация может отсутствовать вовсе. Это можно заметить по остановке бегунка со щеткой, который сдвигается в крайнюю точку и застывает на месте.
- Стабилизатор напряжения не включается или его автомат выбивает по окончании отсчета таймера. В качестве причины может служить завышенное или заниженное напряжение сети и последующее срабатывание защиты. Зачастую первопричиной выступают вышедшие из строя резисторы, отвечающие за пороги включения по нижнему и верхнему уровням напряжения. В этой ситуации стабилизационная плата, не справляясь со своими функциями, уходит в защиту.
- Стабилизатор напряжения не подает признаков жизни. Если при включении устройства на нем не загораются индикаторы, а на выходе не появляется напряжение, однозначно потребуется комплексная и скрупулезная диагностика. Причин для полного выхода стабилизатора из строя бывает очень много: повреждение электролитических конденсаторов, выгорание дорожек, выход из строя платы, неисправность двигателя. Сложность и стоимость ремонта будет зависеть от характера выявленной поломки.
Также в этом разделе следует обозначить еще два обстоятельства, очень часто служащих причинами разнообразных неисправностей стабилизаторов напряжения. Во-первых, заводские дефекты, во-вторых, некорректная установка и эксплуатация устройства. Проблем, связанных с заводскими дефектами, больше, зато неверный монтаж чаще становится причиной более серьезных поломок. Для избегания встроенных недочетов следует покупать оборудование проверенных производителей. Например, RUCELF, «Ресант», «Энергия», «Лидер», SVEN. Что касается второго обстоятельства, правила эксплуатации и установки любого стабилизатора напряжения прописаны в прилагаемой к нему документации.
Степень сложности ремонта различных видов стабилизаторов
Все устройства оснащены системами защиты, определяющими уровни входного и выходного параметров работы на их соответствие номинальному значению. Для выполнения ремонтных работ необходимо иметь измерительные приборы, в том числе осциллограф, и схему устройства. Необходимо измерить входное и выходное напряжение, температурные режимы рабочих узлов, исключить короткое замыкание, затем посмотреть код ошибки. Сложней всего диагностировать поломку в стабилизаторах, укомплектованных симисторными ключами — ими управляет сложная электроника. Замеры с помощью осциллографа позволяют выявить поломку структурного модуля, после чего нужно провести дефектовку каждой радиодетали.
В устройствах релейного типа чаще всего выходит из строя реле, выполняющее функцию переключения обмоток трансформатора. Вследствие частого переключения катушка может заклинить или перегореть, поэтому при поломке необходимо проверить работоспособность всех реле.
Наиболее простым является ремонт электромеханического стабилизатора — чтобы увидеть его реакцию на изменения параметров сети, достаточно снять корпус. Высокая точность и простота конструкции сделали этот вид одним из наиболее популярных.
Перегрев трансформатора стабилизатора
Если трансформатор греется без видимых нагрузок, скорей всего имеет место межвитковое короткое замыкание. Однако причина может заключаться и в поломке переключателей.
В релейных устройствах причиной перегрева может быть заклинивание реле, в симисторных — может поломаться один из ключей и закоротить на выходные обмотки. В сервоприводных стабилизаторах переключения обмотки нет, но щетки могут замкнуть по причине загрязнения — попадания в пространство между ними графитовых опилок или сажи. Сервоприводные модели требуют периодического очищения контактных поверхностей.
Ремонт и модификация сервоприводных стабилизаторов
Скорость износа сервоприводного устройства и его загрязнение зависят от двух факторов: влажности помещения и запыленности среды, в которой он эксплуатируется. Чтобы защитить его от попадания внутрь пыли, мастер устанавливают компьютерный кулер напротив наиболее эксплуатируемого сектора автотрансформатора. Кроме очищения от пыли, кулер выполняет функцию охлаждения автотрансформатора.
Длительное хранение стабилизатора во влажной среде может привести к окислению контактных площадок, что может помешать работоспособности контактного ползунка — пыль может начать искрить и возгораться.
Почему возникают ошибки стабилизаторов напряжения: особенности работы устройств
Принцип работы систем управления стабилизаторов заключается в настройке выходных параметров в течение 5 секунд. Когда в течение заданного периода выполнение указанной задачи невозможно, возникает ошибка. Кроме того, процессором производится анализ причин возникновения экстренной ситуации с индикацией, в которой отражаются все данные, собранные платой управления. При нормализации входных данных или устранении причин неисправности повторный запуск стабилизатора возможен сразу же в ручном или автоматическом режиме (в зависимости от настроек).
Этапы ремонта сервоприводного стабилизатора
Приступая к ремонту, с вала сервопривода снимают контактный ползунок. Затем контактные поверхности очищают до блеска металла с помощью наждачки. Чистовую полировку выполняют с помощью ластика. Уборку абразивных частиц и мусора выполняют с помощью кисточки.
После этого переходят к осмотру графитовой щетки. Она может выйти из строя из-за чрезмерного нагрева, возникающего из-за её плохого контакта с пластинами автотрансформатора. При перемещении ползунка искрение и повышенный нагрев приводят к её выгоранию, что, в свою очередь, еще больше загрязняет контактные площадки и пространство между ними. Такая ситуация способствует нарастанию загрязнения, что приводит к выгоранию щетки и полному выходу из строя трансформатора — он перестаёт выдавать напряжение. В устройствах Ресанта при обрыве выходного напряжения срабатывает защита.
Ремонт стабилизаторов Ресанта чаще всего состоит из очищения контактных площадей и замены щеток.
Иногда случается и поломка сервопривода, причинами которой может быть:
- подгорание мотора;
- износ редуктора;
- отсутствие напряжения.
Проверить этот механизм можно, вынув мотор вместе с редуктором, и проворачивая вал вручную. Быстро и качественно отремонтировать стабилизатор любого типа жители Одессы смогут в сервисе «24Мастер».
Ремонт
Ремонт стабилизатора Ресанта можно условно разделить по типу поломок.
Сервопривод
Сначала рассмотрим ситуацию, когда вышел из строя двигатель сервопривода Ресанта. Выходов из данной проблемы два:
- Купить новый двигатель, затем установить его в устройство.
- Попытаться произвести ремонт поврежденного.
Если с первым случаем все понятно, то второй требует детального рассмотрения. Важно понимать, что в случае успешного проведения ремонтных работ, отреставрированный двигатель не сможет работать долгое время, т.е. это является временной мерой.
Все наши действия будут сводиться к следующему:
- Отключаем двигатель с сервоприводом от общей конструкции. Затем подключаем его к источнику питания, обладающему достаточной мощностью.
- Нужно осуществить подачу на выходы двигателя тока мощностью в 5 В. Показатель силы тока должен быть не менее 90 мА.
- Осуществление данных манипуляций позволит нормализовать работу стабилизатора. Далее нужно подключить двигатель обратно к схеме.
Особенности приборов марки Ресанта
Стабилизаторы торговой марки Ресанта не рекомендуется подключать к точной электронике, медтехнике, компьютерам и ЖК телевизорам. Причина этого проста: в случае скачка напряжения в сети, защита устройства его просто отключит, а выходное напряжение может пропасть на короткий промежуток времени, что может повлиять на работу техники.
К преимуществам приборов Ресанта относятся:
- высокая точность;
- быстродействие;
- почти бесшумная работа.
Они отлично подходят для обеспечения стабильного напряжения на небольшом производстве и в загородном доме — их можно подключать к отопительным приборам, электроинструменту, насосам, автоматическим линиям.
Ремонт электромеханических стабилизаторов напряжения
Самая главная проблема таких стабилизаторов – перегрев. Совершенно необходимо раз в 1-2 месяца, в зависимости от условий эксплуатации, делать техническое обслуживание стабилизатора. И ремонт стабилизаторов напряжения надо начинать именно с чистки.
Проблема перегрева проявляется прежде всего из-за того, что графитовая щётка, когда двигается по поверхности трансформатора, неизбежно изнашивается, и её частички вместе с пылью и прочим мусором остаются на контактной дорожке.
Теперь, когда щётка непрерывно “елозит” по поверхности, она начинает сильнее греться, искрить, мусор горит и пригорает к медной поверхности. В дальнейшем этот негативный эффект будет лавинообразно увеличиваться, и если не принять меры, достигнет необратимых пределов, когда чистка уже не поможет.
Конечно, спасать ситуацию будут тепловые датчики – это первые “звоночки”. Если стабилизатор вдруг начал выключаться “сам”, надо срочно звать специалиста и чистить поверхность.
Вот поверхность трансформатора в удовлетворительном состоянии, после трех лет работы по 8 часов в день:
Поверхность – Удовлетворительно. И это – после промывки спиртом.
А вот – к чему может привести безразличие к состоянию стабилизатора. Это тот же стабилизатор, другая фаза:
Состояние поверхности – Очень плохо
Если даже счистить этот нагар, площадь сечения провода необратимо уменьшится на 20-30%, что увеличит нагрев провода и щётки, и приведёт к вышеописанным пессимистичным процессам:
Поверхность автотрансформатора близко. Изоляция провода выгорела, возможно межвитковое замыкание. Эпоксидка также отвалилась от перегрева.
Тут поможет только наждачка “нулёвка”. Чистить надо по ходу щётки, потом промыть тщательно спиртом и вытереть насухо чистой тряпкой.
Ремонт серводвигателя
Другая поломка – неисправность серводвигателя, когда он перестаёт двигать щётку. Двигатель надо снять, прочистить, продуть, смазать. Поскольку используется двигатель постоянного тока с щётками, то можно попробовать покрутить его в холостую в обе стороны от источника постоянного тока напряжением около 5 В.
Таким образом можно, не разбирая его, немного почистить его щётки, ведь двигатель в работе крутится (точнее, поворачивается) только на угол до 180 градусов.
Ремонт электронной платы
Двигатель может не крутиться и потому, что на него не приходит питание. Питание идёт с платы управления, от биполярных транзисторов. Используется пара комплементарных транзисторов TIP41C и TIP42C, поскольку питание схемы двухполярное. Транзисторы надо менять парой, даже если один и будет целый. И только одного производителя.
Даташит (документацию) на транзисторы можно скачать в конце статьи.
Также в той же цепи выгорают резисторы 10 Ом (это следствие пробоя транзисторов). Ничто не мешает при замене резисторов увеличить их мощность до 3 или 5 Вт, повысив надежность работы.
Ну и замена реле, транзисторов, концевых выключателей и другой мелочевки – по ситуации.
Ремонт силовой части
К силовой части относятся автотрансформаторы (про них я уже сказал предостаточно). А также – контактор и вводной автомат, у которых горят контакты и клеммы. Из надо периодически протягивать, чистить, а при необходимости – менять.
Чтобы увеличить ресурс транзисторов и серводвигателя
Мой читатель и подписчик группы СамЭлектрик.ру Андрей Алтухов поделился своей схемой, которая позволяет избежать перегрева транзисторов и увеличить ресурс двигателя за счет того, что стабилизатор не реагирует на небольшие (2-3 В) изменения входного напряжения. Схема и описание приводится “как есть”, кто повторит доработку – пишите в комментариях!
Вот, что пишет Андрей:
В комментариях предлагали варианты как сберечь плату и электродвигатель от преждевременного выхода из строя. После того, как дважды за 2 года сдох моторчик сервопривода от перегрева щёток и почернела плата управления в районе силовых транзисторов решил углубиться в вопрос. Побаловался с коэффициентами усиления операционника, покрутил туда-сюда, но всё равно линейный режим работы никуда не делся.
Думал решить быстренько вопрос установкой стабилитрона или диода на худой конец, но уровни напряжений слишком малы, чтобы хоть как-то разгуляться. Соорудить нечто с зоной нечувствительности на транзисторах тоже можно, но это всё грандиозная лепнина на плате. В голове роились идеи вставить второй операционник и включить в разрыв цепи управления.
И тут отец, заглянув через плечо, на схеме обнаружил абсолютно незадействованный (по крайней мере в однофазной версии) операционный усилитель, уже распаянный на плате на ногах 12, 13, 14 с выходом на контакт 4XT2, который просто висит в воздухе. А дальше были прикидки коэффициентов усиления, обратной связи. В итоге родилась вот такая схема. (картинка на основе взятой из статьи).
Схема стабилизатора с порогом срабатывания
Пороговым элементом служат два встречно-параллельно включенных диода. резисторы R101 и R102 регулируют обратную связь и дают в итоге ширину зоны нечувствительности. Я остановился на номиналах 10k и 2.2k что дает нечувствительность примерно 3V по сети переменного тока. Как только напряжение в сети изменяется на большее значение, открывается один из диодов и на электромотор подается не плавно нарастающее, а сразу порогом, позволяя двигателю сразу сделать шаг. Кроме того, потребовалась коррекция выходного напряжения подстроечником, чтобы выставить выходное напряжение. Ну и вторым файлом прикладываю, как выглядит печатная плата после доработки.
Печатная плата стабилизатора после доработки
Да, в оригинальной схеме вместо мотора подключал маленькую лампочку и вольтметр. Напряжение плавно нарастает в любую из сторон. В моей схеме двигатель включается, когда уже есть более серьёзное отклонение напряжения. При этом если напряжение резко скакнуло в любую из сторон, никаких задержек в срабатывании не будет.
Доработка влияет на точность, но в реальной жизни это не играет особой роли. Напряжение на выходе в моём случае имеет право гулять +- 3 вольта от выставленного номинала. Это неизбежная расплата за меньшую нервозность сервопривода. Можно увеличить коэффициент усиления первого операционника (на схеме синий текст) и получить +- 1.5 вольта.
Есть ещё момент. Все опыты проводились на стабилизаторе, в котором моторчик был заменен на более дорогую версию с графитовыми щётками. Как будет крутиться со штатным моторчиком проверить не удалось.