Графеновые аккумуляторы — преимущества и недостатки


Не надо быть специалистом, чтобы понимать, что каждая автономная система, работающая на электричестве, нуждается в независимых источниках электроэнергии. Речь идет о мобильных устройствах, транспортных средствах, в которых установлены аккумуляторы и батареи. Источники питания, распространенные сейчас, имеют ограниченный объем и служат относительно недолго. Графеновые аккумуляторы лишены этих недостатков. Что это за тип АКБ, каково их устройство, плюсы и минусы, где найти – об этом в статье.

Графеновые аккумуляторы отличаются малым весом и высокой проводимостью.

Что такое графен

Ранее углерод был доступен в двух формах – графит и алмаз. Первый нашел применение как стержень карандаша, а алмаз и вовсе является наиболее прочным материалом на Земле. В 2004 году британские ученые российского происхождения К. Новоселов и А. Гейм в лабораторных условиях создали новую форму – графен.

Если отталкиваться от википедии, графен – вещество, имеющее пленкообразную структуру, которое «собирается» из атомов углерода. В природе такая двумерная пленка не встречается. А делает ее человек, в условиях повышенного давления и температуры.

По сути, графен – плоскость графита, отделенная от общей структуры материала. Атомы углерода графена «соединяются» друг с другом и образуют шестигранную кристаллическую решетку. За счет высокоплотной связи вещество характерно высокой степенью жесткости и повышенным запасом теплопроводности.

Дело в том, что электроны в веществе остаются подвижными, а значит материал, полученный в 2004 году, подходит для применения в полупроводниковых схемах, источниках питания. Графеновая батарея мало весит, и в то же время имеет емкость больше, чем у доступных ныне аналогов.

Финансовые проблемы реализации научных достижений

Проблема создания новых аккумуляторных батарей еще и в том, что сейчас исследованиями в области элементов питания занимается слишком много компаний. Проектов просто огромное количество — от «пенных» и жидких батарей до аккумуляторов с экзотическими соединениями в составе электролита. И явного лидера среди всех этих компаний нет. Особого энтузиазма такая ситуация не вызывает и среди инвесторов, которые не слишком охотно выделяют деньги на новые проекты.

А денег требуется много. «Для того, чтобы создать небольшую промышленную линию по производству аккумуляторов, создаваемых по новым технологиям, требуется около $500 млн. И даже, если бы перспективный аккумулятор был создан, перевести научную работу в сферу коммерции не так просто. Разработчики мобильных устройств или производители электромобилей будут тестировать новые батареи годами, прежде, чем принять решение. Инвестиции за это время не окупятся, а компания-разработчик будет убыточной. Ученые утверждают, что наладить промышленную линию стоимостью в $500 млн. сложно, особенно, если бюджет на год составляет $5 млн.

И даже в том случае, когда новая технология попадет на рынок, производителю аккумуляторов нового типа придется пережить нелегкий период адаптации и поиска покупателей. Но пока что до этого этапа никто не доходил. Так, компании Leyden Energy и A123 Systems, разработавшие новые, вполне перспективные технологии, так и не вышли на рынок. Им просто не хватило для этого денег. Еще два перспективных «энергетических» стартапа, Seeo и Sakti3, были куплены другими компаниями. Причем суммы этих двух сделок были гораздо ниже того, на что рассчитывали первые инвесторы компаний.

Крупнейшие производители электроники, Samsung, LG и Panasonic, заинтересованы больше в совершенствовании текущих своих продуктов и увеличении числа их функций, чем в получении батарей нового типа. Поэтому пока что продолжается процесс оптимизации Li-Ion батарей, созданных еще в 70-х годах прошлого века. Остается надеяться, что у графеновых аккумуляторов все же получится разорвать порочный круг.

Особенности графеновых аккумуляторов

За открытие графена ученые были удостоены Нобелевской премией, так как полученный материал является уникальным, и помимо тонкости (толщина листа – 1 атом), характерен другими свойствами:

  • высокая электропроводность;
  • гибкость;
  • теплопроводность;
  • повышенная механическая прочность;
  • прозрачность;
  • непроницаемость для многих газов, жидкостей.

«Новый углерод» серьезно заинтересовал производителей автомобилей. Источники питания на его основе более всего подходят для электромобиля. За счет повышенной активности заряженных частиц получилось увеличить полезную емкость АКБ. Материал, компонованный в плоский проводник, способен за короткий срок накопить большой заряд.

При этом на начальных этапах разработки в листы графена добавляли литий, только он плохо реагировал на воду и прочие окислители, и в промышленных целях пришлось искать что-то другое. Литий-графеновые аккумуляторы характерны долгой зарядкой, поэтому в сфере автомобилестроения они не прижились. И со временем появился магний-графеновый источник питания.

История открытия

Поиски новых материалов для аккумуляции электрической энергии учёные вели давно. Применяемые до сих пор составляющие батарей и аккумуляторов уже не отвечали современным требованиям к электротехнике. Особенно это относилось к батареям и аккумуляторам, чьи невысокие технические характеристики тормозили развитие новых экономичных и экологически чистых транспортных средств.

Исследования увенчались успехом в 2004 году, когда двое британских учёных, выходцев из России, Константин Новосёлов и Андрей Гейм, получили в лаборатории новый материал с нужными свойствами на основе углерода — графен. За создание углеродной плёнки толщиной в один атом на подложке из оксида кремния с высокими аккумулирующими характеристиками учёные получили в 2010 году Нобелевскую премию.

Эта разработка считается самой перспективной в области технологий аккумулирования электроэнергии, хотя технически ещё и не получила массового применения.

Устройство

Сегодня аккумулятор из графена – условное понятие, так как производителей таких устройств пока мало, и они не торопятся сообщать об особенностях технологического процесса.

«Пионер» производства графеновых АКБ – фирма из Испании Graphenano, которая анонсировала первый образец еще в 2015 году. Заряжается он всего за 8 минут, а энергоемкость в 10 раз выше, чем у литий-ионных аналогов. В открытии предприятия, мощностей которого хватает для выпуска 80 млн ячеек в год, приняли участие инженеры компании Grabat Energy.

Новый тип источников питания делается из специального металлополимерного корпуса. В него вставлены пара пластин из меди и алюминия, оснащенные выводами – электрическими контактами. Между электродами расположен электролит, который может быть в жидком или твердом состоянии. В аноде содержится восстановитель, в катоде – окислитель. Чтобы отрицательно заряженные атомы лития не могли свободно перемещаться между электродами, в корпусе предусмотрен разделитель – сепаратор. Вообще, графеновые аккумуляторы в плане устройства аналогичны литий-полимерным батареям, только в первых электролит и сепаратор – графен.

Принцип работы аналогичен литий-ионным АКБ: при зарядке и разрядке ионы лития двигаются от анода к катоду через электролит. Электроны в это время достигают анода или катода по внешней цепи, что необходимо для создания в ней электрического тока.

Принцип действия:

  1. В ходе разрядки анод испытывает окислительную химическую реакцию – появляются свободные электроны, которые устремляются к катоду, где их мало. Но на их пути стоит сепаратор, и единственный выход – к цепи нагрузки, куда замкнута батарея. Электроны, двигаясь направленно, запитывают энергией подключенное устройство.
  2. Ионы лития с положительным зарядом тоже устремляются к катоду, но они свободного проходят через сепаратор.
  3. Когда все электроны переместятся к катоду – аккумулятор разряжается.
  4. В ходе подачи определенного напряжения на электроды, запускается процесс, когда ионы двигаются в обратном порядке. То есть электроны скапливаются на аноде и остаются там до тех пор, пока не будет подключена нагрузка.

Сейчас есть два подхода в изготовлении инновационных батарей:

  • американская модель (графен-полимерный аккумулятор). Активным веществом выступает кобальтат лития, а материалом пластин – графен и кремний;
  • российская модель. Литиевая соль заменена оксидом магния, который более легкий и не такой токсичный.

Неважно, какой вид, графеновая батарея куда эффективней аналогов, так как появилась возможность увеличить скорость перемещения заряженных частиц.

Как улучшить характеристики существующих аккумуляторов

В области аккумуляторов обычные материалы для аккумуляторных электродов (и перспективные) значительно улучшаются при добавлении графена. Графеновая батарея может быть легкой, долговечной и подходящей для накопления энергии большой емкости, а также для сокращения времени зарядки. Это продлит срок службы батареи, что связано с количеством углерода, который нанесен на материал или добавлен к электродам для достижения проводимости, а графен добавляет проводимости, не требуя количества углерода, которое используется в обычных батареях.

Графен может улучшить такие свойства батареи, как плотность энергии и форму, различными способами. Так литий-ионные аккумуляторы (и другие типы аккумуляторных батарей) могут быть улучшены путем введения графена в анод аккумулятора и использования проводимости материала и характеристик большой площади поверхности для достижения морфологической оптимизации и производительности.

Также было обнаружено, что создание гибридных материалов также может быть полезным для улучшения качества батареи. Например, гибрид катализа оксида ванадия (VO2) и графена может быть использован на литий-ионных катодах и обеспечивает быструю зарядку и разрядку, а также большую стойкость цикла зарядки. В этом случае VO2 обладает высокой энергоемкостью, но плохой электрической проводимостью, что можно решить, используя графен в качестве своего рода структурной «основы», на которой можно присоединить VO2- создавая гибридный материал, который обладает как повышенной емкостью, так и превосходной проводимостью.

Исследователи ищут новые типы активного электродного материала, чтобы вывести батареи на новый уровень высокой производительности и долговечности и сделать их более подходящими для больших устройств. Наноструктурированные материалы ионно-литиевых батарей могут обеспечить хорошее решение. По последним данным исследователи из Венского университета и международные ученые разработали новый наноструктурированный анодный материал для ионно-литиевых батарей, который увеличивает емкость и срок службы батарей.

2D/3D нанокомпозит на основе смешанного оксида металла и графена, разработанный двумя учеными и их командами, как утверждается, серьезно улучшает электрохимические характеристики литий-ионных аккумуляторов. Основанный на смешанном мезопористом оксиде металла в сочетании с графеном, этот материал может обеспечить новый подход к более эффективному использованию батарей в больших устройствах, таких как электрические или гибридные транспортные средства. Новый электродный материал обеспечил значительно улучшенную удельную емкость с беспрецедентной обратимой циклической стабильностью в течение 3000 обратимых циклов зарядки и разрядки даже при очень высоких режимах тока до 1280 миллиампер. Для сравнения, современные литий-ионные аккумуляторы теряют свою эффективность после примерно 1000 циклов зарядки.

Плюсы и минусы

Батареи на основе графена эффективней аналогов, и когда они будут применяться повсеместно – вопрос времени. Преимущества АКБ:

  • малый вес. Вес двух квадратных метров графена – 1.5 г, что куда меньше по сравнению с литий-ионными аналогами;
  • высокая проводимость. За счет пористой кристаллической структуры кристалла графена электроны способны перемещаться без препятствий. Электропроводность вещества выше, чем у полупроводников, поэтому аккумулятор заряжается быстрее;
  • прочность. Графен в этом плане практически не уступает алмазу, поэтому источники питания на его основе характерны высокой устойчивостью к разрушениям;
  • водонепроницаемость. Графеновые пластины научились «превращать» в водянистый гель, и с таким раствором уменьшается время, необходимое для подзарядки;
  • высокая удельная емкость. Графеновый электрод не только накапливает на своей поверхности ионы лития, но и позволяет им проникать внутрь материала. Получается, заряженных частиц в батарее больше, а вместе с этим растет и емкость;
  • экологическая чистота и безопасность;
  • хорошая ремонтопригодность;
  • невысокая цена компонентов.

Есть у технологии и недостатки:

  • низкая плотность. Готовые батареи получаются слишком крупными и не подходят для установки в мобильные устройства;
  • технология удержания плоской структуры – сложная, и это отражается на конечной стоимости готового изделия;
  • небольшое на данный момент количество циклов зарядки-разрядки;
  • крупномасштабными партиями аккумуляторы еще не производят.

Тем не менее, перспективы у таких источников питания серьезные. С графеновой батареей автомобиль может проехать без подзарядки до 1000 км, а для восстановления емкости понадобится около 10 минут. Правда, без мощной заправочной станции не обойтись.

Из области фантастики в область лабораторных разработок

Говоря о нанотехнологиях, в первую очередь приходят на ум открытие графена и углеродных нанотрубок. Именно с ними связывают ученые прорыв в области электроники и фармакологии в 21 веке. Создание квантовых компьютеров, систем считывания сигналов на клеточном уровне, нанороботов для лечения организма – это только малый перечень открывающихся возможностей. Сейчас эти возможности перешли из области фантастики в область лабораторных разработок.

Особая тема – это микроэлектроника. Современные микропроцессоры и чипы памяти уже преодолевают значение технологических норм в 10 нанометров. Впереди рубеж 4-6 нм. Но чем дальше двигаются разработчики по пути миниатюризации, тем сложнее задачи приходится решать. Инженера вплотную приблизились к физическим пределам кремниевых чипов. Те, кто интересуются современными микропроцессорами, знают, что их быстродействие затормозилось на тактовой частоте около 4 ГГц и дальше не увеличивается. Кремний является прекрасным материалом для микроэлектроники, но обладает существенным недостатком – плохой теплопроводностью. И с ростом тактовой частоты и плотности элементов этот недостаток становится барьером на пути дальнейшего развития микроэлектроники.

К счастью, сегодня появилась реальная возможность использовать альтернативные материалы. Это графен, двухмерная форма углерода и углеродные нанотрубки, которые являются трехмерной кристаллической формой того же углерода. Уже первые результаты исследований привели к созданию графеновых транзисторов, работающих на частоте до 300 ГГц. Причем, опытные образцы сохраняли свои характеристики при температурах 125 градусов по Цельсию.

Области эксплуатации

Материал, за счет своих уникальных характеристик, может вызывать революцию во многих сферах промышленности. Помимо АКБ для электротранспорта, активно разрабатываются батареи для мобильных устройств.

Так, южнокорейский гигант Samsung внедряет графен в источники питания для смартфонов при помощи графеновых шариков. Но полноценных компактных батарей еще нет, зато соответствующие технологии применяются при изготовлении внешних АКБ, которые могут зарядить гаджет не за средние полтора часа, а за 10 – 12 минут.

Опять же, что до телефонов, в 2016 году компанией Huawei была представлена литий-ионная батарея с графеновым покрытием. Она сохраняет работоспособность при температуре до +60° С, тогда как предел для существующих аналогов составляет +50°.

Тенденция такова, что сейчас создаются более легкие материалы. И графен – то самое вещество, которое пригодится для производства гибких дисплеев, вычислительных устройств, приборов для хранения данных и т.д.

Технические возможности

Аккумулятор нового поколения на основе графена обладает уникальными свойствами – применение таких источников энергии станет прорывом в создании электромобилей и производстве смартфонов.

Скорость зарядки

Испанские разработчики представили прототип аккумулятора на основе графена – время полного заряда такой батареи в десятки раз меньше, чем аналогичных литий-полимерных батарей, а в режиме быстрой зарядки составляет всего пять минут.

Huawei в одной из своих моделей использовала технологию быстрой зарядки – благодаря вкраплениям графена 45 процентов заряда накапливалось за пять минут.

Накопительные свойства графеновых батарей

Графен на счет своего строения способен в большом количестве накапливать электрические заряды на своей поверхности, что позволяет значительно увеличить емкость графеновых батарей.

запустила в производство аккумуляторы «Grabat» с емкостью позволяющей электромобилю проехать более тысячи километров без подзарядки.

Внимание! Немецкие концерны начали тестирование АКБ «Grabat» на собственных автомобилях – эра бензиновых двигателей заканчивается.

Сфера применения

Высокие емкость и скорость заряда/разряда графеновых батарей, а также низкая стоимость их производства станет новой вехой в производстве электромобилей.

До сих пор производительность мобильных устройств и телефонов существенно ограничивалась временем автономной работы – с графеновыми источниками энергии стоит ожидать появления гаджетов с невероятными возможностями. Корпорация Samsung решает проблему внедрения графена в накопители энергии для телефонов с помощью графеновых шариков.

Важно! Пока не созданы достаточно маленькие батареи из графена для электронных девайсов – графеновые технологии используются только при производстве внешних аккумуляторов, способных заряжать смартфон вместо полутора часов за 10-12 минут.

Где купить АКБ

Такие источники питания еще недостаточно изучены, поэтому власти многих стран не торопятся давать им «зеленый свет». Впрочем, американская фирма Real Graphene уже продает батареи на основе этой технологии. Устройства, прежде чем потерять в емкости, выдерживают до 1500 циклов зарядки-разрядки, а также более устойчивы к нагреву.

Пауэрбанки Real Graphene, емкостью 3000 мАч, могут заряжаться за 20 минут, если использовать ЗУ мощностью 60 Вт. Цена модели на 10000 мАч, выходная мощность которой составляет 50 Вт – 60 долларов. Версия на 20000 мАч, с ЗУ 87 Вт, способная одновременно запитывать три устройства, обойдется в 77 долларов.

То есть времена, когда можно будет купить графеновый аккумулятор для смартфона – не за горами.

Актуальные разработки

Уже сейчас на рынке представлены зарядные блоки (powerbank) от компании Real Graphene. Они основаны на графеновой технологии и позволяют за считанные минуты зарядить смартфон или планшет.

Их аккумулятор способен выдержать порядка 1500 циклов зарядки, не теряя свои изначальные технические характеристики. При этом девайс не генерирует большое количество тепла, остаётся холодным и безопасным во время работы.

Если говорить про машины, то буквально недавно китайская компания GAC заявила о том, что собирается тестировать графеновые источники питания. Их установят на автомобиль и проверят в реальных условиях эксплуатации.

Китайцы считают, что электромобиль с таким источником питания сможет получить 85% заряда всего за 8 минут.

Первые тесты ожидаются в конце 2022 года, либо в начале 2021 года. Пандемия внесла свои коррективы. В итоге результаты покажут, будет ли компания запускать массовое производство.

Ожидаемая стоимость нового электрического китайского автомобиля составит 30,5 тысяч долларов. При этом порядка 40% от стоимости это цена батареи.

Графеновую технологию специалисты GAC начали осваивать ещё с 2014 году. За 4 лет активной работы удалось создать 3DG. Это трёхмерный графеновый материал. В ноябре 2022 года была официально проведена презентация сверхбыстрой аккумуляторной батареи для зарядки.

Графеновый аккумулятор своими руками

Создание двухмерной структуры графена и закрепление его свойств – сложная задача, над которой трудятся многие ученые. Своими руками такую АКБ сделать нельзя, разве что получить само вещество. Для этого графит перерабатывают в порошок, обрабатывают химическим путем и наносят на алюминиевую подложку. Один из способов получить нужный состав:

  1. Берут графитовый порошок, жидкость для мытья посуды, помещают это в металлическую емкость и перемешивают в течение двух суток миксером, работающим от асинхронного двигателя.
  2. Получится пена, в которой во взвешенном состоянии будут микроскопические частицы графита.
  3. Пену высушивают, растворяют в лаке для обработки алюминия – получается графен.
  4. Полученный состав наносят на алюминиевую подложку, на основе которой и собирают магний-графеновый источник питания.

За графеновыми аккумуляторами будущее, надо только отладить все технические тонкости производства. Технология считается революционной, и способна серьезно повлиять на мир электротранспорта, смартфонов и прочих портативных гаджетов.

Сильные и слабые стороны

Нелишним будет взглянуть на плюсы и минусы, характеризующие графеновые аккумуляторы и их перспективы развития.

Сильных сторон достаточно много. Среди них можно выделить такие:

  • исходный материал доступный и распространённый;
  • графен выпускают в больших объёмах;
  • метод получения материала достаточно простой и легко реализуемый;
  • незначительный вес, при котором 1 м² материала весит около 1 грамма;
  • экологичность и безопасность для окружающей среды;
  • высокая прочность;
  • водонепроницаемость;
  • способность быстро восстанавливать повреждённые участки;
  • показатели проводимости выше любого современного полупроводника;
  • высокие показатели удельной ёмкости;
  • возможность потенциально проехать более 1000 км без подзарядки;
  • долговечное вещество;
  • независимость от циклов заряд–разряд;
  • высокая скорость зарядки.

Как осуществляется производство

Преобразование неорганических соединений на основе графена и металлов пригодных для использования может быть осуществлено многими способами. По мере развития новой технологии, методы часто изобретаются и впоследствии используются.

В любом методе, всегда есть несколько способов синтезировать сам материал. Было бы нецелесообразно описывать каждый из них, поэтому здесь будет рассмотрен один конкретный способ.

Чистый электрод на основе графена получают путем диспергирования порошка оксида графена (100 мг) в дистиллированной воде (30 мл) и обработки ультразвуком в течение 30 минут. Полученную суспензию нагревают на горячей плите до температуры 100 °С и затем добавляют 3 мл гидразингидрата.

Суспензию выдерживают при 98°С в течение 24 часов для восстановления оксида графена. Восстановленный оксид графена можно собирать фильтрацией, оставляя черный порошок. Отфильтрованный порошок затем несколько раз промывают дистиллированной водой, чтобы уменьшить избыток гидразина.

Порошок графена повторно диспергируют в воде с помощью ультразвука, и полученный раствор затем центрифугируют при 4000 об / мин в течение 3 минут для удаления более крупных частиц. Графен собирают вакуумной фильтрацией и сушат в вакууме. В промышленных масштабах производят компании Великобритании, России, Испании, США и Южной Кореи.

История создания и команда Graphene

Для начала давайте немного познакомимся с творцами платформы. В 2013 году вышел доклад “Одноранговая биржа для полиморфных цифровых активов” Д. Ларимера, Ч. Хоскинсона и С. Ларимера. В нем была описанна созданная вскоре Даниэлем Ларимером децентрализованная биржа-банк, опирающаяся на стабильный в цене токен, с курсом привязанным к USD рыночными механизмами – BitShares. Для создания сети BitShares в 2013 году основана компания Invictus Innovations. После крайне удачной реализации проекта BitShares, весной 2015 года Даниэль организовывает новую компанию Cryptonomex и создает технологию Graphene, позволившую перейти на BitShares 2.0.

В 2015 году при участии Ларимера на базе Графена в рекордные сроки создан блокчейн и социальная сеть Steemit, токен которой короткое время занимал даже 3 место по капитализации среди всех криптовалют (сейчас колеблется между 39 и 41).

Также Дэн Лаример является автором первой операционной системы на блокчейне – EOS, токены которой занимают сейчас 11 место по капитализации криптовалют, согласно coinmarketcap.com (несмотря на то, что токен появился только в июле 2022 года).

Преимущества и недостатки

К списку основных преимуществ необходимо отнести:

  • Экологическую чистоту.
  • Большую удельную емкость.
  • Высокую проводимость.
  • Быструю зарядку.
  • Техническую долговечность.

Единственным недостатком АКБ является то, что изделие имеет немалые размеры. В силу этого вживить их в миниатюрные гаджеты (например, телефоны) на сегодняшний день не представляется возможным.

Электромобиль Fisker EMoion получит инновационную графеновую АКБ

Компания Fisker Inc., основанная датским дизайнером и предпринимателем Хенриком Фискером, опубликовала первые фотографии электромобиля EMoion. В производство он будет запущен в следующем году.

В феврале этого года «За рулем» рассказывал об изобретении ученых Стэнфордского института материаловедения и энергетики из Калифорнии, которые решили проблему износа литий-ионных аккумуляторов с помощью графена и попутно увеличили их удельную емкость. Тогда казалось, что это очередная технология послезавтрашнего дня, на «допиливание» которой уйдут десятилетия. Однако Хенрик Фискер заявил на прошлой неделе, что его будущий электромобиль получит именно такие графеновые батареи, а вчера опубликовал в своем Твиттере первые полноценные фотографии новинки.

Определить по снимкам габариты машины трудно, цифр Фискер пока не разглашает, но обещает просторный салон и удобный процесс посадки-высадки через двери гильотинного типа. В конструкции кузова использованы углепластик и алюминий. Известно, что Fisker EMoion сможет проехать на одной зарядке свыше 400 миль (644 км) и разогнаться до 260 км/ч. Прочие ТТХ будут объявлены в следующем году во время официальной презентации серийной версии модели. Производиться электромобиль будет в США, ожидаемая стартовая цена — менее 40 тыс. долларов, в то время как самая дешевая Tesla Model S с запасом хода 350 км стоит сейчас 66 тыс. долларов.

Любопытно, что инновационные батареи у Фискера собственного производства — их выпуском займется дочернее предприятие Fisker Nanotech. В будущем Фискер не исключает возможности продажи графеновых АКБ другим автопроизводителям.

Учитывая прежние неудачи Фискера, анонсированная им графеновая революция вызывает у многих экспертов здоровый скепсис, но если у датчанина, наконец-то, все получится, то он может утереть нос самому Илону Маску!

Кстати, система автономного вождения, которой так кичится Tesla Motors, у Fisker EMoion тоже будет. Хенрик Фискер, по крайней мере, на это очень надеется.

  • Хенрик Фискер по-прежнему является совладельцем и главным дизайнером фирмы VLF Automotive, специализирующейся на мощных спорткарах с традиционными бензиновыми двигателями.
  • Fisker Inc. вышла в публичное пространство в начале октября, а спустя две недели в США родилась еще одна амбициозная фирма — Lucid Motors, которая также планирует выпускать «лучшие в мире электромобили», причем в отличие от Фискера у Lucid Motors уже есть работающий прототип машины.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]