Импульсные реле или как управлять освещением в многоквартирном доме


Сфера применения

Импульсные реле применяются на различных объектах, где автоматизированные системы требуют контроля одного или нескольких мест.

Основные сферы:

  • организация освещения в домах, супермаркетах и других сооружениях;
  • обустройство умного дома;
  • железные дороги — обеспечение диспетчеризации и телеуправления;
  • передача рабочих сигналов;
  • защита более мощного оборудования, когда реле включает / отключает другую аппаратуру;
  • подача электричества с учетом показаний таймера;
  • работа сигнализации и т. д.

Импульсные реле обеспечивают полную управляемость аппаратурой, что делает их лучшим решением при реализации разных схем электроснабжения.

Каким требованиям должны соответствовать ПТФ?

Напоследок отметим, каким правилам должны отвечать современные противотуманные фары:

  1. Для того чтобы хорошо освещать дорожное полотно, данный вид оптики должен иметь четкую границу пучка вверху. Таким образом, свет в фарах рассеивается немного выше горизонтальной плоскости.
  2. Если автопроизводитель не предусмотрел места для креплений ПТФ, ни в коем случае не устанавливайте их выше фар головного света. Старайтесь размещать их как можно ближе к дорожному полотну. Чем ниже будет находиться данная оптика, тем лучше она будет «разбивать» туманную преграду перед вами. Но не забываем и о дорожном просвете автомобиля. Если фара будет расположена на расстоянии 10 сантиметров от асфальта, то во время дождливой погоды она постоянно будет намокать, а вода, попавшая вовнутрь к отражателю, задержится там на несколько недель. И весь этот период стекло будет мутным, а качество освещения значительно ухудшится. На машинах типа ВАЗ «классика» оптимальным решением проблемы является установка ПТФ под стальным бампером. Так вы «убьете сразу двух зайцев». Во-первых, на таком расстоянии от дороги фара никогда не будет намокать, а во-вторых, смотрится она очень привлекательно и не уродует внешний облик машины. А вот где вообще нет смысла монтировать ПТФ, так это на крыше (часто так поступают владельцы внедорожников). Польза от такой иллюминации нулевая, зато слепить такая техника будет в полной мере.
  3. Если это не заводская оптика, желательно приобретать ее со специальными заглушками. Так вы значительно увеличите ресурс эксплуатации фар и обеспечите им высокую безопасность при езде по пересеченной местности. А защищает противотуманки заглушка круглый год в любое время суток.
  4. При эксплуатации важно не допустить помутнения или запотевания стекол оптики. Чтобы это предотвратить, следует регулярно обрабатывать их поверхность специальными полиролями (хотя бы раз в 2-3 месяца).

Какие бывают

Импульсные реле бывают двух типов — электронные и электромагнитные.

В основе первых лежит специальная плата с микроконтроллером и симистором, а вторых — катушка, работающая на электромагнитном принципе, и имеющая классический переключающий механизм. Рассмотрим каждый из них отдельно.

Электромеханические

Особенность импульсных электромеханических реле состоит в потреблении электричества только в момент срабатывания контактной группы. Благодаря блокирующему механизму, повышается надежность прибора, и снижается потребление электроэнергии.

Такая система надежно защищает от бросков напряжения, которые могут привести к ошибочным срабатываниям оборудования.

Конструктивно импульсные реле, работающие на электромеханическом принципе, состоят из следующих элементов:

  • катушка;
  • контактная группа;
  • кнопки включения / выключения.

Электромагнитные реле отличаются большей надежностью и удобством применения. Им не страшны помехи в сети, и отсутствуют строгие требования к месту монтажа.

Электронные (цифровые)

В основе таких импульсных реле лежит электрическая схема на базе микроконтроллеров. Такое конструктивное решение позволяет «прошить» больший функционал (например, таймер отключения).

Наличие дополнительных опций позволяет использовать реле при организации сложных осветительных систем.

Конструктивно состоят из следующих элементов:

  1. Микроконтроллеры.
  2. Катушка-электромагнит.
  3. Полупроводники.

Преимуществом электронных реле является большей выбор, многофункциональность. Они могут использоваться для сетей с разным напряжением, а именно 12, 24, 130 или 220 В.

Выпускаются с разным типом крепления: DIN для электрических щитков или для классического монтажа.

Из недостатков — меньшая надежность и более высокие требования к проводке. В процессе монтажа рекомендовано использовать экранированный кабель для защиты от помех.

Тепловой режим устройства

Транзистор IRF9310 в открытом состоянии имеет сопротивление всего 6,8 мОм. При токе 11 А, потребляемым фарами, рассеиваемая мощность не превышает 0,822 Вт. По спецификации транзистора для отвода тепла нужна медная пластинка площадью 6,5 см2. В малом объёме реле это сделать затруднительно и для охлаждения используется ножка реле, к которой припаивается как можно ближе сток транзистора. При этом обеспечивается приемлемый нагрев до 55–60 °C.

Программа контроллера ATtiny13

Конечный автомат, реализуемый программой, предусматривает 6 состояний: 1. ожидание включения фар при выключенном зажигании; 2. плавный нагрев; 3. ожидание очередного включения света; 4. быстрый нагрев; 5. полное включение ламп; 6. выключение с удержанием.

Выбор состояний определяется обработкой прерываний в момент переполнения таймера. Управление ШИМ реализовано таймером в режиме phase-correct PWM. Таймер и контроллер имеют рабочую частоту 1,2 МГц, а выходной сигнал ШИМ составляет 2353 Гц. Микроконтроллер при уменьшении питания ниже 2,7 В переходит в состояние сброса. Для этого в настройках задействована защита по напряжению Brown-out detector. Установлена задержка 0,064 сек. для возвращения автомата в исходное состояние после сброса.

Отличие бистабильных от обычных реле

Особенность простых реле в том, что при подаче напряжения на катушку происходит замыкание или размыкание контактной группы. При снятии потенциала контакты возвращаются в первоначальную позицию.

Такой принцип активно применяется в системах электроснабжения автомобилей.

Импульсные (бистабильные) реле срабатывают при подаче импульса. К примеру, при поступлении первого сигнала устройство замыкается, а второго — размыкается. При этом команды можно подавать с разной полярностью.

Ошибки при подключении

Чтобы избежать проблем, нужно учитывать основные ошибки и не допускать их:

  1. Плохой контакт соединений. Не стоит делать скрутки и обматывать их изолентой, это недолговечный вариант.

  2. Установка реле в неподходящем месте. Если оно не закреплено и подвергается перепадам влажности, то может быстро выйти из строя.
  3. Использование тонких проводов. Они будут перегружаться и греться при работе, что со временем приведет к плавлению изоляции. Лучше купить вариант с запасом прочности.
  4. Отсутствие в системе предохранителя. При перепадах напряжения и замыканиях из строя выйдут фары или же может загореться проводка.

Подключить фары через реле несложно, так как все необходимое продается в автомагазинах, а схема очень проста. Главное – обеспечить надежный контакт соединений и проложить проводку аккуратно, чтобы она не повреждалась в процессе эксплуатации.

Основные технические характеристики

При выборе импульсных реле необходимо смотреть на технические характеристики оборудования.

К основным параметрам стоит отнести:

  • I вых — выходной ток, представляет собой наибольший параметр в катушке после выхода якоря;
  • К воз — возвратный коэффициент, который рассчитывается как отношение двух токов для якоря: выходного и втягивания;
  • I вт — ток втягивания, наименьшей токовый параметр катушки при возвращении якоря в первоначальную позицию;
  • I уст — ток уставки, который задан в реле;
  • U ном, I ном — номинальные параметры напряжения и тока соответственно;
  • I ср — ток срабатывания, при котором происходит замыкание / размыкание контактной группы при подаче управляющего сигнала.

При изучении характеристик импульсного реле стоит обратить внимание и на другие параметры:

  • номинальная частота;
  • степень защиты от влаги / пыли;
  • категория применения;
  • вес;
  • усилие протяжки контактных зажимов;
  • максимальное сечение подключаемого провода;
  • механическая / коммутационная стойкость;
  • собственная потребляемая мощность;
  • ток управления;
  • категория применения;
  • управляемый ток и т. д.

В технических характеристиках производитель часто указывается диапазон рабочих температур, группу условий эксплуатации с позиции влияния механических факторов, рекомендации по высоте над уровнем моря и допустимую влажность / загрязнение.

При установке потребуются данные по особенностям крепления и расположению в пространстве (горизонтальное, вертикальное, произвольное и т. д.).

Реализация схемы управления освещением на промежуточных реле

Мой постоянный читатель Николай собрал предложенную схему. Задача стояла сделать включение света с четырех мест в большом общественном помещении, причем использовать выключатели, а не кнопки. К каждому выключателю было подведено 3 провода, а плитку трогать было вообще не вариант.

Процесс сборки:

Сборка схемы на переключателях и реле

Обратите внимание – используются клеммы Wago 221 на 5 контактов, установленные на ДИН-рейку через специальный держатель.

По Wago у меня много статей, вот заглавная.

Сборка и отладка схемы управления освещением на реле

В качестве промежуточных реле используются реле Finder с катушкой на 230В.

Схема управления освещением на реле и модульном контакторе

Поскольку используются мощные прожектора, мощность которых более 2 кВт, применен модульный контактор с током контактов 25А. Контактор разделяет “логическую” и силовую части.

Обратите внимание, у этого контактора есть 3 положения – Включен, Автомат (управление через катушку), и Выключен.

Схема получилась следующая:

Схема на 2 проходных переключателях 2 реле и модульном контакторе

Кому интересно, почитайте, чем контактор принципиально отличается от пускателя.

Кстати, похожий модульный контактор я использовал в самодельном АВР для подключении генератора к дому. Там я рекомендовал катушку включать последовательно с резистором, чтобы уменьшить её нагрев при длительном включении.

А процесс монтажа в подсобном помещении (электрощитовой) выглядел так:

Монтаж системы управления освещением с 4 мест

Используется кабель NYM, медный моножильный круглый.

Спасибо за внимание, прошу делиться мнениями и задавать вопросы в комментариях!

Устройство

На рынке представлен большой выбор импульсных реле, отличающихся техническими характеристиками и конструктивными особенностями.

Простейшее импульсное реле состоит из следующих элементов:

  1. Катушка. Электрический элемент, представляющий собой немагнитным основанием с намотанным медным проводом. В качестве базы может применяться электрический картон или текстолит. Задача — формирование электромагнитного поля и его воздействие на магнит.
  2. Сердечник. Изготовлен на ферромагнитной основе. При появлении магнитного поля он находится в зоне его действия и используется в качестве движущегося элемента.
  3. Контакты. Представляют собой металлические элементы, которые срабатывают или размыкаются при подаче импульса. Могут быть фиксированными или перемещаться при движении сердечника.
  4. Резистор, емкость и другие элементы. Используются для создания логики работы импульсного реле и отображения его положения (включено или отключено).
  5. Таймер. Задает выдержку времени до момента срабатывания. Устанавливается не на всех видах устройств. Позволяет подать или снять команду через некоторое время, что расширяет функциональность устройства.

У электронных устройств конструкция проще, ведь в основе лежит микропроцессор. Но принцип действия, о котором пойдет речь ниже, сохраняется.

Для чего реле могут быть полезны вам, в вашем доме?

Думаю, для тех же коридоров и межэтажных лестниц, больших прихожих, внешнего и ландшафтного освещения, открывания электрозамков, систем полива, различных насосов и вытяжных вентиляторов.

Кстати, наш покупатель недавно задавал вопрос, как включать один, общий, вытяжной вентилятор в раздельном санузле, из туалета и ванной комнаты. Для этих целей отлично подойдет импульсное реле с таймером, например BIS-410 или BIS-413. Одну кнопку ставим в туалете, другую в ванной. Всë!

Так же импульсное реле может пригодиться при замене или модернизации светильников. Например, вы решили заменить люстру. Купили новую, большую, красивую, и… двусекционную, которая позволяет включать как часть ламп, так и все вместе. Вы понимаете, что это здорово, но у вас для люстры уже установлен одноклавишный выключатель, и в стене проложен двужильный кабель.

Что делать? Безвыходное положение?

Нет! Вам поможет импульсное реле BIS-404, пример установки которого [05:21] подробно показан в этом видео.

Принцип работы

В стандартных схемах применяются проходные выключатели, которые просты в применении, но требует использования множества кабелей.

Чтобы в этом убедиться достаточно посмотреть на схемы подключения проходных выключателей для управления светом из двух и четырех мест.

Импульсные реле позволяют оптимизировать осветительные сети 220 Вольт и упростить схему освещения.

Для обеспечения их работы нужны выключатели без фиксации, имеющие возвратную пружину. Вместо возвратных выключателей могут применяться кнопки.

Принцип работы построен на перемещении контактов под действием электромагнитного поля, которое появляется в катушке обеспечивает втягивание сердечника. При подаче управляющего сигнала происходит подача или снятие напряжения.

В отличие от контроллера, требующего подачи разных сигналов, на импульсное реле может быть передана только одна команда.

Для рассмотрения принципа работы можно изучить одну из популярных моделей — РИО-1.

В устройстве предусмотрено следующие виды входов / выходов:

  • подача сигналов управления (Y, Y1 и Y2), находятся в верхней части реле;
  • силовые контакты для подачи напряжения и нагрузки — 11, 14 и N.

Каждая из клемм несет свою функцию:

  • 11 и 14 — используются для подачи фазы и нагрузки;
  • Y — включение или отключение при подаче фазы в зависимости от текущего состояния;
  • Y1 — включение, замыкание контактной группы при подаче напряжения (имеет приоритет перед Y);
  • Y2 — отключение при подачи сигнала, является приоритетным сигналом в сравнении с другими входами;
  • N — подача 0-го провода.

Замыкание 11-го и 14-го контакта происходит при переходе фазы через нулевую точку. Такая особенность снижает риск бросков тока, таким образом продлевая ресурс лампочек и контактов.

Вместе с устройством идет временная диаграмма, по которой можно увидеть принцип работы.

Для удобства она разбивается на четыре участка.

1-й:

  1. Сигнал на Y. Появление напряжение на 14-м выходе, включение лампы.
  2. Повторный сигнал на Y. Снятие потенциала и отключение лампочки.

2-й и 3-й:

  1. Подача импульса на Y1 — появление напряжения на 14-й, включение лампы.
  2. Сигнал на Y2 — отключение напряжения на 14-м входе, отключение лампочки.

4-й:

  1. Импульс на Y — потенциал на 14-й клемм, зажигание лампочки.
  2. Сигнал на Y2 — выключение лампы.

Наличие нескольких таких участков позволяет сэкономить деньги на проводах и покупке проходных выключателей.

К примеру, для управления лампой из нескольких точек нужно устанавливать два и более проходных выключателя, а количество проводов будет от трех и более. В случае с импульсным реле достаточно одного 2-жильного кабеля на 0,5 мм.

Импульсное реле или перекрестный выключатель

Схему управления из трех и более мест можно организовать также с помощью двух проходных и нескольких (по числу необходимых постов) перекрестных приборов.

Прокладка кабелей в этом случае выглядит так (проводник PE не показан). Очевидно, что в этом случае все выключатели между собой соединяются кабелем в три жилы против двух.

Можно обойтись и без распределительной коробки и выполнить соединения шлейфом. В этом случае с учетом защитной жилы количество проводников в кабелях связи возрастает до 4. Другой недостаток такой прокладки – жилы N и PE имеют много точек соединения, что снижает надежность и безопасность схемы.

Поэтому схема с импульсным реле более выгодна в экономическом плане, хотя и не очень привычна. И чем больше расстояние между выключателями, тем выгода больше. К тому же через проходной выключатель идет полный ток нагрузки потребителей, а при реализации схемы на импульсниках коммутируется только небольшой ток управления – долговечность кнопок будет явно выше. При проектировании системы освещения надо обратить внимание на этот вариант.

Импульсные реле со встроенным таймером

При монтаже все чаще применяется еще один тип импульсного реле, но уже с таймером — РИО-2.

Устройство работает с выключателями кнопочного типа, имеет функцию памяти, индикацию питающей сети и включение нагрузки. Может использоваться в комплексе с выключателями, имеющими подсветку.

Включение происходит по кнопке, а отключение — по кнопке или по команде.

После подачи сигнала устройство отсчитывает время от 1 до 12 минут, а после срабатывает.

Особенности подключения:

  1. Контакт А1 и А2 сверху — подключение фазы и ноля.
  2. S — контакт для поступления импульсного сигнала от выключателя без фиксации.
  3. 18, 15, 16 — контакты, где 15 и 16 нормально замкнутые, а 18 и 15 нормально разомкнутые.

При подключении в качестве управляющего контакта можно использовать нулевой или фазный провод.

Принцип работы, следующий:

  1. Подается напряжение на А1 и А2.
  2. Нажимается кнопка для подачи управляющего сигнала.
  3. Замыкаются контакты 15-18. Свет включен.
  4. Повторное нажимается кнопка. Размыкание контакта 15-18 и замыкание 15-16. К этому же эффекту приводит снятие напряжение питания с контактов А1 и А2.

Допускается подключение до десятки кнопок, что позволяет управлять освещением любой степени сложности.

Навигация по записям

От этой характеристики зависят качество и дальность освещения дорожного полотна. Нет вмешательства врезок в штатную проводку.

Владельцы Дефендер часто жалуются на неисправности подрулевого выключателя.

В принципе, она не представляет никакой сложности, и разобраться с ней очень просто. Также понадобится большое количество расходных материалов, таких как изолента, хомуты, клеммы, термоусадки, гофра. Видео в этой статье расскажет о дополнительную информацию по теме.

Наиболее частой причиной выхода из строя является подгорание контактов подрулевого выключателя, а иногда и оплавление корпуса изолятора. Другими словами, при установке туманок на машину нужно учитывать все требования касательно размещения и подключения противотуманных фар. Схема включает в себя 30, 85, 86 и 87 контакты. Я не видел необходимости ставить 4 реле по 2 на каждую фару и ограничился по одному реле на ближний и дальний свет.

Схемы подключения

Импульсное реле применяется в схемах, когда отключение света происходит из нескольких точек, к примеру, на лестнице, в разных частях спальни, столовой или иных комнатах.

Рассмотрим основную схему подключения:

  1. Фаза с автомата идет на 11-й контакт реле и кнопочные включатели без фиксации (количество может быть различным).
  2. На контакт Y приходит управляющий сигнал с другой стороны переходных выключателей.
  3. Потенциал с 14-го контакта идет на лампочку, а с нее на шину «нейтрали» с контактами и на N импульсного реле.

В еще одной схеме используется уже две группы устройств — два выключателя, два импульсных реле, две пары кнопочных переключателей с возвратом и две пары групп лампочек.

Удобство такой схемы в том, что с помощью одного выключателя можно выключить свет во всей квартире.

В комплексе с датчиком движения можно предусмотреть включение / отключение при подаче соответствующего управляющего сигнала.

Варианты подключения импульсного реле могут зависеть от типа, поэтому подробные рекомендации нужно смотреть в инструкции по эксплуатации производителя.

Импульсное реле. Управление освещением в доме и квартире. Реле света бистабильное. Схема

Принципиальная схема.

Назначение, принцип работы и применение

Классическое импульсное реле, как и обычное, состоит из катушки с сердечником, подвижной системы и контактной группы. Такой прибор часто называют бистабильным – потому что он имеет два стабильных состояния: с отключенными контактами и с включенными. Состояние реле сохраняется при снятом напряжении, и это является главным отличием от традиционной системы.

У реальных конструкций длительное присутствие напряжения на катушке считается ненужным и даже вредным – обмотка может перегреться. Поэтому управляется такой прибор короткими импульсами:

  • первый импульс замыкает контакты;
  • второй размыкает;
  • третий замыкает снова и так далее.

Каждый импульс перебрасывает контакты в противоположное состояние. Формируются импульсы выключателями. Логично коммутационный прибор выполнить в виде кнопки без фиксации в нажатом положении.

Обычный клавишный аппарат здесь малопригоден – его легко забыть во включенном положении, и через некоторое время катушка выйдет из строя. Вместо выключателей можно использовать кнопки для дверных звонков.

Типовое реле имеет входы:

  • А1 и А2 – для подключения питания 220 вольт;
  • S – управляющий вход;
  • NO, C, NC – клеммы контактной системы.

Для обозначения клемм единого стандарта не существует. Маркировка входов может различаться от производителя к производителю.

На самом деле переключение происходит не синхронно нажатием на кнопку – система ждет ближайшего перехода синусоиды через нулевое значение. Это сделано, чтобы ток при коммутации был равен нулю, что продлевает срок жизни контактной группы. Но подобный переход происходит дважды за период, максимальная задержка составит 0,01 секунды, поэтому короткая пауза незаметна.

Многие импульсные реле для управления электрическим освещением имеют дополнительные входы включения и отключения. Они имеют приоритет над входом S – при подаче на них напряжения можно принудительно включить или выключить реле, независимо от состояния на клемме S.

Импульсный выключатель можно использовать для создания систем управления освещением, в которых включать и выключать свет можно из нескольких мест независимо от других коммутационных аппаратов. Классически такие схемы строят на проходных и перекрестных выключателях, но применение импульсных переключающих аппаратов имеет свои преимущества.

Импульсное секционное реле

Особенность таких устройств — включение с помощью одной кнопки разных групп лампочек поочередно или сразу все вместе.

К примеру, для управления люстрой с большим количеством ламп достаточно двух проводов. При этом не придется прокладывать проводку к устройству до выключателя.

На устройстве приводится схема подключения с указанием двух кнопок и, соответственно, возможностью управления с двух разных точек.

Рассмотрим действия при каждых нажатиях:

  1. Первое — включение 1-й группы лампочек.
  2. Второе — подача напряжения на 2-ю группу ламп и выключение 1-й.
  3. Третье — сохранение включенного положения второй группы и добавление к ней 1-й (включение всех лампочек).
  4. Четвертое — выключение всех лампочек.

Что нужно для подключения фар

Для начала следует подготовить все необходимое. Обычно используется одинаковый комплект:

  1. Новые фары с креплениями, чтобы можно было поставить на машину при подключении и надежно зафиксировать.
  2. Реле для подключения света. Проще всего использовать стандартный четырехконтактный вариант с разъемами, пронумерованными 85, 86, 87 и 30. Они продаются в автомагазинах и используются как для противотуманок, для и для любых других источников света.

  3. Предохранитель в специальном корпусе для установки около аккумуляторной батареи, рассчитанный на 15 А (или больше, зависит от характеристик оборудования).
  4. Кнопка включения и выключения света. Используется либо штатный вариант, либо дополнительный, который нужно установить в подходящем месте салона машины.
  5. Провода в нужном количестве, продаются в магазинах. Сечение вам подскажут исходя их того, какие фары будут подключаться.
  6. Также потребуются соединители, термоусадка, отвертки и другой инструмент.

Предохранитель можно разместить и в штатном блоке предохранителей, обычно там есть свободное место. Но это усложнит работу, так как придется тянуть проводку к блоку отдельно.

Важные советы

Перед покупкой и монтажом импульсного реле учтите ряд моментов, которые будут полезны при эксплуатации такого оборудования:

  1. По возможности отдавайте предпочтение реле с таймером. Наличие такой опции будет полезным при организации освещения в помещении и на улице.
  2. При установке выключателя с подсветкой уточните у продавца, может ли реле работать с такими элементами. В некоторых устройствах наличие резистора может привести к ложному срабатыванию или повреждению.
  3. Если дома есть малыши, кнопку включения лучше поднять на большую высоту. В ином случае дети могут играться с кнопкой и долго держать ее нажатой, что может привести к повреждению.
  4. Все токоведущие элементы при монтаже стоит изолировать с помощью термоусадки или ПВХ.
  5. При установке нескольких импульсных реле желательно выбирать устройства с централизованным управлением. Их можно принудительно отключать путем подачи на любой контакт электрического тока.
  6. Для экономии можно переделать имеющиеся выключатели путем установки небольших пружин под кнопки.

Режимы работы схемы

Выключено зажигание и фары – закрыты транзисторы VT4 и VT1.

Зажигание включено. Открывается транзистор VT1 сигналом через резистор R1 и диод VD1. Через него заряжается конденсатор C1 по цепи резистора R4, диода VD3 и холодные лампы фар. Через резистор R2 и диод VD2 на транзистор VT2 подаётся напряжение для его открытия и на вход PB4 микроконтроллера подаётся сигнал о включении зажигания. Контроллер переходит в ожидание включения ближнего света фар.

Включаются фары ближнего света. Транзистор VT3 открывается сигналом через резистор R9 и микроконтроллер на входе PB3 получает сигнал о включении фар. Контроллер включает силовой транзистор VT4, зажигающий лампы. За счёт ШИМ обеспечивается их плавный нагрев, в течение 10–12 сек. Схема переходит на питание по цепи VD4 и R6.

Выключается ближний свет. Резистор R10 закрывает транзистор VT3, и микроконтроллер, получив сигнал на входе PB3, включает ШИМ в режим 50% нагрева ламп. Конденсатор C1, периодически подзаряжаясь через диод VD3 и фары в моменты переключения транзистора VT4, удерживает VT1 это время в открытом состоянии.

Выключается зажигание. Через резистор R5 транзистор VT2 запирается. Сигнал на входе PB4 заставляет микроконтроллер закрыть транзистор VT4 и перейти в ждущий режим. Резистор R3 обеспечивает закрытие транзистора VT1, который обесточивает конденсатор C1. Свет фар отключается. Зажигание выключено при включенном переключателе ближнего света. Транзисторы VT1 и VT4 в закрытом состоянии обеспечивают отключение фар. Утечка тока происходит только через R9, R10 в пределах 1,7 мА, что не влияет существенно на разряд аккумулятора.

Плюсы и минусы импульсного реле

Популярность импульсных реле обусловлена следующими преимуществами:

  1. Низкая цена, обусловленная более доступными комплектующими.
  2. Управление нагрузкой с напряжением до 0,4 кВ.
  3. Отсутствие влияния перенапряжения, помех и мощных электроустановок.
  4. Усиленная изоляция между контактами и катушкой.
  5. Нет проблем с охлаждением.
  6. Безвредность для атмосферы.
  7. Длительный ресурс.
  8. Возможность применения большого количества выключателей.
  9. Небольшое электропотребление.
  10. Простой монтаж, если сравнивать с маршевыми выключателями.

Недостатки:

  1. Долгое время срабатывания.
  2. Появление радиопомех при включении / выключении.
  3. Ускоренный износ подвижных частей.
  4. Создание электрических помех.
  5. Громкий шум при работе.

Алгоритмы работы схемы

Медленный нагрев при первом включении

При этом происходит следующее:

• первые 3 сек. плавно нарастает свечение ламп до 30% за счёт работы ШИМ; • уровень достигнутого накала 2 сек. поддерживается неизменяемым для прогрева ламп; • в следующие 3 сек. плавно повышается до уровня 80% и фары дают удовлетворительный уровень освещения; • за последние 4 сек. достигается 100% мощность

Итоги

Импульсное реле — альтернатива для проходных выключателей, позволяющая сэкономить на проводе / оборудовании и расширить возможности по созданию сложных схем освещения.

В зависимости от ситуации можно выбрать обычные модели или устройства с таймером, предусматривающие выдержку времени перед срабатыванием.

Импульсное реле. Схема подключения. Управление освещением из нескольких мест.

Как установить и подключить своими руками?

Установка противотуманных фар собственными силами начинается с разработки схемы подключения. Правильно разработанная схема позволяет избежать лишних проводов и обеспечивает надежную работу электрической цепи. Работы по монтажу рекомендуется выполнять в гараже, хотя многие владельцы производят установку под открытым небом.

Установка ПТФ в передний бампер и настройка

Настройка производится при помощи самодельного шаблона, представленного ниже. Шаблон устанавливается перпендикулярно на расстоянии 5 м от фар автомобиля. Настройка производится до момента совпадения верхней кромки светового пятна. Линия совпадения располагается на 100 мм ниже высоты центра ламп.

Примерный вид шаблона для настройки

Настройка противотуманных фар обеспечивает повышение видимости для водителя и снижает риск ослепления светом водителей встречного транспорта.

Установка ПТФ в глухой бампер

Самым сложным и трудоемким является вариант установки противотуманных фар в глухой бампер (т. е. не имеющий для этого заводских отверстий):

  1. Произвести демонтаж бампера с автомобиля в соответствии с инструкцией по ремонту и эксплуатации.
  2. Определить оптимальное место установки фар с точки зрения формы корпуса и соответствия правилам.
  3. Сделать отверстие под фары. Оптимальным способом является сверление отверстий по периметру и пропиливание промежутков пилкой. Отверстие приходится корректировать для обеспечения правильного прилегания корпуса и декоративной рамки. Мелкие фрагменты бампера аккуратно срезаются строительным или канцелярским ножом.
  4. Просверлить отверстия под корпус противотуманной фары, который крепится подходящими болтами.
  5. Установить в корпус фару и смонтировать защитную накладку. Она цепляется за пластик бампера.
  6. Настраивать фару можно при помощи специального ключа, входящего в комплект.

Установка ПТФ на внешнем кронштейне

Вариант крепления противотуманок на стальной кронштейн:

Новые реле с буквой «i»

В каталоге Евроавтоматика ФиФ появились импульсные реле, в названии которых добавилась буква i. При этом сами названия дублируются.

Например:

  • BIS-411 — BIS-411i
  • BIS-412 — BIS-412i
  • BIS-413 — BIS-413i

Внешне ничем не отличаются, но реле с буквой i стоят дороже.

Разница в цене составляет от 50 до 400 ₽., в зависимости от модели.

Возникает очевидный вопрос: «Зачем платить больше?»

Дело в том, что встроенные контакты у новых реле способны кратковременно выдерживать ток до 125 Ампер. Правда, в течении всего 20 миллисекунд, но этого будет достаточно для того, чтобы использовать реле для включения мощных ламп накаливания, электродвигателей, электромагнитных клапанов и прочего оборудования с повышенным пусковым током.

Теперь вопрос: Как это реализовано на практике? Я вскрыл парочку BIS-412, старое и новое импульсное реле, и вот что увидел.

В новых БИСах стоят электромагнитные реле HONGFA серии INRUSH, которые как раз и разработанны для того, чтобы выдерживать высокие пусковые токи, характерные для реактивной или ёмкостной нагрузки.

Так же в реле применяется более мощный микроконтроллер и преобразователь напряжения, благодаря которому реле работает как от постоянного, так и переменного напряжения, от 100 до 260 Вольт.

Преимущества

Получается, мы платим больше за:

  1. Пусковой ток до 125 А (20мс)
  2. Возможность работа от AC/DC 100 — 256 В за счет встроенного преобразователя.
  3. И в случае BIS-412i — упрощенную схему группового подключения.

Сегодня вы можете выбирать между старыми и новыми реле, хотя в скором времени завод может полностью перейти на новые модели, с буквой «i».

CS-CS.Net: Лаборатория Электрошамана

Данный пост написан по многочисленным просьбам народа, который у меня консультируется и которому я собираю щитки. Оказывается, самое сложное — это объяснить то, как при помощи одного кабеля-шлейфа подключить в подрозетниках кнопки к этим реле и всё задействовать. Сейчас я сделаю небольшой ликбез на тему того, как подключать импульсные реле и как делать разводку проводки под них.

Сначала напомним старые посты и кратко весь материал:

  • ВНИМАНИЕ! С осени 2015 года импульсные реле серии E250 (E251, E257 C) сняты с производства. Вместо них надо использовать Новые импульсные реле серии E290. Читайте про них новый пост с обзором и ссылкой на каталог.
  • Хитрая информация. Оказывается, кнопки для импульсных реле покупать не обязательно. Достаточно сделать (или найти подходящие) под них пружинки. Я написал про это отдельный пост: .
  • Так же у меня написан очень большой пост про КНОПКИ для импульсных реле и технологии их применения. Читайте его!
  • Импульсное реле — это такая хитрая штука, которая позволяет управлять освещением при помощи кнопок без проходных выключателей: нажал кнопку — свет включился. Нажал ещё один раз — выключился. Профит здесь в том, что все кнопки управления подключаются параллельно на одну линию и их может быть бесконечно много.
  • Такие реле бывают с центральным управлением: например, все реле можно сразу выключить, погасив весь свет в квартире.
  • Эти реле бывают электронные и электромеханические. Электронные из неплохих производит (та самая, которая производит УЗМ-51м), а электромеханические — мой злой ABB. Внимание! На данный момент (написания поста) у ABB есть небольшие задержки с поставками реле, и они помечены (временно!) как снятые с производства, чтобы народ их не заказывал. Через один-два месяца ситуация наладится, и реле снова можно будет заказывать!
  • Для управления этими реле можно прокладывать кабели на большое количество жил (кабели КВВГ и МКШ) и можно делать двойные кнопки управления — две кнопки в один подрозетник, что экономит место.

А сейчас вернёмся к самым, блин, азам, которые я считал настолько простыми, что пропустил их нафиг. Итак — как же подключить и использовать импульсное реле?

А давайте вспомним, что у него есть из контактов:

  • A1-A2. Это контакты катушки реле. Катушка может иметь напряжение питания в 12, 24 вольта или на 220 вольт. Нам чаще всего для обычных задач удобна катушка на 220 вольт, потому что щиток у нас всё равно силовой, и все цепи управления проще тащить тем же сетевым напряжением. В электромеханических реле, если кратковременно (импульсно — отсюда и название реле) подать рабочее напряжение — то реле изменит своё состояние на противоположное. В электронных реле питание надо подавать сюда на всё время работы реле.
  • 1-2 (или другая нумерация). Это контакт или контакты, которые замыкаются или размыкаются при работе реле. Важно понимать, что это ПРОСТО КОНТАКТЫ. На них не будет напряжения и не будет какого-то там «входа» или «выхода». У реле просто есть контакты, которыми мы сами в щитке должны замкнуть цепь питания лампочки (или какой-то другой нагрузки).
  • ON, OFF — для реле с центральным управлением. Это контакты, которые принудительно переводят импульсное реле в выключенное или во включенное состояние. Напряжение питания подаётся на них обычно между одним из контактов катушки (чаще всего A2) и этим контактом. То-есть, для ABB, чтобы выключить реле — надо подать 220 вольт между OFF-A2.

Итак, самая простая схема на словах у нас будет такой. Подадим фазу питания на кнопку (кнопки), которая будет переключать реле. Эту же фазу подадим на контакт «1», чтобы она шла через реле на питание лампочки. С кнопки заведём сигнал управления на контакт A1 катушки реле. А ноль подадим на лампочку и на контакт A2 реле. Вот что у нас получится:

Схема подключения импульсного реле

Здесь у нас применено хорошее и грамотное читерство, которое связано с заботой о людях. Здесь мы тем, что в начале всей схемы поставили автомат этой группы света, решили сразу несколько задач: защиту катушки реле. Защиту цепей управления. И защиту лампы. И ещё и защиту мозга человека, который будет знать: погасил автомат — и никакое реле не щёлкнет.

Структура щита с импульсными реле

Кнопок управления этим реле мы можем наставить сколько угодно. А теперь сразу поговорим о том, как нам грамотно и логически распределять в щите наши импульсные реле. По некоторым схемам, которые я видал на MasterCity.Ru, народ там не понимает структуры и косячит.

Итак, структура у нас состоит из вот каких уровней:

  • Защита автомата света (УЗО) на несколько автоматов освещения. Скажем, есть у нас УЗО «Свет первый этаж», а под ним стоят автоматы «Свет Холл», «Свет Гостиная», «Свет Столовая». Здесь всё пока понятно — мы так щитки и собираем. В случае дифавтоматов тоже понятно: до дифов мы ничего не ставим, а сами дифы приравняем к автоматам и рассмотрим ниже:
  • Автомат защиты группы света. Он у нас защищает кабели питания светильников. И в случае применения импульсных реле — кабели управления. Этот автомат у нас выбирается и ставится так же, как в случае проектирования обычного щитка. Вот надо нам на комнату поставить автомат на свет на 6А — ставим. Надо на 10А — ставим.
  • Импульсные реле. А вот тут уже интересно и одновременно просто: на каждую группу света мы ставим своё реле. Если брать схему без импульсных реле, то вот будет у нас две клавиши выключателя: Свет верх и Свет бра. На каждую такую клавишу ставим импульсное реле, чтобы можно было отдельно разные виды света включать и выключать. А если же у нас одной клавишей включаются одновременно несколько типов света — то нам понадобится одно реле. В общем, одна «клавиша» выключателя — одно реле.

Такую структуру я изобразил на рисунке, чтобы было понятно. В Холле из примера у нас три группы света (скажем, потолок, подсветка пола и бра). В Гостиной — две группы (люстра из двух групп ламп), а в Столовой — одна группа света — светильник сверху.

Структура (схема) щитка на импульсных реле

Видите? Пока всё просто. И очень важно. То-есть, сначала мы «собираем» обычный щиток, который у нас заканчивается автоматами на свет. А уже на эти автоматы мы навешиваем импульсные реле по стольку штук, по скольку надо.

Ну что? Разрисуем эту структуру для примера из трёх групп? Вот, смотрите на схему:

Схема щитка с импульсными реле на три группы света

Здесь фаза питания с автомата у нас пошла на кнопки и на контакты «1» всех реле. Здесь мы можем использовать перемычки, потому что все три реле питаются с одного автомата. То-есть, головой думать не надо — запитываем все реле подряд. Ноль подаём на лампы и на контакты «A2» реле. «Выход» фазы с реле — на лампы нужной группы. А сигнал от кнопок — на A1 нужных реле. Всё!

И сразу же сделаем отступ о монтаже этого в щитке! Вот уж извините — фоток не будет, опишу на словах. Очень важно понять, что это на бумаге всё так красиво и просто соединяется. А на деле у вас получится несколько разных соединений и кабелей. В одной точке вам понадобится соединить ПуГВ, которым вы собираете щиток и ВВГ, который пришёл от ламп или кнопок. Ну-ка, давайте распишем кабели, которые у нас пойдут от щитка:

  • Кабель на кнопки. ОДИН кабель на ВСЕ кнопки этого автомата. Посмотрите внимательно на схему. У всех кнопок есть один общий провод — фаза. Это будет одна жила кабеля. Далее нам нужен PE, чтобы защитить наш кабель. Это вторая жила кабеля. И ещё нам нужно столько жил в кабеле, сколько импульсных реле находится под его управлением. То-есть, для нашего примера нам нужен кабель на 5 жил: L, PE, Реле 1, Реле 2, Реле 3. А вот уже этот кабель мы тянем шлейфом от одного места, где будут стоять кнопки, до второго. От второго до третьего и так далее — как с розетками. Про это как раз писалось в посте про кабели для кнопок и управления.
  • Кабели на светильники. Так как то, что включает светильники у нас находится теперь в щите на DIN-рейке, то кабели, которые идут на светильники у нас тоже тянутся от щитка. От каждого реле — один кабель на одну группу светильников. Здесь мы поступаем так, как привыкли: мы считаем что наше реле — это выключатель света. Вот так, как бы мы разводили кабели в случае, если этот выключатель находится в комнате — так и поступаем. Обычно хватает одного кабеля, а дальше он прямо на светильниках разводится шлейфом. В нашем примере кабелей будет три штуки — у нас три реле.

И вот здесь я НАСТОЯТЕЛЬНО советую использовать в щитке КЛЕММЫ для подключения этих кабелей! Это ОЧЕНЬ упрощает сборку щитка и подключение кабелей. Потому что с точки зрения кабелей у вас получается так, что одна жила кабеля подключается строго в одну «дырку» клеммы. А с точки зрения щитка вы можете всё, что вам надо, соединить проводом ПуГВ, используя наконечники НШВИ(2).

Вот смотрите, как будет выглядеть монтаж щитка без клемм и c клеммами:

  • Без клемм. Фаза 220 пошла на импульсные реле от автомата. Потом под этот же автомат или под контакт реле надо подсунуть кабель от кнопок. Получается, что в щитке это надо как-то помечать. А жилы кабеля раздирать по всему щитку: одна на автомат, другая на реле. Провода от этого же кабеля кнопок пошли на импульсные реле. Ну, положим, катит. Но опять, тому кто будет подключать щиток, будет не совсем удобно заводить жилы кабеля среди монтажа щитка. То же самое с фазными проводами лампочек. Нулевые провода от лампочек и от катушек реле надо куда-то подключать… куда? Городить для каждого автомата нулевую шинку? Ну и нафига?
  • С клеммами. Фаза от автомата пошла на реле. Оттудова пошла на клеммы. Ноль пошёл на клеммы, потом на реле. И осталось тупо соединить клеммы кнопок и катушки реле, и клеммы фаз ламп и «выходные» контакты реле. Всё! А потом стянуть стяжками, убрать в перфокороб и прочее по желанию.

Так что умоляю: любите себя и свою работу. Используйте клеммы!

Реле с центральным управлением

Пойдём чуть глубже в удивительный мир автоматики, хехе. Рассмотрим импульсные реле с центральным управлением. Как я уже писал, эти реле позволяют себя выключить кучей. То-есть удобно погасить весь свет в квартире. Сразу показываю схему, потому что она была у меня в архивах и там были хорошие пояснения:

Схема подключения импульсного реле с центральным управлением

Итак, в обычном варианте управления реле с центральным управлением ничем не отличается от обычного реле. Поэтому все правила компоновки реле по группам и монтаж абсолютно такие же, как и в обычном случае. А вот с центральным выключением и включением будет некоторое западло. Ну, кто тут самый внимательный? Кто догадается первым?

Суть западла вот в чём. Чтобы отключить все импульсные реле — надо на все их контакты «OFF» подать фазу питания. Какая наша первая реакция? Элементарная: все контакты цепляем перемычкой подряд и подаём… а ЧТО подаём-то? Ведь разные импульсные реле у нас питаются от разных автоматов. А если щиток трёхфазный — то ещё и от разных фаз… И соединить все контакты «OFF» подряд мы не можем. Иначе или УЗО посрабатывают, или межфазное 380 прилетит на катушки обмоток.

В каталоге к импульсным реле есть некие групповые модули, которые вроде как предназначены для разделения сигналов управления. Но в каталоге не написано про то, разделяют ли они питание. А схема дана для одной фазы на все группы реле. А модули эти под заказ 8 недель.

Мы же делаем надёжные решения? И делаем их брутально? Ага. Надёжно и брутально. А что у нас ещё может дать хорошую гальваническую развязку? Во! Обычное РЕЛЕ! Промежуточное, например. Когда-то я делал их краткий обзорчик на серии CR-P. Тогда схему сброса всех-всех реле под разными автоматами и фазами мы можем собрать вот каким образом:

Схема сброса реле с центральным управлением

Вся управляющая штука (кнопки и сброс реле) крутится вокруг того автомата, от которого эти реле питаются. То-есть через контакты реле сброса та же самая фаза с того же самого автомата подаётся на контакты OFF этих же реле. Ура! А вот катушки всех реле сброса мы запитаем от кнопки «Выключить всё» от какого-нибудь отдельного автомата. Или от автомата света коридора, где обычно эта кнопка и находится. А так как у серии реле CR-P есть реле с двумя группами контактов — то одно реле CR-P будет нам сбрасывать до двух автоматов питания этих реле.

Такое решение я постоянно применяю в своих щитах, и оно у меня самое надёжное и отработано годами. Когда я его придумал — я решил не париться и не искать других. Однако, практика и разные интересные задачки заставили меня пересматривать концепты. И я придумал и использую ещё и другое решение.

Я выношу ВСЕ цепи управления по всей квартире на отдельный автомат в щитке. Помните, у нас в импульсном реле катушка и контакты нагрузки никак не связаны. Поэтому управлять всеми реле мы можем, используя одно питание (да даже чуть ли не 24 вольта), а их контактами коммутировать обычное питание с автоматов освещения на лампы.

В этом случае нам промежуточные реле сброса нафиг не нужны. Мы экономим деньги и модули в щите и даже получаем профит в случае электромеханических реле ABB. У них есть рычажок для ручного включения реле. Значит мы можем подать себе свет в комнату, отключить цепи управления и при свете ковыряться с кнопками, подключая их. А это тоже нам на руку!

Разводка и подключение кабеля кнопок управления к кнопкам

А теперь — метафизика. Шучу. Но почему-то эта простая тема у многих вызывает ступор и взрыв мозга. Я попробую дать общие принципы и как-нибудь её разъяснить. Я говорю о том, как же нам проложить кабель кнопок управления и подключить его к этим самым кнопкам. Давайте осмыслим то, что мы имеем:

  • Кабель кнопок (управления реле). У нас там есть одна общая фазная жила и несколько жил — по одной на каждое реле. Если замыкать эти жилы с фазной — то соответствующие реле будут щёлкать. Кабель подключен в щитке на клеммы и там он нас сейчас не интересует.
  • Разные места на стене, где должны стоять эти кнопки. Согласитесь, раз уж мы вложили денег в импульсные реле, то глупо делать кнопки их управления только в одном месте помещения. Накидайте этих кнопок везде: у окна, у дивана, у стола!

А теперь внимание, сложность! Вбейте себе в голову то, что кабель управления мы разводим ШЛЕЙФОМ по всем местам, где у нас будут находиться кнопки управления не зависимо от числа кнопок. То-есть, если у нас при входе в комнату стоит три кнопки, а у дивана — две — то кабель у нас идёт от щитка до входа в комнату, от входа — к дивану.

Почему у нас в одном месте может быть больше кнопок управления, а в другом меньше? Это зависит от дизайна и внешнего вида. Например, при входе в комнату нам удобно управлять всем-всем светом сразу: мало ли что мы забыли выключить. А вот у дивана блок из трёх кнопок будет большим, и туда можно поставить двойную кнопку (один подрозетник) и завести на неё только самое необходимое из групп света.

А теперь ещё раз внимание! Кабель управления-то у нас ОДИНАКОВЫЙ ВЕЗДЕ! То-есть в ЛЮБОМ месте, где проходит этот кабель, у нас есть возможность управлять ЛЮБЫМ реле — достаточно только подключить на кнопку нужную жилу этого кабеля, которая за это реле и отвечает.

Это может дать нам такой профит: если когда-нибудь мы решим, что с дивана удобнее управлять подсветкой, а не верхним светом — то нам надо просто перекинуть жилы кабеля управления. И всё. Ничего в щитке или где-то ещё перекоммутировать не надо! А ещё мы можем, например, имея 5 групп управления, везде в комнате распихать блоки по 4 кнопки. И в разных углах комнаты сделать управление разными группами света так, как нам будет удобнее.

А теперь простыми словами: кабель управления ведётся шлейфом по всем местам, где будут кнопки управления этим светом. Вот есть у вас кабель управления светом гостиной. Вот везде, где вам нужны кнопки управления светом гостиной (хоть в холле перед ней) — вы закладываете этот кабель «Кнопки света гостиной» шлейфом. Так как в кабеле всегда есть все жилы управления светом — то если нам что-то не понравилось, мы можем изменить назначение кнопки, просто поменяв жилы, которые она замыкает.

А сейчас я покажу, как нам монтировать наши кнопки в подрозетниках. Кто не читал — напоминаю пост про монтаж в подрозетниках и настоятельно советую его освежить в памяти. Нам понадобится объёмное мышление и немного клемм WAGO на две «дырки». Дальше мы вспоминаем, что у любой кнопки обычно есть две дырки на каждый контакт, как у розеток для того, чтобы кнопки можно было соединять шлейфом. И вот тут всё встаёт на места.

Концепт соединения у нас будет вот какой: фазу управления (на ней нет нагрузки почти никогда, кроме катушек реле, которые подключаются в момент нажатия кнопок) мы соединяем шлейфом через все кнопки подрозетника. И отправляем её дальше на следующий шлейф и блок кнопок. Жилы управления, которые у нас задействованы, мы соединяем шлейфом прямо на кнопках. А PE и не используемые в этом блоке жилы мы соединяем вместе через WAGO. Получаем вот такое чудо:

Схема монтажа кнопок управления импульсными реле

Ну как? Всё просто и понятно? А если нам теперь надо изменить назначение кнопки, то мы выдернём из неё ненужые жилы. Соединим их WAGO, чтобы не нарушать цепь. А на их место воткнём другие жилы, которые раньше были соединены WAGO. Профит!

Разные схемы подключения

Эти схемы я достал из своего щитка в 19″ формате с автоматикой для Ктулхулизации. Здесь видно, как у меня были назначены жилы кабелей управления и нагрузок. В кабели я заложил ещё и ноль питания на всякий случай: млао ли в том же подрозетнике надо будет что-то засветить и скоммутировать?

Пример схем с импульсными реле (лист 1)

Это схема блока 5 кнопок на три группы реле: включить все группы, управлять группами в отдельности и выключить все группы сразу.

Пример схем с импульсными реле (лист 2)

А это схема блока, в котором все реле выключаются после срабатывания датчика присутствия.

Пример схем с импульсными реле (лист 3)

Приведу описание из своего документа:

Реле E257 имеют следующие контакты управления: A1, A2*, ON, OFF. При подаче различных сигналов контакт A2* является общим для них. При подаче напряжения между контактами A1-A2* реле изменяет своё положение (вкл/выкл) на противоположное. При подаче напряжения по контактам A2*-ON реле принудительно включается, а при подаче напряжения по A2*-OFF – выключается.

Реле времени CT-MFD используются в режиме формирования прямоугольного импульса по спаду управляющего сигнала (фазы питания) по контакту Y1. При подаче фазы на Y1 ничего не происходит (импульс будет сформирован только по пропаданию фазы на Y1). Своими контактами реле кратковременно (на длительность импульса в 0,5-1 сек) замыкает цепь OFF всех реле E257.

Датчик движения подаёт фазу одновременно на питание цепи LED-Светильников и на управляющий контакт Y1 реле времени CT-MFD. Когда датчик движения закончит питать подсветку (интервал работы настраивается в датчике), фаза с него пропадёт на контакте Y1 реле CT-MFD. Это вызовет формирование импульса, который выключит все импульсные реле E257, погасив свет полностью (эквивалентно ручному нажатию кнопки «Выкл все»).

Вот такая вот система — эти импульсые реле! Если есть какие вопросы — задавайте в комментах!

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]