- Главная
- >Изготовление генераторов
>
немного вводной информации по переделке асинхронных двигателей в генератор
Переделка асинхронного двигателя довольно популярный метод изготовления генератора для ветрогенератора. Асинхронные двигатели с малым количеством полюсов рассчитаны на высокие обороты, к примеру двух-полюсные на 3000 об/м, но для ветрогенераторов нужны низкие обороты, по этому нужно выбирать самые низко-оборотистые двигатели. Сейчас в доступности самые низко-оборотистые на 750 и 1000 об/м, соответственно на 8 и 6 полюсов.
Двигатели на 2-4 полюса приходится перематывать чтобы сделать больше количество полюсов, это достаточно сложно и затратно, а двигатели на 6-8 полюсов можно не перематывать и использовать как есть. Вся переделка двигателя в генератор заключается в переделке ротора на неодимовые магниты. Делается это достаточно просто, родной ротор просто протачивается на толщину магнитов (к примеру 5 мм), далее ротор делится на количество полюсов (к примеру
Магниты подбираются небольших размеров и из них набираются полюса. К примеру двигатель АИР112MB8 3 кВт имеет ротор диаметром 131 мм, а длинна 130 мм. Значит длинна окружности ротора (130 мм*3,14=408,2 мм), но мы протачиваем ротор на 5 мм, значит (130 мм-10 мм*3,14=376.8 мм) делим на количество полюсов (376.8:8=47.1 мм) и получаем ширину полюса 47.1 мм. Магниты возьмём 30*10*5 мм, их поместится 4 ряда в полюсе и останется зазор в 7 мм между полюсами. По длине ротор 130 мм, а у нас как-раз 4 магнита по длинне 120 мм, и получается на ротор нужно по 16 магнитов на полюс, а всего понадобится 128 магнитов.
Можно использовать магниты любых других удобных размеров для набора полюсов. Магниты клеятся на супер-клей и другие клеи, а после наклейки оборачивается ротор скотчем и заливается эпоксидной смолой. Чтобы наиболее эффективно использовать магниты нужно делать минимальный зазор между магнитами и статором, тогда диаметр ротора с магнитами делают по диаметру статора, чтобы он на миллиметр не заходил в статор. После наклейки и заливки магнитов ротор подгоняют в статор шлифуя магниты, стачивают по немногу и пробуют вставлять в статор, добиваются того чтобы магниты были как можно ближе к зубам статора и при этом ротор вращался свободно без зацепов статора. При шлифовке очень важно не перегреть магниты, можно шлифовать на болгарке поливая водой, или на токарном станке.
>
Вообще желательно сделать новый цельно-металлический ротор под магниты, или на родной ротор асинхронника под магниты одеть металлическую гильзу. Так магниты будут работать гораздо эффективнее, и хватит толщины 3-4 мм, а если не ставить гильзу, то магниты желательно ставить потолще, к примеру 6-10 мм.
Ниже представлены данные по асинхронным двигателям
, размеры, толщина обмоточного провода, количество полюсов, сопротивление обмотки и прочее. Атак-же расчёт мощности переделанного генератора на различных оборотах при работе на аккумуляторы напряжением 12/24/48 вольт. За основу расчёта я взял магнитную индукцию равной 1 Тл, но на практике она может быть больше или меньше, всё зависит от толщины магнитов, плотности заполнения полюсов. Если будет протачиваться родной ротор и без металлической гильзы, то при толщине магнитов 5 мм марки n50 магнитная индукция будет 0.8 Тл примерно, если магниты толщиной 8-10 мм, то магнитная индукция будет 1-1.2 Тл. А если с гильзой или с цельно-металлическим ротором, то при толщине магнитов 5-6 мм магнитная индукция составит около 1-1.2 Тл
Асинхронный двигатель АИР100L6 2,2 кВт
Число полюсов 6, 1000 об/м. Размеры статора:
наружный диаметр 168 мм, внутренний диаметр 113 мм, длина статора 120 мм, число зубов 36.
Обмотка:
число проводников в пазу 42, диаметр провода 1,13 мм, трехфазный, сопротивление фазы 2.39 Ом.
Примерная мощность на АКБ 12/24/48 вольт при соединении треугольником
Обороты ( об/м) | Напряжение ХХ | АКБ 13 V А/Ватт*ч | АКБ 26 V А/Ватт*ч | АКБ 52 V А/Ватт*ч |
60 | 13 | — | — | — |
120 | 26 | 5,4/70 | — | — |
180 | 39 | 10.8/140 | 5,4/140 | — |
240 | 52 | 16.2/211 | 10,8/281 | — |
300 | 65 | 21.6/281 | 16.2/422 | 4,5/247 |
360 | 78 | 27/352 | 21/563 | 10/540 |
420 | 91 | 32.5/422 | 27/704 | 15/832 |
600 | 130 | 48/633 | 43/1126 | 31/1710 |
900 | 195 | 75/985 | 70/1830 | 58/3172 |
Инструкция сборки из автомобильного генератора
Для этого вам потребуется заранее приготовить всё комплектующие. Самым важным элементом является генератор. Лучше всего брать тракторный или автобусный, он способен выработать намного больше энергии. Но если такой возможности нет, то вероятнее стоит обойтись и более слабыми агрегатами. Для сборки аппарата вам понадобится: • вольтметр • реле аккумуляторной зарядки • сталь для изготовления лопастей • 12 вольтовый аккумулятор • коробка для проводов • 4 болта с гайками и шайбами • хомуты для крепления
Асинхронный двигатель АИР100L8 1.5 кВт
Число полюсов 8, 750 об/м. Размеры статора:
наружный диаметр 168 мм, внутренний диаметр 117 мм, длина статора 120 мм, число зубов 48.
Обмотка:
число проводников в пазу 48, диаметр провода 1,01 мм, трехфазный, сопротивление фазы 3.7 Ом.
Примерная мощность на АКБ 12/24/48 вольт при соединении треугольником
Обороты ( об/м) | Напряжение ХХ | АКБ 13 V А/Ватт*ч | АКБ 26 V А/Ватт*ч | АКБ 52 V А/Ватт*ч |
60 | 17 | 1/13 | — | — |
120 | 34 | 5,6/73 | 2/56 | — |
180 | 51 | 10/130 | 6.7/175 | — |
240 | 68 | 14.8/193 | 11,3/295 | 4,3/244 |
300 | 95 | 22/288 | 18.6/484 | 11.6/604 |
360 | 112 | 26.7/347 | 23.2/604 | 16.2/843 |
420 | 129 | 31/407 | 27.8/723 | 20.8/1082 |
600 | 170 | 42.4/551 | 38.9/1011 | 31.8/1658 |
900 | 255 | 65.4/850 | 61.8/1609 | 54/2852 |
Асинхронный двигатель АИР112MA6 3 кВт
Число полюсов 6, 1000 об/м. Размеры статора:
наружный диаметр 191 мм, внутренний диаметр 132 мм, длина статора 100 мм, число зубов 54.
Обмотка:
число проводников в пазу 28, диаметр провода 1,19 мм, трехфазный, сопротивление фазы 2 Ом.
Примерная мощность на АКБ 12/24/48 вольт при соединении треугольником
Обороты ( об/м) | Напряжение ХХ | АКБ 13 V А/Ватт*ч | АКБ 26 V А/Ватт*ч | АКБ 52 V А/Ватт*ч |
60 | 13 | — | — | |
90 | 19 | 3/39 | — | — |
120 | 26 | 6.5/84 | — | — |
180 | 39 | 13/169 | 6.5/169 | — |
240 | 52 | 19.5/253 | 13/338 | — |
300 | 65 | 26/338 | 19.5/507 | 6.5/338 |
360 | 78 | 32.5/422 | 26/676 | 13/676 |
420 | 91 | 39/507 | 32.5/845 | 19.5/1014 |
600 | 130 | 58.5/760 | 52/1352 | 31.8/39/2028 |
Теория идеального ветряка
Данная теория разрабатывалась в разное время учеными и специалистами в области механики. Впервые она была разработана В.П. Ветчинкиным в 1914 году, а в качестве основы использовалась теория идеального гребного винта. В этих исследованиях был впервые выведен коэффициент использования ветряной энергии идеальным ветряком.
Работы в этой области были продолжены Н.Е. Жуковским, который вывел максимальное значение данного коэффициента, равное 0,593. В более поздних работах другого профессора – Сабинина Г.Х. уточненное значение коэффициента составило 0,687.
В соответствии с разработанными теориями, идеальное ветряное колесо должно обладать следующими параметрами:
- Ось вращения колеса должна быть параллельна со скоростью ветрового потока.
- Количество лопастей бесконечно большое, с очень малой шириной.
- Нулевое значение профильного сопротивления крыльев при наличии постоянной циркуляции вдоль лопастей.
- Вся сметаемая поверхность ветряка обладает постоянной потерянной скоростью воздушного потока на колесе.
- Стремление угловой скорости к бесконечности.
Асинхронный двигатель АИР112MA8 2.2 кВт
Число полюсов 8, 750 об/м. Размеры статора:
наружный диаметр 191 мм, внутренний диаметр 132 мм, длина статора 100 мм, число зубов 48.
Обмотка:
число проводников в пазу 40, диаметр провода 1,13 мм, трехфазный, сопротивление фазы 2.6 Ом.
Примерная мощность на АКБ 12/24/48 вольт при соединении треугольником
Обороты ( об/м) | Напряжение ХХ | АКБ 13 V А/Ватт*ч | АКБ 26 V А/Ватт*ч | АКБ 52 V А/Ватт*ч |
60 | 17 | 1.5/20 | — | — |
90 | 34 | 8/105 | 3/80 | — |
120 | 51 | 14.6/190 | 9.6/250 | — |
180 | 68 | 31/275 | 16/420 | 6.1/320 |
240 | 85 | 27/360 | 22.6/590 | 12.6/550 |
300 | 112 | 38/495 | 33/860 | 23/1200 |
360 | 129 | 44.6/579 | 39.6/1030 | 29.6/1540 |
420 | 146 | 51/665 | 46/1200 | 36/1880 |
600 | 163 | 57.6/750 | 52.6/1370 | 42.6/2220 |
Испытания самодельного устройства
Испытания готового ветрогенератора следует производить при полностью собранной, установленной и надежно закрепленной конструкции. Искушение попробовать ветряк в деле велико, часто заставляет людей совершать непродуманные действия, в результате чего возникают поломки, разрушения, травмы.
Проверку на работоспособность отдельных узлов (например, генератора) можно произвести при помощи электродрели с регулируемой скоростью вращения. Возможности ветряка также могут испытываться отдельно, без присоединения генератора, чтобы получить данные о его рабочих качествах без нагрузки. Все остальные испытания или пробы требуют качественной сборки или подключения по всем правилам.
Асинхронный двигатель АИР112MB8 3 кВт
Число полюсов 8, 750 об/м. Размеры статора:
наружный диаметр 191 мм, внутренний диаметр 132 мм, длина статора 130 мм, число зубов 48.
Обмотка:
число проводников в пазу 31, диаметр провода 1,25 мм, трехфазный, сопротивление фазы 1.93 Ом.
Примерная мощность на АКБ 12/24/48 вольт при соединении треугольником
Обороты ( об/м) | Напряжение ХХ | АКБ 13 V А/Ватт*ч | АКБ 26 V А/Ватт*ч | АКБ 52 V А/Ватт*ч |
60 | 17 | 2/26 | — | — |
90 | 34 | 11/143 | 4.2/109 | — |
120 | 51 | 20/260 | 13.1/242 | — |
180 | 68 | 28.9/376 | 22.1/574 | 8.4/437 |
240 | 85 | 37.8/492 | 31/807 | 17.3/903 |
300 | 112 | 52.1/677 | 45.2/1176 | 31.5/1642 |
360 | 129 | 61/793 | 54.2/1409 | 40.5/2107 |
420 | 146 | 70/910 | 63.1/1642 | 49.4/2572 |
600 | 163 | 78.9/1026 | 72.1/1874 | 58.4/3037 |
Асинхронный двигатель АИР132S6 5.5 кВт
Число полюсов 6, 1000 об/м. Размеры статора:
наружный диаметр 225 мм, внутренний диаметр 154 мм, длина статора 115 мм, число зубов 54.
Обмотка:
число проводников в пазу 21, диаметр провода 1,13 мм, трехфазный, сопротивление фазы 1 Ом.
Примерная мощность на АКБ 12/24/48 вольт при соединении треугольником
Обороты ( об/м) | Напряжение ХХ | АКБ 13 V А/Ватт*ч | АКБ 26 V А/Ватт*ч | АКБ 52 V А/Ватт*ч |
60 | 13 | — | — | |
90 | 19 | 6/78 | — | — |
120 | 26 | 13/169 | — | — |
180 | 39 | 26/338 | 13/338 | — |
240 | 52 | 39/507 | 26/676 | — |
300 | 65 | 52/676 | 39/1014 | 13/676 |
360 | 78 | 65/845 | 52/1352 | 26/1352 |
420 | 91 | 78/1014 | 65/1690 | 39/2028 |
600 | 130 | 117/1521 | 104/2704 | 78/4056 |
Самостоятельное изготовление домашней ветродуйки из шагового двигателя
Шаговые двигатели используются во многих электромеханических устройствах, например в принтерах. Если начать вращать вал такого движка, то на его клеммах появится электрическое напряжение. Это означает, что шаговый электродвигатель можно использовать в качестве электрогенератора.
Что подготовить для работы
Перед началом работы следует обзавестись маленьким шаговым электродвигателем, например от принтера. Приготовить электронные компоненты и провода для того, чтобы собрать схему выпрямителя. Потребуются обрезки тонкой листовой стали или алюминия для создания конструкции. И обязательно − мелкий крепёж. Нужен несложный слесарный инструмент и паяльник.
Чертежи и эскизы
Конструкторскую часть можно оформить в виде эскизов. Электродвигатель устанавливается на фанерную пластину по посадочным отверстиям на корпусе моторчика. Схема выпрямителя приведена на рисунке ниже.
ФОТО: YouTube.comЭлектрическая схема выпрямителя для генератора из шагового двигателя
Технология изготовления
Двигатель привинтить к фанерной пластине. Для увеличения его оборотов и получения повышенного напряжения можно сделать повышающий обороты редуктор. Для этого, тщательно определив межцентровое расстояние и выбрав параметры зуба, нужно на этой же базовой пластине на оси установить шестерню большего диаметра.
ФОТО: YouTube.comПовышающий обороты редуктор
Ручка на ведущей шестерне нужна для проверочных работ и для выработки тока при срочной зарядке микроаккумуляторов.
ФОТО: YouTube.comУстройство в сборе для проверки его работы
ФОТО: YouTube.comНа плате установлены мотор-генератор и блок выпрямителя
Проверка работоспособности
Для проверки работоспособности готового устройства к нему подключается USB-тестер. При вращении ручки на мониторе тестера появляется значение величины электрического напряжения.
ФОТО: YouTube.comПроверка работоспособности устройства
Для работы в качестве ветрогенератора на вал двигателя следует одеть крыльчатку.
Асинхронный двигатель АИР132S8 4 кВт
Число полюсов 8, 750 об/м. Размеры статора:
наружный диаметр 222 мм, внутренний диаметр 158 мм, длина статора 112 мм, число зубов 48.
Обмотка:
число проводников в пазу 28, диаметр провода 1,48 мм, трехфазный, сопротивление фазы 1,24Ом.
Примерная мощность на АКБ 12/24/48 вольт при соединении треугольником
Обороты ( об/м) | Напряжение ХХ | АКБ 13 V А/Ватт*ч | АКБ 26 V А/Ватт*ч | АКБ 52 V А/Ватт*ч |
60 | 17 | 3,2/41 | — | — |
90 | 34 | 16.9/220 | 6,4/127 | — |
120 | 51 | 30.6/398 | 20/524 | — |
180 | 68 | 44.3/526 | 33.8/880 | 12.9/670 |
240 | 85 | 58/754 | 47.5/1237 | 26.6/1383 |
300 | 112 | 79.8/1037 | 69.3/1803 | 48.3/2516 |
360 | 129 | 93.5/1216 | 83/2159 | 62/3229 |
420 | 146 | 120/1572 | 96.7/2516 | 75.8/3941 |
600 | 163 | 57.6/750 | 110/2872 | 89.5/4654 |
Множество двигателей не имеет смысла просчитывать, думаю представленной информации выше достаточно для того чтобы понять что получится из асинхронного двигателя различных размеров. Думаю что вполне можно и четырёх-полюсные на магниты переделывать, и даже двух-полюсные, но мощность будет ниже. Так-же я посчитал мощность при соединении фаз треугольником так-как при таком соединении сопротивление генератора меньше и следовательно ток зарядки выше. Но можно соединять и звездой, напряжение при этом поднимется в 1,7раза выше, но и сопротивление тоже, зато зарядка начнётся при ещё более низких оборотах.
Маломощные асинхронные двигатели от 0.18 до 1 кВт без перемотки статора не подходят для ветрогенераторов, энергию конечно давать будут, но из-за большого сопротивления обмоток ток зарядки будет очень маленький. Например 6-ти полюсной двигатель мощностью 0.55 кВт имеет сопротивление фазы 22Ом, и при 600 об/м мощность будет всего (130-13:22=5,3*13=69) 69ватт на АКБ 12вольт, а на 48вольт около 180ватт.
Винт для генератора можно рассчитать и изготовить из ПВХ труб, или сделать из дерева. Програ ммка по расчёту лопаситей описана в этой статье — Расчёт лопастей для ветрогенератора
Характеристики ветрогенератора
Сначала необходимо определиться с желаемым итоговым результатом. Характеристики электродвигателя, выполняющего роль генератора, могут быть разными, и от этого зависит, сколько электроэнергии устройство будет вырабатывать за единицу времени.
Для производства среднего количества энергии генератор должен иметь приблизительно такие характеристики:
- Минимальная мощность установки — 1.3 кВт.
- Желательны неодимовые магниты в конструкции. Их функция заключается в обеспечении электромагнитной движущейся силы. Для этого может применяться и стальная гильза, которая устанавливается на ротор.
- Расположение магнитов на роторе должно соответствовать схеме. Это значит, что их полюсы должны быть развёрнуты в правильную сторону.
- Предварительно вал ротора нужно проточить и подогнать размеры под диаметр магнитов.
- При установке магнитов не всегда требуется переделывать обмотку. Если она состоит из проводов с большим сечением — ничего страшного, это только увеличит мощность. Самым лучшим вариантом обмотки будет устройство, имеющее шесть полюсов, провод с сечением не более 1.2 мм и максимум 24 витка на катушке.
Вам это будет интересно Особенности генератора электрической энергии