Во многих устройствах, работающих от сети 220 В, установлен диодный мост. Это устройство, состоящее из четырех (для однофазной сети) или шести (для трехфазной) полупроводниковых кремниевых диодов. Оно нужно для преобразования переменного тока в постоянный. На его вход подается переменный ток, на выходе получается пульсирующее напряжение постоянное по знаку. Данные элементы схемы часто выходят из строя, утягивая за собой предохранитель. Давайте разберемся, как выполняется проверка диодного моста на исправность разными способами.
Как прозвонить диодный мост из дискретно расположенных диодов
Все детали мостовой схемы можно прозвонить без выпайки. Для этого необходим мультиметр, в котором есть режим проверки диодов, обычно совмещаемый со звуковой прозвонкой. Суть проверки заключается в измерении разности напряжений между щупами.
Как правильно проверить исправность диодного моста тестером:
- Для начала осуществляют прямое подключение прибора. Для этого щуп красного цвета подсоединяют к аноду, а черного – к катоду. При таком подключении ток протекает свободно. Для кремниевого диода падение напряжения на p-n-переходе составляет примерно 500-700 мВ. Для диодов Шоттки падение напряжения на переходе между зонами ниже и равно примерно 300 мВ.
- Далее осуществляют обратное подключение. Красный щуп подсоединяют к катоду, а черный – к аноду. Для исправного полупроводника значение падения напряжения будет равно 1 или более 1000 (обычно 1500).
Прямое подключение диодного моста
Обратное подключение диодного моста
Если в результате проверки в обоих направлениях наблюдаются высокие значения или срабатывает звуковой сигнал, то диодный мост оборван.
Принцип работы
Работает диодный полупроводниковый мост, проводящий ток, просто. Принцип работы основан на том свойстве, что полупроводниковый диод пропускает электрический ток в одном направлении и не пропускает в другом. Так при правильном подключении зарядов, через прибор будет проведен ток.
Отличие переменного тока от постоянного в том, что он может двигаться только в одной направленности. При этом делать это в один полупериод. На протяжении другой половины периода он может совершать противоположное движение. При подключении в цепь нескольких диодов, они начнут двигаться, создавая постоянный ток.
Собрать схему диодного моста при этом просто. Это может сделать каждый. Она включает в себя четыре диода, которое соединены друг с другом квадратом. На несколько противолежащих углов подается ток от генераторного аппарата. С нескольких иных противоположно лежащих углов убирается постоянный. На первый период делается открытие нескольких электродиодов и выпрямляется волна переменного напряжения. На второй период делается открытие еще нескольких диодов. Преобразуется, таким образом, вторая волна. В результате получается постоянное напряжение с импульсной частотой выше в несколько раз, по сравнению с той, что была при переменном.
Интересно! Представленная схема обладает своими плюсами и минусами. Чтобы использовать выпрямленный ток импульсную составляющую нужно сгладить фильтром. Благодаря выпрямлению, можно питать трансформатор и снизить его объемы. Из недостатков отмечают тот факт, что теряется мощность на тепловое рассеивание, происходит двукратное падение напряжение и ломается прибор, если один диод выходит из строя.
Принцип работы устройства
Как проверить диодный мост в трансформаторном блоке питания с помощью лампочки
Для этого способа понадобится лампа накаливания мощностью до 100 Вт, вкрученная в патрон. Лампу подключают в разрыв силового фазного провода. Если на плате произошло короткое замыкание, то при включении устройства в сеть перегорит предохранитель, сам провод или выбьют автоматические выключатели. Если провести проверку с использованием лампочки накаливания, то подобных неприятностей можно избежать. При наличии короткого замыкания лампочка, включенная в сеть, загорится ярким светом. Она не сгорит, поскольку сопротивление спирали ограничит ток. Если же электронные компоненты платы исправны, то лампочка не загорится совсем или будет наблюдаться слабое свечение.
Пробой диодного моста
Если неисправность обнаружилась
Диоды крепятся на пластинах путём прессовки в отверстие меньшего диаметра, поэтому самостоятельная замена неисправного полупроводника — хлопотное дело, не гарантирующее 100% успеха. Диодные мосты для отечественных автомобилей недороги, поэтому при обнаружении неисправности его меняют на новый.
Выпрямительные блоки современных иномарок стоят внушительных денег, поэтому замена диода в таком мосту экономически оправдана. Проведение данной процедуры лучше доверить специалисту.
От состояния диодного моста зависит качество работы всей электрической системы автомобиля. При появлении ранее перечисленных признаков неисправности нужно незамедлительно провести его диагностику, ремонт или замену.
Простая проверка целостности диодного моста трансформаторного блока питания
Если мы выяснили с помощью лампочки, что на плате существуют проблемы, с помощью индикаторной отвертки можно выяснить, есть ли обрыв на диодном мосту. Если на входе в выпрямитель на фазном проводе загорается индикатор, проводим дальнейшую проверку. Если же индикатор не загорелся, то проблема не в диодной схеме, а в силовом кабеле. Индикатором проверяют наличие напряжения на плюсовом выходе выпрямителя. Если оно присутствует, то диодный мост не оборван. Большего количества информации при такой проверке мы не получим.
Пробоя диодного моста нет
Техника безопасности
Важно понимать, что практически вся современная аппаратура обладает импульсным высоковольтным блоком питания. Это значит, что диодный мост в каждом из приборе находится под трехсотвольтным напряжением, так же как и силовой кабель АВБбШв. По этой причине, до того как делать измерения, необходимо выключить прибор из сети и сделать разряд сглаживающего электролитического конденсатора, содержащий опасный заряд. Для того, чтобы это было более наглядно, опасные элементы отмечены на рисунке при помощи красных стрелок
Опасные элементы оборудования
Для их разрядки необходимо замкнуть конденсаторные выводы при помощи отвертки. Важно при этом держать изолирующую ручку. Не менее важно после осуществления ремонта не спешить с подключением сетевой вилки. Вначале необходимо подключить прибор к сети через лампочку накаливания, имеющую мощность в 200 ватт. При правильном ремонте, лампочка будет давать слабый свет. При неудачном ремонте, она будет яркая и указывать на то, что может произойти короткое замыкание.
Обратите внимание! При осуществлении всевозможных сетевых переключений, необходимо беречь глаза. Если импульсный блок питания был неправильно отремонтирован, его элементы могут взорваться, выпустив наружу кислотные электролиты.
В целом, диодный мост — составная конструкция многих электрических элементов. Проверить его можно по представленной выше инструкции с помощью тестера, без монтажа и прозвонкой. Естественно, выполнять любые работы необходимо, соблюдая технику безопасности.
Как точно проверить диодную сборку: подробный анализ
Для проверки понадобится мультиметр, имеющий режим проверки диодов.
Этапы проверки:
- Тестирование начинают с диодов 1 и 2. Для этого красный щуп тестера подключают к выводу со знаком «-». Над двумя центральными выводами имеется маркировка AC или ̴. Черный щуп по очереди подключают сначала к одному такому выводу, а затем ко второму. Это прямое включение, при котором ток протекает свободно. На дисплее цифрового мультиметра отобразится значение падение напряжения на переходе p-n при прямом включении. В зарубежных даташитах эта величина обозначается как Vf. Для кремниевых диодов она находится в пределах 0,4-0,7 В. Для полупроводников Шоттки она ниже, и равна примерно 0,3 В. Если на измерительном приборе отобразились эти значения, то диодная сборка исправна.
- Для уточнения результатов проверки диодов 1 и 2 проводят обратное подключение. Для этого к выводу «-» подключают черный щуп (минусовый). Красный щуп поочередно подводят к выводам, промаркированным AC или ̴. На дисплее должна быть единица, свидетельствующая о высоком сопротивлении и отсутствии обратного тока. Если это так, то исправность диодов 1 и 2 подтверждена.
- Далее проверяют проверку диодов 3 и 4 при условии прямого подсоединения. Для этого к плюсу подключают черный щуп, а красный по очереди подводят к выводам AC. На дисплее должно отображаться падение напряжения на p-n переходе, о котором подробно было рассказано в первом пункте.
- Для подтверждения результата к плюсу подключают красный щуп, а черный – к выводам AC. На дисплее должна быть единица.
Если диодная сборка благополучно пройдет эту проверку, можно с уверенностью сказать, что все элементы исправны.
Функции ДМ
Если вспомнить курс физики еще со школьной программы, то мы сделаем вывод, что существует две разновидности электротока. Это постоянный и переменный. Чем они друг от друга отличаются?
Тут ничего сложного. Ключевым отличием является то, что переменный ток имеет заряженные частицы, которые движутся в разных направлениях. В случае же с постоянным током движение всегда осуществляется только в одном направлении.
Хочется заметить, что у переменного тока экономические характеристики заметно лучше. Они эффективнее справляются с передачей тока на достаточно большие расстояния. Проблема лишь в том, что на большинстве электроприборов транспортных средств предусматривается питание именно от постоянного тока. Чтобы автомобиль мог нормально функционировать, электрозависимое оборудование должно получить определенное количество постоянного тока. Сам генератор дать его не может, поскольку вырабатывает переменный вид тока.
Решить эту проблему позволяет наш сегодняшний герой. То есть диодный мост. Выглядит он как пара металлический электропроводящих пластин. На них располагаются диоды, выступающие в качестве полупроводников. Они установлены в определенной последовательности.
ДМ позволяет пропускать ток, но при этом мост задает одно направление. То есть происходит процесс выпрямления. Нюанс еще и в том, что мост задает движение только одном направлении. А именно от генератора на бортовую сеть.
Исправность ДМ не вечная. Периодически элемент генератора выходит из строя
И не важно, какой у вас автомобиль. Это может быть:
- ВАЗ 2107;
- ВАЗ 2114;
- Тойота Королла;
- Лада Приора;
- Ниссан Кашкай;
- Деу Матиз;
- ВАЗ 2110;
- Митсубиси Лансер;
- Форд Мондео;
- УАЗ Патриот;
- Хендай Солярис и пр.
Вне зависимости от автомобиля, можно и нужно проверить работоспособность устройства своими руками. Для этих целей актуально воспользоваться тестером.
Если не уверены в правильности своих действий, посмотрите наглядные видео. Не спешите делать виноватым во всем именно мост. Не разбирая и не выпаивая диоды, сначала убедитесь в его неисправности.
Это интересно: Как проверить аккумулятор автомобиля — емкость и зарядка
Как проверить диодный мост генератора
Диодный мост генератора
Диодный мост генератора автомобиля или мотоцикла предназначен для выпрямления переменного тока, вырабатываемого генератором, и получения постоянного тока для зарядки АКБ и других потребителей электропитания. Неисправность диодного моста приводит к полному исчезновению или значительному уменьшению количества тока, вырабатываемого генератором. Наиболее точные результаты можно получить на СТО – на стенде с использованием осциллографа.
Один из вариантов простой проверки полупроводников – прозвонка с помощью мультиметра. Однако это ненадежный способ, поскольку нагрузка у прибора совсем небольшая, поэтому неисправность может быть не выявлена.
Для проверки диодного моста генератора под нагрузкой используют контрольную лампочку, это может быть обычная автомобильная лампа 12 В.
Выпрямительный блок состоит из двух алюминиевых пластин, объединенных в единую конструкцию. В каждую из них впаяны по 3 диода. Положительные и отрицательные диоды спаяны попарно. Проверка мостовой схемы на короткое замыкание (КЗ) между пластинами производится следующим способом:
- Положительный провод от лампы подсоединяют к верхней пластине, а отрицательный – к нижней. Если лампочка не загорелась, то КЗ отсутствует.
- Полярность меняют. При отсутствии КЗ лампочка загорается.
- Положительные полупроводники на пробой и обрыв проверяют прижатием плюсового провода от лампочки к верхней пластине. Минус поочередно подсоединяют к точкам соединения полупроводников. Если схема исправна, лампочка не горит. При смене полярности лампочка должна гореть.
- Проверку отрицательных диодов проводят прижатием отрицательного провода к нижней пластине, а положительного – к точкам соединения полупроводников. При исправной схеме лампочка не горит, при смене полярности она должна загореться.
Почему перегорает ген
Есть множество причин, приводящих к перегоранию гена (диодов). Однако принято выделять самые распространенные:
- внутрь моста проникла грязь или масло, что привело к замыканию;
- на японских машинах – из-за просадки напряжения, когда генератор работает на износ;
- по вине регулятора напряжения, отдающего на ротор, а тот, соответственно, на диодный мост;
- из-за «дурного» аккумулятора (встречаются такие батареи, которые потребляют 40А и легко убивают ген);
- ген был залит водой;
- вышел из строя штатный предохранитель, отвечающий за защиту гена при замыканиях;
- неправильно были поставлены клеммы АКБ.
Таким образом, генератор на машине перегорает по разным причинам. Всегда речь идет о сгорании регулятора и диодного моста. Проверяется все быстро по поверхностным симптомам. Если нужно 100-проценто убедиться, приходится разбирать генератор.
- Абсолютно легально (статья 12.2);
- Скрывает от фото-видеофиксации;
- Подходит для всех автомобилей;
- Работает через разъем прикуривателя;
- Не вызывает помех в радиоприемнике и сотовых телефонах.
Аналоги
Для замены могут подойти блоки диодные кремниевые, диффузионные, выпрямительные, предназначенные для использования в источниках питания и выпрямительных устройствах аппаратуры общего назначения.
Отечественное производство
Тип | URRM | URMS | UDC | IF(AV) | IFSM | Ta | RƟJA | UF | IR Ta=25°C | IR Ta=100°C | CT | Корпус |
MB10F | 1000 | 700 | 1000 | 0,5 | 25 | 150 | 85 | 1 | 5 | 500 | 13 | MBF (SMD) |
КЦ402А/Ж | 600 | — | — | 1 | — | 85 | — | 4 | — | 125 | — | — |
КЦ403А/Ж | 600 | — | — | 1 | — | 85 | — | 4 | — | 125 | — | — |
КЦ404А/Ж | 600 | — | — | 1 | — | 85 | — | 4 | — | 125 | — | — |
КЦ405А/Ж | 600 | — | — | 1 | — | 85 | — | 4 | — | 125 | — | — |
Зарубежное производство
Тип | URRM | URMS | UDC | IF(AV) | IFSM | TJ | RƟJA | UF | IR Ta=25°C | IR Ta=100°C | CT | Корпус, примечания |
MB10F | 1000 | 700 | 1000 | 0,5 | 25 | 150 | 85 | 1 | 5 | 500 | 13 | MBF (SMD) |
DB107 | 1000 | 700 | 1000 | 1 | 50 | 150 | — | 1,1 | 10 | 500 | — | DB-1 (SMD) |
DB107S | 1000 | 700 | 1000 | 1 | 50 | 125 | — | 1,1 | 10 | 500 | — | DB-1S (SMD) |
DB157 | 1000 | 700 | 1000 | 1,5 | 60 | 150 | — | 1,1 | 5 | 500 | — | DB-1 (SMD) |
DB157S | 1000 | 700 | 1000 | 1,5 | 60 | 150 | 40 | 1,1 | 5 | 500 | — | DB-S (SMD) |
DF10 | 1000 | 700 | 1000 | 1 | 30 | 150 | 40 | 1,1 | 10 | 500 | 25 | DIL (SMD) |
B10S | 1000 | 700 | 1000 | 0,8 | 30 | 150 | 85 | 1 | 5 | — | 25 | MDI (SMD) |
B10S | 1000 | 700 | 1000 | 1 | 35 | 150 | — | 1 | 5 | 500 | — | MB-S (SMD) |
B500S | 1000 | 500 | — | 1 | 40 | 150 | 60 | 1,1 | 10 | — | — | SO-DIL (SMD) |
MS500 | 1000 | 500 | — | 0,5 | 20 | 150 | 70 | 1,2 | 10 | — | — | Micro-DIL (SMD) |
B500C800 | 1200 | 500 | 1200 | 0,8 | 45 | 125 | — | 1 | 5 | 500 | — | WOB * |
B500C1000 | 1200 | 500 | 1200 | 1 | 45 | 125 | — | 1 | 10 | 500 | — | WOB * |
W10M | 1000 | 700 | 1000 | 1,5 | 40 | 125 | 36 | 1 | 10 | 500 | — | WOB * |
W10L | 1000 | 700 | 1000 | 1,5 | 50 | 125 | — | 1 | 10 | 1000 | — | RC2 * |
W10G | 1000 | 700 | 1000 | 1,5 | 50 | 125 | 36 | 1 | 10 | 1000 | 24 | AM * |
RB157 | 1000 | 700 | 1000 | 1,5 | 50 | 125 | — | 1 | 10 | 1000 | — | RB-15 * |
KBP10M | 1000 | 700 | 1000 | 1,5 | 50 | 150 | 28 | 1,1 | 10 | 500 | 15 | KBP * |
* — стержневые выводы.
Примечание: данные в таблицах взяты из даташип компаний-производителей.
Методы диагностики
Как показывает практика, диодные мосты периодически выходят из строя на любых транспортных средствах, вне зависимости от марки и модели
Также не принципиально важно, используете вы диодные мосты от Valeo, Bosch или любого другого производителя
Чаще всего в ДМ перегорает один или сразу несколько диодов. Что же касается причин, то тут можно выделить:
- попадание пыли;
- негативное воздействие грязи;
- контакт диодов с маслом;
- накапливание влаги в генераторе;
- ошибка полярности при прикуривании;
- неправильное подключение АКБ;
- перегрузка в электросети;
- ошибки в монтаже электрооборудования;
- заводской брак и пр.
Если задаться целью, то проверку моста можно провести в обычных гаражных условиях. Для подобных задач пользуются лампочкой или мультиметром.