Наружное освещение улиц выполняется в соответствии с требованиями, установленными ГОСТ, на сегодняшний день эта система отличается многофункциональностью и разнообразием. Только изучив и сопоставив весь ареол факторов, влияющий на качество подсветки дорог, следует приступать к обустройству уличного освещения. Важная роль в этом вопросе отводится автомагистральной подсветке. На этих дорогах сложное и динамичное движение. А безопасность на проезжей части, жизнь и здоровье участников движения напрямую зависят от того, насколько грамотно выполнено освещение автомобильных дорог. Поэтому разработаны и предусмотрены жёсткие нормативы, требования к параметрам осветительного оборудования в населённых пунктах, установленные ГОСТ. Наружная подсветка важна в принципе на территории населённых пунктов, а в оборудовании автомобильных дорог – играет главнейшую роль и является первой необходимостью в тёмное время суток.
В статье вы ознакомитесь с нормами, требованиями к важным элементам наружного освещения, с правилами подбора и установки осветительных приборов на дорогах населённых пунктов.
Таблицы норм освещения улиц и дорог
Дороги и улицы в границах поселений
Значения приведены на основании СП 52.13330.2016 «Естественное и икусственное освещение».
Класс дороги А1
Магистральные дороги и улицы общегородского значения за пределами центра города, транспортные и функциональные оси, выходы на внешние федеральные автомагистрали. Используются всеми видами транспорта, движущегося непрерывно и с высокой скоростью. Применяются многоуровневые пересечения и центральная разделительная полоса.
Расчётная скорость, км/ч | 100 | Число полос движения в оба направления | 6 — 8 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | Свыше 10,0 |
Таблица норм освещения «Класс дороги А1»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 2,00 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,70 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 10 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 30 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 60 |
Посмотрите готовое решение «Освещение дорог класса А1»
Класс дороги А2
Магистральные дороги и улицы общегородского значения за пределами центра города, основные транспортные каналы, в том числе имеющие выходы на внешние автомагистрали и скоростные дороги. Используются всеми видами транспорта. Движение как непрерывное, так и регулируемое. Пересечение с магистралями может быть одно- или многоуровневое.
Расчётная скорость, км/ч | 80 — 100 | Число полос движения в оба направления | 6 — 8 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 7,0 — 9,0 |
Таблица норм освещения «Класс дороги А2»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 1,60 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,70 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 10 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 20 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Посмотрите готовое решение «Освещение дорог класса А2»
Класс дороги А3
Магистральные дороги и улицы общегородского значения в центральной части города, транспортные оси его исторического центра, связующие улицы с выходом на магистрали классов А1 и А2. Используются всеми видами транспорта за исключением транзитного грузового. Движение регулируемое, пересечения с магистралями одноуровневые, многочисленные пешеходы.
Расчётная скорость, км/ч | 90 | Число полос движения в оба направления | 6 — 8 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 4,0 — 7,0 |
Таблица норм освещения «Класс дороги А3»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 1,40 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,70 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 12 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 20 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 48 |
Посмотрите готовое решение «Освещение дорог класса А3»
Класс дороги А4
Магистральные дороги и улицы общегородского значения в центральной части города, её основные транспортные каналы. Обеспечивают внутренние связи и имеют выходы на магистральные улицы общегородского и районного значения. Используются всеми видами транспорта за исключением транзитного грузового. Движение регулируемое, пересечения с магистралями одноуровневые, многочисленные пешеходы.
Расчётная скорость, км/ч | 80 | Число полос движения в оба направления | 4 — 6 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 3,0 — 5,0 |
Таблица норм освещения «Класс дороги А4»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 1,20 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,70 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 12 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 20 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 45 |
Посмотрите готовое решение «Освещение дорог класса А4»
Класс дороги Б1
Магистрали и улицы районного значения за пределами центра города. Обеспечивают связи в пределах жилых районов и производственных зон, а также между ними. Используются всеми видами транспорта, движение регулируемое, пересечения одноуровневые.
Расчётная скорость, км/ч | 60 — 70 | Число полос движения в оба направления | 4 — 6 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 3,0 — 5,0 |
Таблица норм освещения «Класс дороги Б1»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 1,20 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,60 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 12 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 20 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 45 |
Посмотрите готовое решение «Освещение дорог класса Б1»
Класс дороги Б2
Магистрали и улицы районного значения в центре города, оси функционально-планировочных зон исторической части. Обеспечивают внутренние связи, имеют выход на магистральные улицы общегородского и районного значения. Используются всеми видами транспорта кроме транзитного грузового, движение регулируемое, пересечения одноуровневые.
Расчётная скорость, км/ч | 60 | Число полос движения в оба направления | 3 — 6 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 2,0 — 5,0 |
Таблица норм освещения «Класс дороги Б2»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 1,00 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,60 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 15 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 15 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 53 |
Посмотрите готовое решение «Освещение дорог класса Б2»
Класс дороги В1
Улицы и дороги местного значения в жилой застройке за пределами центра города, транспортные и пешеходные связи в пределах районов с выходом на магистрали, за исключением улиц с непрерывным движением транспорта. Лёгковой, специальный и грузовой транспорт (кроме транзитного), иногда — общественный пассажирский транспорт. Движение регулируемое, пересечения одноуровневые.
Расчётная скорость, км/ч | 60 | Число полос движения в оба направления | 2 — 4 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 1,5 — 3,0 |
Таблица норм освещения «Класс дороги В1»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 0,80 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,50 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 15 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 15 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,25 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Посмотрите готовое решение «Освещение дорог класса В1»
Класс дороги В2
Улицы и дороги местного значения в жилой застройке центра города. Обеспечивают транспортные и пешеходные связи в пределах микрорайонов, имеют выход на магистральные улицы центра. Встречается легковой, специальный и грузовой транспорт (за исключением транзитного). Движение регулируемое с пересечениями в одном уровне.
Расчётная скорость, км/ч | 60 | Число полос движения в оба направления | 2 — 4 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 1,5 — 3,0 |
Таблица норм освещения «Класс дороги В2»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 0,60 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,50 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 15 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 10 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,25 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Посмотрите готовое решение «Освещение дорог класса В2»
Класс дороги В3
Улицы и дороги местного значения в городских, промышленных, коммунальных и складских зонах, транспортные связи в пределах этих зон. Используются всеми видами транспорта. Движение регулируемое, все пересечения одноуровневые.
Расчётная скорость, км/ч | 60 | Число полос движения в оба направления | 2 — 4 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 0,5 — 2,0 |
Таблица норм освещения «Класс дороги В3»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 0,40 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,35 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,40 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 20 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 6 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,25 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Посмотрите готовое решение «Освещение дорог класса В3»
Дороги общего пользования вне поселений
Значения приведены на основании ГОСТ Р 58107.1-2018, расчётные значения пропускной способности, скорости движения и количество полос — на основании СП 34.13330.2012.
Категория дороги IА
Автомагистрали, предназначенные для безопасного и бесперебойного движения транспортных потоков большой интенсивности с высокими скоростями. Обязательно наличие разделительной полосы или размещение каждого направления движения на самостоятельном полотне. Доступ пешеходам и велосипедистам запрещён, одноуровневые пересечения отсутствуют, количество примыканий (как одно- так и двухуровневых) ограничено.
Расчётная скорость, км/ч | 120 — 150 | Число полос движения в оба направления | 4 — 8 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | Свыше 14,0 |
Таблица норм освещения «Категория дороги IА»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 1,60 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,70 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 10 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 20 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,35 |
Коэффициент периферийного освещения SR, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Категория дороги IБ
Сюда относятся дороги для скоростного движения с обязательной разделительной полосой. Одноуровневые пересечения не допускаются, а примыкания в одном уровне разрешены только без пересечения прямого направления движения.
Расчётная скорость, км/ч | 100 — 120 | Число полос движения в оба направления | 4 — 8 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | Свыше 14,0 |
Таблица норм освещения «Категория дороги IБ»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 1,20 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,70 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 10 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 15 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,35 |
Коэффициент периферийного освещения SR, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Категория дороги IВ
Обычные дороги со средней интенсивностью движения, доступные всем видам транспорта. Наличие разделительной полосы не является обязательным требованием. Велосипедные и пешеходные дорожки должны быть дополнительно отделены от основного полотна.
Расчётная скорость, км/ч | 80 — 100 | Число полос движения в оба направления | 4 — 8 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | Менее 14,0 |
Таблица норм освещения «Категория дороги IВ»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 1,00 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,60 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 15 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 10 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,25 |
Коэффициент периферийного освещения SR, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Категория дороги II
Обычные дороги, предназначенные для пропуска транспортных потоков средней интенсивности с высокой скоростью. Разделительная полоса отсутствует, допускаются примыкания и пересечения на одном уровне.
Расчётная скорость, км/ч | 100 — 120 | Число полос движения в оба направления | 2 — 4 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | Менее 6,0 |
Таблица норм освещения «Категория дороги II»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 1,00 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,60 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 15 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 10 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,25 |
Коэффициент периферийного освещения SR, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Категория дороги III
Обычные дороги для пропуска транспортных потоков со средней интенсивностью и скоростью выше средней. Без разделительной полосы. Допускаются одноуровневые примыкания, пересечения — в том числе с железнодорожными и трамвайными путями.
Расчётная скорость, км/ч | 80 — 100 | Число полос движения в оба направления | 2 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 2,0 — 6,0 |
Таблица норм освещения «Категория дороги III»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 0,80 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,40 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,60 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 15 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 8 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,25 |
Коэффициент периферийного освещения SR, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Категория дороги IV
Обычные дороги для пропуска транспортных потоков с интенсивностью ниже средней. Допускаются одноуровневые пересечения и примыкания с другими автомобильными дорогами, организация велосипедных и пешеходных дорожек без дополнительных мер по организации движения.
Расчётная скорость, км/ч | 60 — 80 | Число полос движения в оба направления | 2 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | 0,2 — 2,0 |
Таблица норм освещения «Категория дороги IV»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 0,60 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,35 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,50 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 15 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 8 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,25 |
Коэффициент периферийного освещения SR, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Категория дороги V
Обычные дороги с малой пропускной способностью. Скорость движения низкая.
Расчётная скорость, км/ч | 40 — 60 | Число полос движения в оба направления | 2 | Пропускная способность, тыс.ед./сутки | Менее 0,2 |
Таблица норм освещения «Категория дороги V»
Средняя яркость дорожного покрытия Lср, кд/м2, не менее | 0,40 |
Общая равномерность яркости дорожного покрытия U0, не менее | 0,35 |
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия Ui, не менее | 0,40 |
Пороговое приращение яркости TI, %, не более | 15 |
Средняя освещённость дорожного покрытия Eср, лк, не менее | 8 |
Равномерность освещённости дорожного покрытия Uh, не менее | 0,25 |
Коэффициент периферийного освещения SR, не менее | 0,35 |
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости, Dp, мВт*м-2*лк-1, не более | 50 |
Ответственные за свет
Если за нормы и правила организации освещения на улице отвечает соответствующая документация, то за их реализацию в полной мере ответственны уже люди, которые работают в государственных учреждениях. Кроме СНИПа содержать в себе нормы уровня освещенности и различные дополнительные рекомендации могут документы федерального и регионального или местного значения. К примеру, в РФ принят Федеральный Закон №131-ФЗ от 6.10.2003 г. (в ред. 21.07.2007), в котором приписана ответственность власти за создание уличного типа освещения на территории муниципалитета. По этому закону, а также ряду других законодательных документов, местная власть должна следить не только за правильной организацией уличного освещения, но и за поддержанием системы в работоспособном состоянии.
Подсветка дома
На деле за наружным освещением территории дома должны следить государственная служба ЖКХ (отдельные его подразделения), а также подразделения энергетических компаний для реализации технических стороны освещенности улиц. За их работу должна вносить плату территориальная администрация. Также отвечать за уличное освещение домов и прилежащих к ним территорий могут и другие организации, с которыми было заключено соответствующее договоренность, или компании, на балансе которых числится инженерная система конкретного населенного пункта. Именно эти организации определяют следующие параметры уличного освещения придомовой территории:
- продолжительность работы осветительных приборов в ночное время суток;
- количество фонарей, которые будут установлены возле дома и прилегающей к нему территории;
- в какое время будет происходить включение света.
Поэтому, если на улице по каким-либо причинам нет освещения, нужно обращаться в вышеперечисленные организации и компании, которые для каждого отдельного района населенного пункта буду отличаться. Конечно, на вопрос «куда обращаться или жаловаться, если нет света во дворе дома» можно ответить по-разному. Ведь каждое подразделение будет отвечать только за определенный участок организации системы уличного освещения. К примеру, за расписание освещения в вечерние и ночные часы, согласно статьи 16, отвечает администрация городского округа. Но обязательности по содержанию системы подсветки обычно возлагается н собственников строений.
Понятия и определения
Коэффициент периферийного освещения
Отношение средней освещённости на поверхности обочины дороги к средней освещённости на поверхности полосы движения, примыкающей к обочине.
Максимальная относительная удельная мощность при нормируемой освещённости
Служит показателем энергоэффективности осветительной установки. Методика определения приведена в «Приложении М» к СП 52.13330.2016. Фактически же показывает, сколько тратится милливатт электрической мощности для создания освещённости в 1 люкс на 1 квадратном метре площади.
Общая равномерность яркости дорожного покрытия
Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к среднему.
Пороговое приращение яркости
Показатель слепящего действия светильников на водителя транспортного средства. Фактически — увеличение контраста между объектом наблюдения и фоном, при котором присутствие блеского источника света не сказывается на видимости объекта. Формула для определения этого значения приведена на рисунке 3.10 в пункте 3.61 СП 52.13330.2016.
Продольная равномерность яркости дорожного покрытия
Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к максимальному его значению по оси полосы движения.
Средняя освещённость дорожного покрытия
Освещённость на дорожном покрытии, средневзвешенная по площади заданного участка. Измеряется в люксах.
Средняя яркость дорожного покрытия
Яркость сухого
дорожного покрытия в направлении глаза наблюдателя, находящегося на оси полосы движения транспорта в стандартных условиях. Используется средневзвешенное значение по площади проезжей части. Измеряется в канделах на квадратный метр.
Стандартные условия наблюдения
Условия, при которых глаз наблюдателя находится на высоте 1.5 метра над дорогой и удалён от расчётной точки на такое расстояние, чтобы линия зрения составляла с дорожным полотном угол от 0.5 до 1.5 градусов.
Варианты организации подсветки двора
На сегодняшний день освещение придомовой территории может вестись несколькими способами. Первый вариант организации подсветки двора предполагает размещение настенного светильника над козырьком подъезда.
Освещение входа в подъезд
Здесь может использовать любой тип светильника, а также источника света (светодиодные, люминесцентные и др.)
В последнее время для этих целей стали использовать экономные источники света, которые позволяют экономить электроэнергию, что очень важно для данного типа подсветки. Такой вариант подсветки позволяет осветить только площадку перед входом. Поэтому он редко используется
Обычно он идет в комбинации с другими вариантами подсветки. Второй вариант освещения двора предполагает размещение настенного уличного светильника над козырьком примерно на высоте 8.5 метров от уровня земли.
Второй вариант подсветки
При этом светильники должны быть расположенными к горизонту под углом 25 градусов. Такой вариант подсветки дает в разы большую площади подсветки двора, которая захватит не только площадку перед подъездом, но часть проезжей части. Третий вариант освещения двора. Он предполагает применение использование обоих видом осветительных приборов, описанных в предыдущих вариантах.
Третий вариант подсветки двора
Кроме этого, для подсветки придомовой территории используют фонари торшерного типа. Расстояние между ними также регламентируется нормативными документами, как и нормы освещенности. С помощью таких осветительных приборов, размещенных вдоль дороги, можно качественно осветить проезжую часть, а также детские площадки и стоянки, размещенные во дворе многоквартирного дома.
Освещение двора фонарями
Самым эффективным способом подсветки придомовой территории является использование как фонарей, так и светильников, размещенных над входной дверью в подъезд.
Общие сведения
Приведённые здесь данные для дорог внутри поселений основаны на СП 52.13330.2016, вне поселений — на ГОСТ Р 58107.1-2018. Особенности установки систем освещения — на действующей редакции ПУЭ (издание седьмое). Большинство требований имеет статус обязательных к исполнению
, но только при проектировании новых или реконструкции существующих систем освещения. Выбор применяемых нормированных значений происходит на основании категорий объектов. Поэтому прежде чем искать нужное значение, необходимо определить класс или категорию автодороги в соответствии с существующей документацией. Если это невозможно — для ориентира можно использовать самые простые показатели: число полос движения, наличие или отсутствие разделительной полосы и ориентировочную пропускную способность.
Следует также принять во внимание, что для дорог с нестандартной геометрией или с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, цементобетон), а также для дорог, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части России (см. рисунок), средняя яркость, а также общая и продольная её равномерность не нормируются
.
Схематическая карта северной строительно-климатической зоны
Средняя яркость или средняя освещённость дорожного покрытия дорог и улиц, пересекающихся в одном уровне, должна соответствовать значениям, установленным для основной дороги или улицы на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания. На съездах и ответвлениях дорог и улиц, пересекающихся в разных уровнях, в границах транспортной развязки значение средней освещённости должно быть не менее 20 лк (для аналогичных объектов вне поселений — не менее 10 лк). Средняя яркость или средняя освещённость дорожного покрытия улиц местного значения, примыкающих к магистральной дороге или улице, должны быть не менее 1/3 значений, установленных для соответствующей дороги или улицы, но не ниже нормированного значения для улицы местного значения на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания.
При нормируемой средней яркости более 0.80 кд/м² или средней освещённости более 15 лк для проезжей части городских улиц, дорог и площадей, а также для дорог общего пользования вне границ поселений, допускается в ночное время снижение этих норм отключением части светильников или понижением их мощности на 30% и 50% соответственно при уменьшении интенсивности движения до 1/3 и 1/5 максимального значения соответственно. Не допускается в ночное время частичное отключение светильников при их установке по одному на опоре.
Включение регионов
Дефицита новых систем освещения в регионах нет — в России более 600 заводов, которые выпускают светодиодные светильники, примерно треть из них делает и уличное освещение. Годовой оборот отрасли оценивается в более чем 100 млрд рублей.
Правда пока, по данным ГИБДД, только в 26 субъектах РФ в этом году на региональных дорогах запланированы мероприятия по обустройству линий освещения локальных потенциально опасных участков. При этом в 13 российских регионах зафиксирован заметный рост всех трех основных показателей аварийности в темное время суток на региональных дорогах в пределах населенных пунктов, где такое освещение является обязательным, но фактически отсутствует.
Но в рамках нацпроекта регионы, как ожидается, ситуацию поменяют. К примеру, в Ульяновской области планируется в ближайшие два года построить 54 км сетей наружного освещения и установить 1 тыс. 351 светильник на транзитных участках автомобильных дорог в 32 населенных пунктах. Положительный опыт у области уже есть: по данным регионального министерства энергетики, ЖКК и городской среды, установленные в целом ряде районов в 2015 году 12 тыс. светодиодных светильников за три года дали экономию более 180 млн рублей.
В Кабардино-Балкарии (КБР) в соответствии с нацпроектом в 2019 году будут освещены 25 км региональных дорог, тогда как за 2022 год — лишь 7,5 км. В целом до 2024 года светлее станут около 400 км дорог регионального значения из имеющихся 2 тыс. 940 км. В Башкирии на освещение трасс в 2022 году направят 75 млн рублей. В Псковской области, где больше половины населенных пунктов, через которые проходят федеральные трассы, не имеют освещения, планируют исправить ситуацию и осветить их все, к 2022 году.
Требования к установке светильников
Как правило, светильники для освещения автодорог устанавливаются на столбах освещения, соединённых воздушной линией (ВЛ) электропередачи. Если предполагается обслуживать приборы с телескопической вышки, то они располагаются выше проводов ВЛ или на уровне нижних проводов ВЛ. В обоих случаях расстояние по горизонтали от светильника до ближайшего провода линии электропередач должно быть не менее 0.6 м. Если же обслуживание светильников будет происходить иным способом, то они устанавливаются ниже ВЛ. При этом расстояние от светильника до ближайшего провода должно быть не менее 0.2 и 0.4 метров по вертикали и горизонтали соответственно.
При подвеске светильников на тросах необходимо принять меры для исключения их раскачивания под воздействием ветра.
Размещение опор
Опоры установок освещения дорог, улиц и площадей должны располагаться на определённом расстоянии от лицевой грани бортового камня (бордюра) — фактической границы проезжей части — до внешней поверхности опоры:
- не менее 1.75 м в случае отсутствия бортового камня (бордюра);
- не менее 1 м на магистральных улицах и дорогах с интенсивным транспортным движением;
- не менее 0.6 м на иных улицах и дорогах;
- не менее 0.3 м при условии отсутствия на дороге городского транспорта и грузовых машин.
Для дорог, расположенных на территории промышленного предприятия, рекомендуется устанавливать опоры освещения не менее чем в 1 м от кромки проезжей части. Хотя и допускается уменьшение этого расстояния до 0.6 м.
Если дорога имеет разделительную полосу шириной не менее 4 м, допускается установка опор освещения по центру разделительных полос.
На дорогах, имеющих кюветы, допускается устанавливать опоры за кюветом, если расстояние от неё до кромки проезжей части не превышает 4 м.
Опоры на пересечениях и примыканиях улиц и дорог рекомендуется устанавливать на расстоянии не менее 1.5 м от начала закругления тротуаров, не нарушая при этом линии установки опор.
Если опора устанавливается на мостах и транспортных эстакадах, то следует располагать её в створе ограждений в стальных станинах или на фланцах, прикрепляемых к несущим элементам сооружения.
Если улица или дорога имеет «зелёное ограждение» — посаженные рядами деревья, то светильники должны устанавливаться вне крон деревьев на удлинённых кронштейнах, обращённых в сторону проезжей части, или на тросовой подвеске.
Для надёжной ориентации водителей и пешеходов в тёмное время суток светильники в ряду следует располагать так, чтобы образуемая ими линия однозначно указывала направление дороги или улицы.
Высота установки светильников
Высота установки осветительных приборов над проезжей частью должна быть не менее 6.5 м. Для освещения транспортных развязок и площадей допускается установка светильников на высоте 20 м и более (но не менее 10 м от дорожного покрытия верхнего уровня развязки) при условии обеспечения безопасности их обслуживания — опускание светильников, устройство специальных площадок и т.п.
В выполненных из негорючих материалов парапетах и ограждениях мостов и эстакад допускается размещать приборы освещения на высоте 0.9 — 1.3 м над проезжей частью при условии обязательной защиты от доступа к токоведущим частям, лампам и пускорегулирующим аппаратам. Также следует обеспечить защитный угол светильника не менее 10 градусов.
Ограничение светового потока
На улицах, дорогах и в транспортных зонах площадей, для которых нормируют освещённость, ограничивают силу света светильников в установке под углами 80 и 90 градусов от вертикали в направлении водителей предельными значениями равными 30 и 10 кд соответственно на 1000 лм светового потока светильника.
При освещении больших площадей и транспортных развязок светильники, установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимума силы света под углом не более 65 градусов от вертикали. Сила света светильника под углами 80, 85 и 90 градусов от вертикали в направлении водителей на должна превышать предельных значений, равных 50, 30 и 10 кд соответственно на 1000 лм его светового потока.
Правильно подбираем осветительные приборы для подсветки дорожного полотна
Именно от правильности выбора светильника и его размещения зависит качество уличного освещения. Подбор осветительной аппаратуры для дорог регламентирует ГОСТ. Для системы наружного освещения светильники должны отвечать ряду требований:
Магистральный светильник
- иметь простое и неприхотливое обслуживание;
- обладать надежной защитой от разнообразных климатических условий (снег, дождь, град, сильные порывы ветра и т.д.);
- иметь высокий класс влагозащищенности (не менее IP55);
- обладать антивандальной защитой;
- потреблять минимум электроэнергии и при этом давать мощный световой поток;
Консольный светильник
продолжительный срок службы, как светильника, так и источников света; иметь простой дизайн и гармонично сочетаться с опорами
Особенно это важно (с эстетической точки зрения) для городских дорог: наличие оптической системы для создания направленного светового потока.. Наиболее часто осветительные приборы имеют подвесной способ крепления, что позволяет эффективно их закреплять на фасадах зданий или специальных опорах (светильники консольного типа)
Расстояние между столбами должно равняться 50 метрам, а их высота может варьироваться от 5 до 12 метров в зависимости от существующих потребностей
Наиболее часто осветительные приборы имеют подвесной способ крепления, что позволяет эффективно их закреплять на фасадах зданий или специальных опорах (светильники консольного типа). Расстояние между столбами должно равняться 50 метрам, а их высота может варьироваться от 5 до 12 метров в зависимости от существующих потребностей.
Ежегодные очистки и коэффициент эксплуатации
Коэффициент эксплуатации (MF)
показывает отношение средней освещённости на участке объекта — в данном случае дороги, создаваемой осветительной установкой к концу установленного срока эксплуатации, к средней освещённости на том же участке, создаваемой в начале эксплуатации. То есть если для светильника установлен срок эксплуатации в 10 лет, коэффициент эксплуатации показывает, на сколько уменьшится освещённость дороги от этого светильника по истечении этих 10 лет. Ранее для расчётов применялась аналогичная характеристика — коэффициент запаса, обратный по значению коэффициенту эксплуатации (MF = 1 / КЗ).
Коэффициент эксплуатации учитывает снижение светотехнических характеристик светильников вследствие загрязнения и старения светопрозрачных частей конструкции, а также вследствие деградации самих источников света и выхода из строя отдельных их частей (отдельных светодиодов, например). Для расчётов применяются следующие значения MF:
- 0,7 — для источников на основе металлогалогенных ламп;
- 0,75 — для источников на основе натриевых ламп;
- 0,8 — для светодиодных источников.
Но эти значения справедливы только в случае проведения регулярных очисток
осветительных приборов с периодичностью
не менее 2 раз в год
.
Непривычный «дневной» свет
Определить, применяется ли на конкретном участке дороги современное светодиодное освещение, можно по его цвету. Привычный многим ярко-желтый свет фонарей дают дуговые натриевые трубчатые лампы (ДНаТ), на которых работает почти три четверти всех дорожных светильников. На «белое» по восприятию светодиодное освещение приходится пока только около 16% от общего числа фонарей. Но их доля будет расти: правительством с 2022 года запланирован полный запрет на использование не энергоэффективных источников света.
По сравнению с самой распространенной натриевой лампой освещения ДНаТ 250 Вт даже типовой светодиодный светильник при одинаковых показателях по световому потоку потребляет вдвое меньше энергии. При этом так называемый белый дневной свет светодиодных светильников многими воспринимается непривычно, но по показателям цветопередачи светодиодные светильники в три раза лучше: в их лучах четче видны границы объектов и их естественный цвет.
Стоимость светодиодных светильников обычно в два-три раза выше натриевых ламп. Но за счет экономии электроэнергии окупаются они уже через три-четыре года и имеют, как правило, срок службы не менее 50 тыс. часов, что в три раза больше, чем срок службы светильников старого поколения. Помимо прямой экономии энергии, светодиодное освещение позволяет снизить затраты и на мощности линий энергообеспечения, и за счет возможности размещать столбы освещения дальше друг от друга.
Есть у светодиодных светильников и минусы. К примеру, несмотря на лучшую различимость объектов, на влажной дороге их свет может создавать так называемую «зебру», чередование участков с повышенной контрастностью сильной и слабой освещенности. Решается эта проблема, как правило, установкой оптических рассеивателей.
Особенности отдельных групп объектов
Независимо от интенсивности движения транспорта, средняя яркость покрытия магистральных дорог со скоростным движением за пределами города на основных подъездах к аэропортам, речным и морским портам должна быть не менее 1.6 кд/м².
По согласованию с администрацией города допускается увеличение значения средней яркости на 0.20 кд/м² или средней освещённости на 5 лк для улиц, дорог и площадей категории А (за исключением класса А1) и Б, а также вне города на подъездах к аэропортам, вокзалам, гипер- и супермаркетам.
Дороги и улицы с трамвайными и троллейбусными путями
Высота размещения светильников на улицах, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением следует принимать с учётом высоты подвешивания контактных проводов по СП 98.13330.2012. Но в любом случае высота установки светильников должна быть не менее 8 м до головки рельса для трамвайных путей и не менее 9 м от уровня проезжей части для троллейбусных маршрутов.
Расстояние по вертикали от проводов линий уличного освещения до поперечин контактной сети должно быть не менее 0.5 м.
Средняя освещённость и равномерность освещённости трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц должна соответствовать соответствующим значениям для этих улиц. Средняя освещённость на обособленном трамвайном пути должна быть не менее 6 лк, на посадочных площадках – 10 лк. Допускается не освещать обособленные трамвайные пути на перегонах вне городской застройки.
Дороги и улицы сельских поселений, садовых товариществ и дачных кооперативов
Для данной категории объектов нормируются средняя освещённость дорожного покрытия и её равномерность. Для главных улиц и площадей общественных и торговых центров средняя освещённость должна быть не менее 10 лк, для основных улиц жилой застройки — не менее 6 лк, для переулков — не менее 4 лк. Равномерность освещённости должна составлять не менее 0.25.
Для поселковых дорог и проездов на территории садовых товариществ и дачных кооперативов средняя освещённость дорожного покрытия должна быть не менее 2 лк при равномерности не менее 0.10.
Железнодорожные переезды
На участке дороги, прилегающим к железнодорожному переезду, нормы освещения должны соответствовать нормам, установленным для данной категории дороги. Но вот в границах переезда действует иной стандарт — освещение этих объектов регламентируется ГОСТ Р 54984. Нормируемая поверхность в данном случае находится на уровне настила переезда в его границах со стороны автомобильной дороги. Минимальный уровень освещённости — вне зависимости от категории переезда — 5 лк.
Пример расчета уличного освещения проезжей части в зоне жилой застройки
В основе расчета светодиодного уличного освещения автомобильной дороги лежит поиск расстояния между фонарями. Допустим, ширина дороги оставляет 6 метров, а устанавливаются консольные светильники Ziverd на столбы высотой 9 метров.
Формула достаточно простая:
F = L*K*π/N, где
F – искомое расстояние в метрах.
L – яркость дорожного покрытия. Рассчитываемая дорога относится к классу В3, для которой яркость покрытия равна 0,6 кд/м.кв.
K – коэффициент накаливания, который для светодиодного прибора равен 1.
π = 3,14.
N – коэффициент светового потока, который составит 0,05.
Расчет уличного освещения светодиодными светильниками с числовыми данными:
F = 0,6*1*3,14/0,05 = 37,68.
Таким образом, фонари нужно устанавливать каждые 37,68 метра.
Список нормативных документов
- ГОСТ Р 33382-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Техническая классификация
- ГОСТ Р 54984-2012 Освещение наружное объектов железнодорожного транспорта. Нормы и методы контроля
- ГОСТ Р 58107.1-2018 Освещение автомобильных дорог общего пользования. Нормы и методы расчёта
- Правила устройства электроустановок (ПУЭ), издание седьмое
- СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85)
- СП 52.13330.2016 Естественное и искусственное освещение (актуализированная редакция СНиП 23-05-95)
- СП 98.13330.2012 Трамвайные и троллейбусные линии (актуализированная редакция СНиП 2.05.09-90)
Смотрите также
- Уличные и магистральные светильники
- Аналоги светильников ГКУ
- Аналоги светильников ЖКУ
- Аналоги светильников РКУ
Готовые решения
Освещение дорог класса А1 К дорогам класса А1 относятся самые высоконагруженные магистрали. Поэтому к решениям по их освещению применяются самые строгие требования. Для приведённых здесь решений используются светильники высокой мощности с широкими КСС и большая высота подвеса. Освещение дорог класса А2 Решения по освещению дорог класса А2 аналогичны решениям для дорог А1, но здесь используются светильники меньшей мощности и большее расстояние между опорами, что делает их менее дорогими. Освещение дорог класса А3 В данной статье — 3 решения по освещению дорог класса А3 — магистральных дорог и улиц общегородского значения, используемых всеми видами транспорта. Проекты выполнены на основе светильников Pandora LED, Фокус и Ферекс. Освещение дорог класса А4 Экономные решения для освещения четырёхполосных дорог со средними энергозатратами на уровне 2 КВт/ч в год на квадратный метр проезжей части. Расчёты выполнены с использованием светильников Pandora LED, LEDeffect и Ферекс. Освещение дорог класса Б1 Решения по освещению дорог класса Б1 на светильниках LEDeffect, ЛидерЛайт и Ферекс. Хороший пример того, что больше — совершенно не всегда значит лучше. Освещение дорог класса Б2 Три решения для освещения дорог класса Б2 для расстояния между мачтами освещения от 30 до 45 метров на основе светильников Pandora LED, Ферекс и Фокус. Освещение дорог класса В1 Самые малонагруженные из приведённых среди наших решений четырёхполосные дороги. Светильники малой мощности и большое расстояние между опорами освещения позволяют сделать такие решения экономически эффективными как на этапе строительства, так и дальше. Освещение дорог класса В2 Экономичные решения по освещению небольших городских улиц на основе светильников Pandora LED, Ферекс и Фокус с расстановкой опор освещения с одной стороны дороги. Освещение дорог класса В3 Экономичные решения по освещению маленьких городских улиц с расчётной мощностью около 1 киловатта на 1 километр дорожного полотна. На основе светильников LEDeffect, ЛидерЛайт, Ферекс.
Сектор дорожного освещения: главные проблемы. Евгений Долин, генеральный директор НП ПСС
В своем докладе он рассказал коротко о работе некоммерческого партнерства, о результатах работы за последние годы и остановился на существующих проблемах в светотехнической отрасли. В частности, на документе «Тоннели железнодорожные и автодорожные». В нем регламентируется применение ламп ДНаТ. Это старая порочная практика, когда пытались регулировать через технологии.
Евгений Долин, НП ПСС
С этим боролись в санитарных нормах и правилах, с этим боролись в СНиПе, и это документ, который до сих пор действует. Так вот, в тоннелях Главгосэкспертиза не будет согласовывать светодиодное освещение дорог, руководствуясь этим пунктом. Но, что самое интересное, Главгосэкспертиза отказывается рассматривать проекты, сделанные в DIALux. Они требуют, чтобы программа была сертифицирована, но при этом они не говорят, на что она должна быть сертифицирована и у кого. Ситуацию надо менять.
Про освещение дорог и нормирование: в журнале Светотехника недавно вышла большая статья финских специалистов о необходимости пересмотра рекомендованных подходов к нормированию. Они говорят о том, что необходимо рассматривать оценки по уровню видимости, что нужно оценивать слепящее действие, спектральный состав, особенности сумеречного зрения. И те параметры, которые сейчас рассматриваться, для специалистов этого не достаточно. В этой статье выдвигается тезис, что все сегодняшние подходы к нормированию базируются на источниках света, имеющих обедненнный спектральный состав. А переход на светодиоды и металогалогенные лампы в корне меняет эту ситуацию.
Евгений Долин в своем докладе также сообщил, что члены НП ПСС приняли решение о создании системы добровольной сертификации в области светодиодов и систем на их основе. Эта система создается для того, чтобы была независимая структура, способная подтвердить параметры технических условий производителей, т. е. то, что они заявляют, приносят в Росавтодор или Управтодор. Эта система открыта для всех, не только для членов некоммерческого партнерства.