Описание наиболее распространенных неисправностей автомобильного электрообородования, разновидности поломок, диагностика и ремонт. Видео про неисправности.
Известно, что без топлива машина, работающая на двигателе внутреннего сгорания, далеко не уедет. Но и без электроэнергии тоже, которая нужна автомобилю не только для подзарядки смартфона, но и для того, чтобы элементарно завести мотор и создавать искры в свечах зажигания. Почему она иногда пропадает и где её тогда искать – тема этого обзора.
Разновидности поломок автоэлектроники
Система электроснабжения автомобиля устроена непросто и имеет в своём составе множество «гаджетов», оказывающих влияние друг от друга. Поэтому точно определить без специальной диагностики причину недостаточного напряжения в бортовой сети бывает затруднительно. Признаки, намекающие на одну неполадку в этой области, могут также подходить и к неисправности другого рода.
А примеров таких неполадок можно привести немало: от перегоревшей лампочки освещения до короткого замыкания в проводке, приведшему к пожару. В принципе, неисправности электрического оборудования машины можно разделить на четыре группы в зависимости от того, к какому типу относится вышедшая из строя деталь:
- источники электроэнергии: аккумулятор, генератор;
- потребители тока: электроприводы, световая и звуковая техника, АБС;
- устройства, управляющие электроникой автомобиля;
- электропроводка машины.
Кто составляет акт
Оформление данного документа происходит при участии специально созданной комиссии, в состав которой входит несколько человек (минимум двое). В ней обязательно должен присутствовать профильный специалист (мастер, техник, инженер и т.п.), а также сотрудники, имеющие непосредственное отношение к оборудованию, способные установить факт его неисправности и обрисовать события, предшествующие поломке. При необходимости к расследованию обстоятельств поломки могут быть привлечены эксперты из сторонних организаций.
Диагностика и ремонт
До того, как начать ремонт бортовой сети машины, нелишним будет выяснить, что именно сломалось. Делается это обычно путём диагностики с применением некоторых приспособлений и приборов, таких как:
- мультиметры;
- специализированные стенды для тестирования генераторов или стартёров;
- компьютерные автосканеры.
Причём, для таких устройств, как обмотки и катушки, относящиеся к реле или электромоторам, можно выделить три общие уязвимости:
- обрыв цепи – определяется с помощью мультиметра или контрольной лампы, подключаемой к источнику питания и тестируемой детали;
- межвитковый контакт, для выявления которого измеряется сопротивление на выводах обмотки и сравнивается с его номинальным значением;
- «пробой на массу», признаком которого является выявленная мультиметром электрическая связь между одним из контактов диагностируемой детали и «массы».
К слову сказать, выяснить, что именно сломалось в бортовой сети, подчас сложнее, чем провести её ремонт. Пожалуй, многие автолюбители способны своими руками заменить лампочку в машине или починить генератор. Но разобраться в запутанной электроцепи нередко затруднительно даже опытному мастеру.
Если причина неисправности бортовой сети до конца не выяснена или ремонт представляется очень уж сложным, то лучше всё-таки обратиться в автосервис. И если говорить об основных неисправностях электрооборудования, то прежде всего стоит разобрать те, которые относятся к одному из наиболее значимых для автомобиля устройств – аккумуляторной батареи.
Неисправности аккумулятора
В АКБ расположены шесть контейнеров, генерирующих напряжение, по два вольта каждый. Со временем находящиеся в этих сосудах пластины начинают осыпаться, ёмкость батареи снижаться, и агрегат порой вообще прекращает заряжаться. В основном, неполадки с аккумулятором проявляются в следующем:
- быстрая амортизация АКБ из-за недо- или перезаряда, что может быть следствием неправильной работы регулятора напряжения;
- саморазряд аккумулятора по причине уменьшения количества активной массы внутри него;
- окисление контактов, что может стать причиной разрыва электроцепи между АКБ и другим оборудованием автомобиля;
- повреждения в картере аккумулятора, через которые вытекает электролит.
При проверке работоспособности аккумуляторной батареи обычно используется мультиметр. Кроме того, ареометром определяется плотность находящегося в контейнерах электролита, а с помощью нагрузочной вилки выясняется способность АКБ работать при подключённом потребителе энергии.
Неисправности в электропроводке
Если защита сработала неожиданно и без всякой причины, то придется отключать все приборы и только тогда включать защитные устройства. При повторном срабатывании неисправность придется искать в электропроводке. Для начала следует проверить предохранители — может вся проблема только в них. Или повторно включить автоматическую защиту на электрощитке.
Неисправности в электропроводке могут быть результатом проявления целой цепочки причин и их последствий. Например:
- из-за ослабления контактного зажима в разъеме шнура питания в одном из электроприборов;
- мог сгореть предохранитель по причине короткого замыкания в одном из электроприборов.
Следует помнить, что замену перегоревшего предохранителя или повторное включение автоматической защиты можно производить только после устранения причины, вызвавшей короткое замыкание.
Повреждения электропроводки вызываются, как правило, токовой перегрузкой при неисправной защите. Основные причины замыканий таковы:
- повреждение изоляции токоведущих жил и элементов приборов,
- их ненадежное крепление и соединение между собой или заземленными трубами отопления, газо- и водоснабжения, с корпусами заземленных приборов.
Неполадки с генератором
Аккумуляторная батарея и генераторная установка во многом зависят друг от друга, потому поломка одного из этих устройств может весьма негативно сказаться на работе другого. Так, если ГУ перестаёт выдавать ток, то единственным источником электроэнергии для машины остаётся АКБ. Когда и её ресурс будет исчерпан, автомобиль «зависнет» совсем.
Определить неполадки с генератором можно по непривычному шуму, причиной которого являются износ подшипников и контактных колец, а также деформация креплений, фиксирующих установку на месте её расположения. К основным неисправностям этого агрегата относятся:
- чрезмерное натяжение, снижение упругости или обрыв приводного ремня;
- сильный износ щёток и ламелей по причине долгой работы или сложных условий эксплуатации;
- рассыпание подшипников из-за нехватки смазки или низкого качества деталей;
- неполадки с обмотками: обрывы цепи, межвитковое замыкание или «пробой на массу»;
- выход их строя диодов выпрямителя из-за их низкого качества или повышенного напряжения в сети автомобиля.
Связанные с генераторами неполадки можно выявить в ходе диагностики по рисунку осциллограммы выходного напряжения. Для этого обычно используется мотор-тестер.
Как найти дефект
Для поиска неисправности электропроводки можно действовать по методу выделения из общей схемы подозреваемых участков на основании проявляющихся последствий и причин, которые могли их вызвать.
При этом первоочередной проверке следует подвергать те, которые проверяются простыми средствами.
Концы проводов, выходящие из каналов строительных конструкций, имеют запас, который позволяет после излома на конце один-два раза провести повторную зачистку изоляции для укрепления проводов в контактном зажиме.
Если после излома электропровод не доходит до зажима, его необходимо нарастить отрезком другого провода.
Следует помнить, что соединение медных жил проводят пайкой, алюминиевые жилы можно соединить трубкой, имеющей у концов винтовые зажимы. Трубка должна быть стальной с антикоррозийным покрытием. Места таких соединений изолируются хлорвиниловой трубкой или изолентой.
Повреждения электропроводки вызываются, как правило, механическими воздействиями — тугим входом-выходом штепсельных вилок из розеток. Для поиска неисправности электропроводки можно действовать по методу выделения из общей схемы подозреваемых участков на основании проявляющихся последствий причин, которые могли их вызвать.
Причиной выхода электропроводки из строя является то, что электророзетки установлены в квартире стационарно, а вилками комплектуется каждый электроприбор индивидуально. Поэтому нужно следить за тем, чтобы вилка и розетка были в одинаковом исполнении.
Питание переносных электроприемников переменного тока следует выполнять от сети напряжением не выше 380/220 В. Старые розетки штепсельного соединителя с новыми вилками не создают надежного контакта из-за отсутствия пружинящей части (паза) на вилках. Если штепсельную вилку старой конструкции включить в розетку современного типа, то гнезда розетки сдавят разрезанные штифты вилки. Повторное использование такой вилки станет опасным из-за плохого контактного соединения.
Учитывая то, что все современные бытовые приборы снабжаются вилочной частью нового образца и сравнительно небольшую стоимость розеток, следует отказаться от эксплуатации старых штепсельных соединителей или воспользоваться вилками- разветвителями (так называемыми «тройниками»).
Кроме этого в некоторых приборах зарубежного производства конструкция вилок отличается от отечественных (плоские штифты и т.д.). Для их применения нужно приобрести специальные переходные устройства (если их не было в комплекте оборудования).
Повреждения электропроводки вызываются, как правило, включением неисправных электроприборов. Если включение в сеть электроприбора вызвало мгновенное отключение защиты, то, скорее всего, неисправен этот прибор.
Если же защита сработала неожиданно и без всякой причины, то придется отключить все электроприборы и только тогда включать защитные устройства. При их повторном срабатывании неисправность придется искать в электропроводке.
Обрывы часто возникают даже в гибких шнурах питания эл.приборов у выхода их из вилки или корпуса прибора. На этих участках шнура, внутри его изоляции, может возникнуть электрическая дуга, способная вызвать прожог изоляции и короткое замыкание.
Перегрузка проводов проводки током от включения приборов, потребляющих мощность, превышающую расчетную для проводки, может вызвать её возгорание. Поэтому исправность защитных устройств является важнейшим условием безопасной эксплуатации эл.проводки.
Если неожиданно погасла люстра или потолочный светильник Неисправности могут быть по следующим причинам:
- замкнулись концы проводов, и произошло перегорание предохранителей — по этой причине погасла люстра;
- однако люстра могла погаснуть и от перегорания электролампочки;
- обрыв в цепи электропроводки в месте выхода проводов из канала потолочного перекрытия у люстры из-за её частого раскачивания при протирке пыли или при смене электроламп.
«Стартёр заел»
В своё время Владимир Высоцкий пел о том, что если «стартёр заел», то это уже «не езда, а ёрзанье». В принципе, автомобиль и со сломанным пускателем можно завести, но только с «толкача» или буксира.
Насколько электростартер исправен, можно определить по его амперажу и частоте вращения вала этой детали на холостых оборотах. Основные неполадки пускателя:
- образование нагара на контактах тягового реле и перемычки;
- деформация, окисление коллектора якоря или появление на нём налёта;
- контактирование обмотки: на рамках якоря – с «массой», на коллекторе – между витками;
- сильный износ щёток или их повреждение;
- заклинивание щёток на креплениях из-за поломки или наслоений.
Неполадки в системе зажигания
Около 10-12% неисправностей электрооборудования автомобиля относятся к системе зажигания. И в 80% такие неполадки приводят к увеличению расхода топлива на 5-6%, а также снижению мощности мотора, который может просто заглохнуть на ходу. Какому автовладельцу это понравится?
Наиболее характерной поломкой для системы зажигания является отсутствие искры на свече. Но не исключены и другие:
- нарушение изоляции высоковольтных проводов;
- перегорание свечных наконечников или появление на них наслоений;
- возникновение налёта на конусе свечи зажигания;
- повреждение изолятора свечи;
- обрыв в 12-вольтной цепи, питающей прерыватель и первичную обмотку катушки зажигания.
О состоянии системы зажигания можно судить по параметрам работы её свечей или первичному напряжению на катушке, для определения которых применяются осциллограф и мотор-тестер. Ремонт же этого комплекса заключается в замене неисправных деталей и налаживанию повреждённых контактов.
Внешние признаки неисправности электрооборудования
Повреждения электропроводки и ее элементов могут происходить из-за небрежного или неосторожного с ней обращения, в результате некачественного выполнения монтажных работ, при физическом износе проводов и кабелей.
При техническом обслуживании внутренних электропроводок проверяют состояние проводов и кабелей и их изоляции, натяжение и закрепление проводов на роликах и изоляторах. Обвисшие и незакрепленные провода и кабели подтягивают и надежно закрепляют. При обнаружении поврежденных роликов, изоляторов, изоляционных трубок, фарфоровых воронок и втулок их немедленно заменяют другими. Поврежденные участки проводки заменяют новыми. Если повреждена изоляция! проводов, допускается поврежденный участок проводки изолировать липкой изоляционной лентой или трубкой из изолирующего материала.
При ремонте помещения не допускается замазывание проводки известью, побелкой или закрашивание краской, так как попадание на провода воды и растворителей краски ухудшают их изоляцию, что может привести к короткому замыканию. Вода проникает в трещины, впитывается в гигроскопические материалы, смешивается с грязью, растворяет кислоты и щелочи, образуя электролиты. Последние разрушают не только изоляционные материалы, но и металлы.
Не допускается завешивать провода коврами, портьерами, гардинами и другими легковоспламеняющимися материалами. Нельзя подвешивать провода на гвозди, оттягивать их проволокой или веревкой.
Электропроводку и ее элементы периодически осматривают и проверяют. Количество периодических осмотров электропроводки зависит от ее конструктивного исполнения и характеристики помещения. Выявленные при осмотре неисправности, дефекты, повреждения устраняют немедленно.
Электроустановочные устройства
К электроустановочным устройствам относятся:
штепсельные розетки, выключатели, вилки, патроны, предохранители и т. п.
Неисправности электроустановочных устройств.
Характерной неисправностью выключателей является механическое заедание рычажка или клавиши. При осмотре выключателя могут быть обнаружены отломанные контактные пружины, подгоревшие контактные пластины, обломанные пластмассовые детали, трещины в основаниях и крышках. Как правило, такие выключатели ремонту не подлежат и заменяются новыми.
В штепсельных розетках со временем ослабевают пружины, сжимающие контактные гнезда, в результате чего штепсельное соединение нагревается, контакты покрываются нагаром и оплавляются. Для надежной работы штепсельного соединения необходимо сжать или заменить пружины и обеспечить контакт, при котором штифты штепсельных вилок плотно держатся в гнездах розетки. При отсутствии запасных сжимных пружин, наличии трещин и сколов в основании и крышке штепсельные розетки подлежат замене.
При выдергивании штепсельной вилки из скрытой розетки она может выпасть вместе с проводами из коробки. Вставлять ее обратно можно, только предварительно обесточив электросеть. При закреплении штепсельной розетки в коробке необходимо следить за тем, чтобы провода не попали под распорные лапки. Винты крепления лапок завинчивают поочередно и равномерно.
Использование тройников. Иногда в одну розетку через тройник-разветвитель подключают одновременно несколько мощных электроприборов. Этого делать не рекомендуется, так как большая нагрузка на подводящие к розетке провода приводит к перегреву последних и быстрому высыханию изоляции.
Светильники с лампами накаливания
Наиболее распространенной неисправностью осветительной сети является перегорание электрической лампочки. Для проверки лампы накаливания необходимо воспользоваться заведомо исправной лампой. Если такая замена не дает положительного результата, причину следует искать в патроне. Необходимо проверить, имеется ли касание цоколя с центральным контактом. При необходимости его нужно немного отогнуть. При плохом контакте «цоколь-патрон» возможны приваривание цоколя лампы к патрону, перегрев лампы патрона, светильника и подводящих проводов. При наличии механических поломок контактных стоек, обгорании пластмассовых корпусов, наличии трещин и сколов патрон необходимо заменить на заведомо исправный.
Лампы накаливания часто не выворачиваются из патрона из-за того, что заржавел цоколь или приварился центральный контакт. Применение большого усилия приводит, как правило, к отрыву цоколя. В этом случае необходимо обесточить электросеть, вывернув предохранительные пробки или отключив автоматические выключатели. Затем, осторожно вращая колбу лампы, отрывают проволочки, на которых она висит. Плоскогубцами выворачивают оставшийся в патроне цоколь лампы. В тех случаях, когда не удается вывинтить цоколь, разбирают патрон.
При перезарядке патрона необходимо тщательно проводить оконцовку проводов. После зачистки от изоляции многожильный провод скручивают, чтобы не было торчащих в стороны проволочек. Затем круглогубцами формуют колечко, желательно колечко облудить. Место зачистки изоляции и провод до колечка обматывают изоляционной лентой. Правильная перезарядка необходима и при присоединении проводов и шнуров к бытовым электроприборам. В случае неаккуратной оконцовки проводов возможно короткое замыкание между торчащими жилами или достаточно одному проводку из колечка коснуться наружных частей арматуры, чтобы при прикосновении к ним человек попал под напряжение.
Светильники с люминесцентными лампами
Люминесцентные светильники представляют собой сложное устройство со многими конструктивными элементами и большим количеством контактов. Поэтому неполадки при эксплуатации ламп бывают очень разнообразными. Возможные неполадки в работе люминесцентных ламп и способы их устранения приведены в табл. 38.
Люминесцентные лампы вынимают из патронов с большой осторожностью, чтобы не повредить цоколь и не разбить стекло лампы, так как в лампе находятся пары ртути, которые являются очень токсичными.
При эксплуатации люминесцентных ламп необходимо знать, что характер газового разряда в значительной степени определяется величиной давления газа или паров, в которых происходит разряд. При понижении температуры давление паров в лампе падает и процесс зажигания и горения лампы ухудшается, а при температуре ниже 5°С лампа вообще не зажигается.
Оптимальной температурой эксплуатации люминесцентных ламп является температура 20-25″ С.
Техническое обслуживание светильников, как правило, проводят одновременно с техническим обслуживанием электропроводок.
Таблица 38. Возможные неисправности в светильниках с люминесцентными лампами, причины и способы их устранения
Неисправность
Причина
Способ обнаружения неисправности
Способ устранения неисправности
Лампа не зажигается
Лампа не зажигается На концах лампы нет свечения
На патроне светильника со стороны питающей сети нет напряжения, низкое напряжение сети
Плохой контакт между штырьками лампы и контактами патрона или между штырьками стартера и контактами стартеродержателя Неисправность лампы, обрыв или перегорание нитей Неисправность стартера — стартер не замыкает цепь накала катодов лампы Неисправность в электрической схеме светильника
Неисправность ПРА (пускорегулирующей аппаратуры)
Проверить индикатором или вольтметром наличие и величину напряжения Пошевелить в стороны лампу и стартер в их держателях
Установить заведомо исправную лампу Отсутствует свечение в стартере
Проверить все соединения в схеме
Если обрыва проводов, нарушения контактных соединений и
Проверить питающую сеть и обеспечить нормальное напряжение Обеспечить хороший контакт
Заменить лампу Заменить стартер
Устранить обнаруженные неисправности Заменить ПРА
Лампа не зажигается Концы лампы светятся
Лампа мигает, но не зажигается, имеется свечение на одном конце
Лампа не мигает и не зажигается, свечение имеется на обоих концах электрода Лампа мигает и не зажигается
При включении лампы на ее концах наблюдается оранжевое
Ошибки в схеме; замыкание в цепи или патроне, закорачивающие лампу; замыкание выводов электродов лампы
Ошибка в схеме, неисправность стартера (пробой конденсатора для подавления радиопомех или залипание контактов стартера) Неисправен стартер; ошибки в схеме; низкое напряжение сети; потеря эмиссии электродов лампы
Неисправна лампа, в лампу попал воздух
ошибок в схеме не обнаружено, то, очевидно, неисправен ПРА Вынуть стартер, свечение с обоих концов прекратится Лампу вынимают и вставляют в светильник, поменяв местами концы лампы. Если светится ранее несветящийся электрод, то лампа исправна Свечение отсутствует на том же конце лампы Установить исправный стартер
Проверить вольтметром напряжение сети
Проверить, есть ли замыкание в патроне со стороны несветящегося электрода. Если замыкание не обнаружено, проверить схему соединений Заменить лампу
Заменить стартер; заменить лампу; обеспечить нормальное напряжение сети Заменить лампу
свечение, через некоторое время свечение исчезает и лампа не зажигается Лампа попеременно зажигается и гаснет
При включении лампы перегорают спирали ее электродов
Лампа зажигается, но через несколько часов работы появляется почернение ее концов
Лампа зажигается, при ее горении начинается вращение разрядного шнура и проявляются перемещающиеся спиральные и змеевидные полосы
Неисправность ПРА (нарушена изоляция или межвитковое замыкание в обмотке), в электрической схеме имеется замыкание на корпус
Замыкание на корпус светильника в электрической схеме Неисправность ПРА
Неисправна лампа; сильные колебания напряжения сети, неплотные контакты; лампа охватывает магнитные силовые линии рассеяния ПРА
Произвести тщательный осмотр электрической схемы; проверить изоляцию проводки по отношению к корпусу светильника Проверить изоляцию проводки Амперметром проверить величину пускового и рабочего тока
Заменить лампу, если мигание продолжается, то заменить стартер Заменить ПРА, устранить замыкание
Устранить замыкание на корпус Если сила тока превосходит нормальные величины, заменить ПРА Заменить лампу; проверить напряжение сети; проверить контактные соединения; заменить ПРА
В состав работ по техническому обслуживанию светильников входят следующие операции:
- проверка крепления, состояния крюков и кронштейнов;
- проверка соответствия мощности установленных ламп;
- проверка состояния изоляции проводов в местах ввода их в светильники и в местах оконцевания их;
- удаление пыли и грязи с арматуры светильников;
- снятие стекол и электроламп и их промывка;
- замена стекол, имеющих трещины и сколы;
- снятие корпуса патрона, зачистка контактов, подтягивание ослабевших зажимов;
- осмотр состояния осветительной арматуры и замена неисправных деталей;
- окраска металлических частей арматуры.
Все виды работ проводят при отключенном напряжении.
Соединительные шнуры и штепсельные вилки
Неисправности шнура. Наиболее часто во время эксплуатации изнашивается и повреждается присоединительный шнур электроприемника. Основными неисправностями соединительных шнуров являются излом или обрыв жил проводников, а также нарушение изоляции, в результате чего возможно короткое замыкание. Поэтому перед каждым включением проверяют состояние изоляции и оплетки шнура, особенно в местах входа его в вилку, штепсельный разъем или в прибор. Шнур или гибкий провод не должен перекручиваться, на нем не должны образовываться узлы, закрутки и т. д. В таких местах изоляция шнура быстро изнашивается, и оголяются токоведущие жилы. Оголенные места шнура тщательно изолируются. Если оголенных мест много, то шнур полностью заменяют.
Обрыв токоведущих жил по длине устраняют путем перезарядки шнура. Для этого шнур в месте обрыва или излома жилы разрезают разбежкой 10—20 мм, жилы зачищают и соединяют. Каждую жилу изолируют в отдельности, а затем накладывают общую изоляцию. При повреждении шнура в месте ввода в электроприбор конец шнура с контактными кольцами укорачивают на 60-80 мм, зачищают концы шнура от изоляции на длину 20-25 мм и делают контактные кольца, которые затем желательно облудить. Концы шнура с контактными кольцами покрывают на длине 10 мм изоляционной лентой так, чтобы из изоляции выступало кольцо, после чего шнур подсоединяют к прибору.
Характерными неисправностями штепсельной вилки являются:
- обрыв (излом) шнура при входе в корпус вилки;
- ненадежный контакт оконцованного провода с контактным штырем;
- окисление и коррозия контактного штыря.
Квартирные щитки
При осмотрах квартирных щитков необходимо обращать внимание на состояние контактов в местах присоединения проводов. Ненадежное соединение приводит к нагреву и обгоранию контакта, разрушению изоляции и образованию искрения. Такие контакты очищают от копоти и туго затягивают.
Автоматические выключатели, ПАРы и плавкие вставки предохранителей должны соответствовать нагрузкам и сечениям проводов и кабелей. Не подлежат ремонту и заменяются новыми аппараты защиты с поврежденными корпусами.
Квартирные щитки со шкафами должны иметь исправные замки, надежное уплотнение дверей. Не разрешается хранить в этих шкафах посторонние предметы.
Электросчетчики не должны иметь повреждение корпуса, смотровых стекол, клеммных крышек и др. На счетчике устанавливают две пломбы: одну — на винтах, крепящих кожух счетчика, другую — на клеммной крышке при установке или замене счетчика.
Исправность счетчика можно определить по вращению его диска. При отключении диск счетчика должен останавливаться, совершив не более одного оборота. Если же диск после отключения всех токоприемников продолжает вращаться, то счетчик следует снять и перепроверить в соответствующих организациях. Если же счетчик окажется исправным, но при отключенной нагрузке диск продолжает вращаться, то это значит, что изоляция электропроводника повреждена и имеет место значительная утечка тока. В этом случае необходимо прекратить пользование электроэнергией, установить место повреждение проводки и исключить утечку электроэнергии.
Эксплуатация электропроводки с повышенными токами утечки опасна с пожарной точки зрения (возможно возгорание строения), и с точки зрения электробезопасности, так как под напряжением могут оказаться сырые стены здания.
Определить правильность показания счетчика можно и в домашних условиях. Для этого отключают все светильники, нагревательные приборы и другие потребители. На 10—15 минут включают один потребитель с заведомо известной мощностью, например электролампу, и определяют фактический расход электроэнергии, который должен совпадать с показаниями счетчика с учетом погрешности последнего.
Внешними признаками перегрузки счетчика являются специфический запах подгоревшей изоляции, ненормальное гудение счетчика, пожелтение стекла смотрового окошка.
Жужжание счетчика, если оно не сопровождается самоходом, не является признаком его неисправности.
Срабатывание средств защиты происходит из-за коротких замыканий в электропроводке и токоприемниках или от перегрузки.
Чтобы быстро и точно определить место замыкания, пользуются методом последовательного включения нагрузок. Для этого отключают все электроприемники. Заменяют сгоревшую пробку, включают ПАР или автоматический выключатель. Если защита опять срабатывает сразу, то наиболее вероятным местом короткого замыкания является электропроводка или штепсельная розетка. Если срабатывание защиты сразу не произойдет, то поочередно включают осветительные приборы, затем другие токоприемники до возникновения короткого замыкания. В светильниках повреждение чаще всего бывает в патронах. В том случае, когда защита срабатывает через некоторое время после включения нагрузки, необходимо отключить часть электроприемников (уменьшить нагрузку), так как в этом случае нагрузка сети превышает ток срабатывания защиты.
Нельзя ставить вместо заводской пробки проволочные перемычки (жучки), так как они не сгорают даже при больших токах, в результате чего может загореться изоляция и произойти пожар.
Перед включением в сеть любого бытового электроприбора убеждаются, что напряжение, на которое рассчитан прибор, соответствует напряжению электросети. Нельзя включать в сеть приборы, не соответствующие напряжению сети. Перед включением в сеть нового прибора следует обратить внимание на потребляемый ими ток или мощность и подсчитать, выдержат ли предохранители и электропроводка включение этих приборов.
Профилактические испытания электропроводок
При испытаниях проверяют целостность жил и правильность фазировки — подключение фазы на выключатель и на центральный контакт патрона.
Не реже одного раза в три года проверяют изоляцию электропроводки мегомметром напряжением 500 или 1000 В. Сопротивление изоляции измеряют между каждым проводом и землей. Наименьшее сопротивление изоляции — 0,5 МОм. Если сопротивление меньше 0,5 МОм, то необходимо определить причину и исправить поврежденную часть электропроводки.
Характерные неисправности электрооборудования и способы их устранения
Внешними признаками неисправности электропроводки является перегорание предохранителей или автоматических защитных устройств и появление специфичного запаха горелой изоляции, иногда искрение или перегрев проводки.
Повреждения электропроводки и ее элементов могут происходить из-за небрежного или неосторожного с ней обращения, в результате некачественного выполнения монтажных работ, при физическом износе проводов и кабелей.
При техническом обслуживании внутренних электропроводок проверяют состояние проводов и кабелей и их изоляции, натяжение и закрепление проводов на роликах и изоляторах. Обвисшие и незакрепленные провода и кабели подтягивают и надежно закрепляют. При обнаружении поврежденных роликов, изоляторов, изоляционных трубок, фарфоровых воронок и втулок их немедленно заменяют другими. Поврежденные участки проводки заменяют новыми. Если повреждена изоляция проводов, допускается поврежденный участок проводки изолировать липкой изоляционной лентой или трубкой из изолирующего материала.
При ремонте помещения не допускается замазывание проводки известью, побелкой или закрашивание краской, так как попадание на провода воды и растворителей краски ухудшают их изоляцию, что может привести к короткому замыканию. Вода проникает в трещины, впитывается в гигроскопические материалы, смешивается с грязью, растворяет кислоты и щелочи, образуя электролиты. Последние разрушают не только изоляционные материалы, но и металлы.
Не допускается завешивать провода коврами, портьерами, гардинами и другими легковоспламеняющимися материалами. Нельзя подвешивать провода на гвозди, оттягивать их проволокой или веревкой.
Электропроводку и ее элементы периодически осматривают и проверяют. Количество периодических осмотров электропроводки зависит от ее конструктивного исполнения и характеристики помещения. Выявленные при осмотре неисправности, дефекты, повреждения устраняют немедленно.
К электроустановочным устройствам относятся: штепсельные розетки, выключатели, вилки, патроны, предохранители и т. п.
Неисправности электроустановочных устройств.
Характерной неисправностью выключателей является механическое заедание рычажка или клавиши. При осмотре выключателя могут быть обнаружены отломанные контактные пружины, подгоревшие контактные пластины, обломанные пластмассовые детали, трещины в основаниях и крышках. Как правило, такие выключатели ремонту не подлежат и заменяются новыми.
В штепсельных розетках со временем ослабевают пружины, сжимающие контактные гнезда, в результате чего штепсельное соединение нагревается, контакты покрываются нагаром и оплавляются. Для надежной работы штепсельного соединения необходимо сжать или заменить пружины и обеспечить контакт, при котором штифты штепсельных вилок плотно держатся в гнездах розетки. При отсутствии запасных сжимных пружин, наличии трещин и сколов в основании и крышке штепсельные розетки подлежат замене.
При выдергивании штепсельной вилки из скрытой розетки она может выпасть вместе с проводами из коробки. Вставлять ее обратно можно, только предварительно обесточив электросеть. При закреплении штепсельной розетки в коробке необходимо следить за тем, чтобы провода не попали под распорные лапки. Винты крепления лапок завинчивают поочередно и равномерно.
Использование тройников. Иногда в одну розетку через тройник-разветвитель подключают одновременно несколько мощных электроприборов. Этого делать не рекомендуется, так как большая нагрузка на подводящие к розетке провода приводит к перегреву последних и быстрому высыханию изоляции.
Светильники с лампами накаливания
Наиболее распространенной неисправностью осветительной сети является перегорание электрической лампочки. Для проверки лампы накаливания необходимо воспользоваться заведомо исправной лампой. Если такая замена не дает положительного результата, причину следует искать в патроне. Необходимо проверить, имеется ли касание цоколя с центральным контактом. При необходимости его нужно немного отогнуть. При плохом контакте «цоколь-патрон» возможны приваривание цоколя лампы к патрону, перегрев лампы патрона, светильника и подводящих проводов. При наличии механических поломок контактных стоек, обгорании пластмассовых корпусов, наличии трещин и сколов патрон необходимо заменить на заведомо исправный.
Лампы накаливания часто не выворачиваются из патрона из-за того, что заржавел цоколь или приварился центральный контакт. Применение большого усилия приводит, как правило, к отрыву цоколя. В этом случае необходимо обесточить электросеть, вывернув предохранительные пробки или отключив автоматические выключатели. Затем, осторожно вращая колбу лампы, отрывают проволочки, на которых она висит. Плоскогубцами выворачивают оставшийся в патроне цоколь лампы. В тех случаях, когда не удается вывинтить цоколь, разбирают патрон.
При перезарядке патрона необходимо тщательно проводить оконцовку проводов. После зачистки от изоляции многожильный провод скручивают, чтобы не было торчащих в стороны проволочек. Затем круглогубцами формуют колечко, желательно колечко облудить. Место зачистки изоляции и провод до колечка обматывают изоляционной лентой. Правильная перезарядка необходима и при присоединении проводов и шнуров к бытовым электроприборам. В случае неаккуратной оконцовки проводов возможно короткое замыкание между торчащими жилами или достаточно одному проводку из колечка коснуться наружных частей арматуры, чтобы при прикосновении к ним человек попал под напряжение.
Светильники с люминесцентными лампами
Люминесцентные светильники представляют собой сложное устройство со многими конструктивными элементами и большим количеством контактов. Поэтому неполадки при эксплуатации ламп бывают очень разнообразными. Возможные неполадки в работе люминесцентных ламп и способы их устранения приведены в табл. 38.
Люминесцентные лампы вынимают из патронов с большой осторожностью, чтобы не повредить цоколь и не разбить стекло лампы, так как в лампе находятся пары ртути, которые являются очень токсичными.
Таблица 39. Возможные неисправности в светильниках с люминесцентными лампами, причины и способы их устранения
При эксплуатации люминесцентных ламп необходимо знать, что характер газового разряда в значительной степени определяется величиной давления газа или паров, в которых происходит разряд. При понижении температуры давление паров в лампе падает и процесс зажигания и горения лампы ухудшается, а при температуре ниже 5 °C лампа вообще не зажигается.
Оптимальной температурой эксплуатации люминесцентных ламп является температура 20–25 С.
Техническое обслуживание светильников, как правило, проводят одновременно с техническим обслуживанием электропроводок.
В состав работ по техническому обслуживанию светильников входят следующие операции:
• проверка крепления, состояния крюков и кронштейнов;
• проверка соответствия мощности установленных ламп;
• проверка состояния изоляции проводов в местах ввода их в светильники и в местах оконцевания их;
• удаление пыли и грязи с арматуры светильников;
• снятие стекол и электроламп и их промывка;
• замена стекол, имеющих трещины и сколы;
• снятие корпуса патрона, зачистка контактов, подтягивание ослабевших зажимов;
• осмотр состояния осветительной арматуры и замена неисправных деталей;
• окраска металлических частей арматуры.
Все виды работ проводят при отключенном напряжении.
Соединительные шнуры и штепсельные вилки
Неисправности шнура. Наиболее часто во время эксплуатации изнашивается и повреждается присоединительный шнур электроприемника. Основными неисправностями соединительных шнуров являются излом или обрыв жил проводников, а также нарушение изоляции, в результате чего возможно короткое замыкание. Поэтому перед каждым включением проверяют состояние изоляции и оплетки шнура, особенно в местах входа его в вилку, штепсельный разъем или в прибор. Шнур или гибкий провод не должен перекручиваться, на нем не должны образовываться узлы, закрутки и т. д. В таких местах изоляция шнура быстро изнашивается, и оголяются токоведущие жилы. Оголенные места шнура тщательно изолируются. Если оголенных мест много, то шнур полностью заменяют.
Обрыв токоведущих жил по длине устраняют путем перезарядки шнура. Для этого шнур в месте обрыва или излома жилы разрезают разбежкой 10–20 мм, жилы зачищают и соединяют. Каждую жилу изолируют в отдельности, а затем накладывают общую изоляцию. При повреждении шнура в месте ввода в электроприбор конец шнура с контактными кольцами укорачивают на 60–80 мм, зачищают концы шнура от изоляции на длину 20–25 мм и делают контактные кольца, которые затем желательно облудить. Концы шнура с контактными кольцами покрывают на длине 10 мм изоляционной лентой так, чтобы из изоляции выступало кольцо, после чего шнур подсоединяют к прибору.
Характерными неисправностями штепсельной вилки являются:
• обрыв (излом) шнура при входе в корпус вилки;
• ненадежный контакт оконцованного провода с контактным штырем;
• окисление и коррозия контактного штыря.
При осмотрах квартирных щитков необходимо обращать внимание на состояние контактов в местах присоединения проводов. Ненадежное соединение приводит к нагреву и обгоранию контакта, разрушению изоляции и образованию искрения. Такие контакты очищают от копоти и туго затягивают.
Автоматические выключатели, ПАРы и плавкие вставки предохранителей должны соответствовать нагрузкам и сечениям проводов и кабелей. Не подлежат ремонту и заменяются новыми аппараты защиты с поврежденными корпусами.
Квартирные щитки со шкафами должны иметь исправные замки, надежное уплотнение дверей. Не разрешается хранить в этих шкафах посторонние предметы.
Электросчетчики не должны иметь повреждение корпуса, смотровых стекол, клеммных крышек и др. На счетчике устанавливают две пломбы: одну – на винтах, крепящих кожух счетчика, другую – на клеммной крышке при установке или замене счетчика.
Исправность счетчика можно определить по вращению его диска. При отключении диск счетчика должен останавливаться, совершив не более одного оборота. Если же диск после отключения всех токоприемников продолжает вращаться, то счетчик следует снять и перепроверить в соответствующих организациях. Если же счетчик окажется исправным, но при отключенной нагрузке диск продолжает вращаться, то это значит, что изоляция электропроводника повреждена и имеет место значительная утечка тока. В этом случае необходимо прекратить пользование электроэнергией, установить место повреждение проводки и исключить утечку электроэнергии.
Эксплуатация электропроводки с повышенными токами утечки опасна с пожарной точки зрения (возможно возгорание строения), и с точки зрения электробезопасности, так как под напряжением могут оказаться сырые стены здания.
Определить правильность показания счетчика можно и в домашних условиях. Для этого отключают все светильники, нагревательные приборы и другие потребители. На 10–15 минут включают один потребитель с заведомо известной мощностью, например электролампу, и определяют фактический расход электроэнергии, который должен совпадать с показаниями счетчика с учетом погрешности последнего.
Внешними признаками перегрузки счетчика являются специфический запах подгоревшей изоляции, ненормальное гудение счетчика, пожелтение стекла смотрового окошка.
Жужжание счетчика, если оно не сопровождается самоходом, не является признаком его неисправности.
Срабатывание средств защиты происходит из-за коротких замыканий в электропроводке и токоприемниках или от перегрузки.
Чтобы быстро и точно определить место замыкания, пользуются методом последовательного включения нагрузок. Для этого отключают все электроприемники. Заменяют сгоревшую пробку, включают ПАР или автоматический выключатель. Если защита опять срабатывает сразу, то наиболее вероятным местом короткого замыкания является электропроводка или штепсельная розетка. Если срабатывание защиты сразу не произойдет, то поочередно включают осветительные приборы, затем другие токоприемники до возникновения короткого замыкания. В светильниках повреждение чаще всего бывает в патронах. В том случае, когда защита срабатывает через некоторое время после включения нагрузки, необходимо отключить часть электроприемников (уменьшить нагрузку), так как в этом случае нагрузка сети превышает ток срабатывания защиты.
Нельзя ставить вместо заводской пробки проволочные перемычки (жучки), так как они не сгорают даже при больших токах, в результате чего может загореться изоляция и произойти пожар.
Перед включением в сеть любого бытового электроприбора убеждаются, что напряжение, на которое рассчитан прибор, соответствует напряжению электросети. Нельзя включать в сеть приборы, не соответствующие напряжению сети. Перед включением в сеть нового прибора следует обратить внимание на потребляемый ими ток или мощность и подсчитать, выдержат ли предохранители и электропроводка включение этих приборов.
Профилактические испытания электропроводок
При испытаниях проверяют целостность жил и правильность фазировки – подключение фазы на выключатель и на центральный контакт патрона.
Не реже одного раза в три года проверяют изоляцию электропроводки мегомметром напряжением 500 или 1000 В. Сопротивление изоляции измеряют между каждым проводом и землей. Наименьшее сопротивление изоляции – 0,5 МОм. Если сопротивление меньше 0,5 МОм, то необходимо определить причину и исправить поврежденную часть электропроводки.
Неисправности ЭСУД
Электронная система управления двигателем, или сокращённо ЭСУД, тоже порой ломается. Будучи связанной с мотором дизельного типа, она может быть подвержена таким неисправностям, как обрывы проводки и потеря связи с датчиками. При наличии бензинового ДВС этот перечень будет иметь следующий вид:
- до 35% поломок в данном случае приходится на обрывы проводов и потери связи датчиков с электронным блоком управления;
- до 22% – неполадки с топливным насосом: заклинивание якоря и щёток, контакты между витками обмотки или её обрыв;
- до 9% – неисправности, связанные с проводами электромагнитной форсунки: пробои, обрывы, ненужные контакты.
Хорошим подспорьем для владельца транспортного средства служит система самодиагностики автомобиля, фиксирующая и заносящая в память сведения о возможных неполадках в работе машины. При некоторых из них загорается индикатор «Check engine».
Записанные системой коды неисправностей считываются с помощью ноутбука, подключаемого к машине автосканером или напрямую. Смартфон тоже применим.
Короткое замыкание и его последствия
В июне 2022 года в Оренбургской области случилось происшествие, при котором неисправность электрооборудования машины стала причиной её возгорания. Огонь потом перекинулся на дом, общая площадь пожара составила 150 кв. м. В результате ЧП был госпитализирован местный житель. Таким образом, замыкание в бортовой сети автомобиля может нанести урон не только транспортному средству.
Специалисты по чрезвычайным ситуациям среди главных причин возгорания в подкапотном пространстве машины называют короткое замыкание в бортовой сети и неисправности топливной системы. Вообще, на возможный пожар водителю могут указать задымление, а также запах горелых резины или проводки в салоне автомобиля. Если возгорание всё-таки случилось, представители МЧС рекомендуют не паниковать и придерживаться следующих рекомендаций:
- припарковать машину на съезде дороги, подальше от прохожих, строений и других автомобилей;
- заглушить двигатель, и если в машине были пассажиры, то их следует высадить;
- поставить авто на ручной тормоз, забрать документы из машины;
- если автомобиль загорелся при движении, то скорость увеличивать не стоит – это только увеличит воспламенение;
- если загорелось что-то в моторном отсеке, то следует с помощью монтировки или какой-нибудь палки немного приоткрыть капот и направить под него пену из огнетушителя;
- в случае, если огонь подбирается к топливному баку, лучше подальше отойти от машины и увести от неё пассажиров, если таковые были;
- внутри салона горящего автомобиля не следует находиться более 90 секунд;
- в случае возгорания автомобиля позвонить в пожарную охрану или службу спасения.
Заключение
Конечно, вовсе не обязательно неисправности электрооборудования автомобиля должны иметь столь серьёзные последствия, как в случае с коротким замыканием проводки. Например, со сломанными зарядкой для смартфона или даже кондиционером вполне можно ездить какое-то время. Стоимость и сложность ремонта при подобных поломках зависит характера неполадки. Вместе с тем, бортовая сеть машины связывает самые разные агрегаты, оказывающие влияние друг на друга. И если какой-нибудь из них вдруг перестанет работать, то лучше его починить, а не ждать, пока сломается что-нибудь ещё.
Видео о неисправностях электрооборудования машины:
Замена проводки авто
При замене проводки в автомобиле обязательно отключают питание, в том числе отсоединяют и АКБ. Конечно же, это не мера предосторожности против удара током, а защита электрооборудования автомобиля от вероятного короткого замыкания, которое может возникнуть при проведении ремонтных работ.
Иногда замену можно выполнить за 10-15 минут – например, если повреждены провода питающей цепи «АКБ-генератор». Если же нарушена целостность проводки в салоне, есть проблемы с заземлением, короткое замыкание в цепи бортового компьютера, то работы отнимут гораздо больше времени. И главное здесь – не ошибиться, поскольку неправильное подключение проводов (например, при нарушении полярности) может вызвать короткое замыкание, повреждение дорогостоящего электрооборудования и даже возгорание. При отсутствии опыта в электротехнике и электромонтажных работах лучше обратиться в специализированный сервис за услугами автоэлектрика-профессионала.
Загрузить схемы можно от сюда.
Прежде, чем приступить к работе, давайте ознакомимся с основными принципами данных схем:
1. Существуют три основные линии. Верхняя красная – это условно постоянный «+» от АКБ (можно сказать, что это — два провода, которые отходят в салон и на стартер/генератор от советующей клеммы АКБ). Черная под вышеупомянутой красной — это «+», от замка зажигания, который питает потребители при повороте ключа в советующее положение. Нижняя черная – это условно постоянный «-», он же — масса (кузов автомобиля).
2. Внизу схемы можно увидеть подписи групп электрооборудования в проводке. Группы идут в очередности важности, т.е. начинаются с систем двигателя и заканчиваются вспомогательными приборами. Многие группы «переплетаются» между собой физически, но размещены вдалеке друг от друга на схемах. В таком случае соответствующие провода на схемах имеют на своих концах обозначение координаты, куда он перенесен — ссылки. Это — прямоугольник с цифрами в зеленой заливке.