Современные проблемы разработки электропривода
Принцип конструирования механических систем наделением их на стадии конструирования свойством адаптации к первичным и силовым ошибкам, к передаваемому силовому потоку необходимо закладывать ещё на этапе разработки системы управления любого изделия.
Свойство адаптации присуще биосистемам и это свойство есть средство выживания и эволюции биологических систем, оно состоит в приспособлении к изменяющимся внешним условиям. Биосистемы снабжены рецепторами, открыты, обладают множеством степеней свободы и связей, способны к саморазвитию. В проектировании систем управления необходимо придерживаться принципов биологических систем, совершенствуя и сводя их к форме формул и математики.
Современный электропривод представляет собой сложный симбиоз электродвигателя, силового преобразователя тока и системы управления. Характеристики двигателя изменяются в зависимости от условий окружающей среды — меняется сопротивление обмоток статора, электромеханическая характеристика двигателя, в следствие чего меняются и выходные параметры привода. Для построения корректного алгоритма управления необходимо учесть множество факторов таких как: температура окружающей среды, температура обмоток статора, изменение активного сопротивления обмоток статора, температурный дрейф операционных усилителей в цепи измерения тока, скорость ротора двигателя. Чтобы учитывать внешние факторы, необходимо усложнение аппаратной части, что влечёт за собой увеличение габаритов и массы, усложнение прибора в целом, и как следствие уменьшение его надёжности. Следовательно, нужно стремится к максимально стабильной характеристики двигателя во всём рабочем диапазоне температур, но сводить к минимуму учитываемые параметры.
Стабильная моментная характеристика двигателя во всех условиях работы, позволит уменьшить запас прочности в исполнительной конструкции, уменьшить массу. А использование при этом минимального числа учитываемых параметров обеспечит улучшение габаритно-массовых показателей блока управления двигателем и увеличение надёжности. Так же не мало важна устойчивость привода к переменному моменту нагрузки. Для учета всех критериев ещё на этапе разработки, выполняется расчет системы управления. А так же математическое моделирование для анализа полученных данных во всех режимах и условиях работы. Расчёт системы управления и математическое моделирование работы двигателя на начальном этапе разработки привода позволяет надёжно подобрать характеристики двигателя и силового преобразователя под определённую задачу. Что в свою очередь исключает затраты на изготовление излишних макетных образцов и их испытания. Так же сокращается время разработки и изготовления поставочного образца изделия. А время дороже всего…
Правильный расчёт системы управления позволяет на этапе разработки двигателя убедиться в актуальности выполняемых работ и при необходимости внести изменения в проектируемое изделие или его систему управления. А так же отработать все необходимые варианты работы изделия, и разработать алгоритмы адаптации к так или иначе меняющимся внешним факторам.
Области применения бесколлекторных электродвигателей постоянного тока (БКЭПТ) непрерывно увеличиваются. Причинами для этого являются превосходное соотношение массогабаритных характеристик и мощности БКЭПТ, их превосходные характеристики разгона минимум затрат на техническое обслуживание и генерация малых акустических и электрических шумов относительно универсальных (коллекторных) электродвигателей постоянного тока.
Так как бесколлекторные моторы питаются переменным током, для работы им необходим специальный контроллер (регулятор), преобразующий постоянный ток от батарей в переменный. Регуляторы для бесколлекторных двигателей представляют собой программируемое устройство, позволяющее контролировать все жизненно важные параметры двигателя. Они позволяют не только менять обороты и направление работы мотора, но и обеспечивать в зависимости от необходимости плавный или резкий старт, ограничение по максимальному току, функцию «тормоза» и ряд других тонких настроек двигателя.
Производителей бесколлекторных моторов и регуляторов к ним очень много. Конструктивно и по размерам бесколлекторные двигатели тоже сильно различаются. Более того, самостоятельное изготовление бесколлекторных двигателей на основе деталей от CD-приводов и других промышленных бесколлекторных моторов стало весьма распространенным явлением в последнее время. Возможно, именно по этой причине у бесколлекторных двигателей сегодня нет даже такой приблизительной общей классификации как у коллекторных собратьев. На сегодняшний день, коллекторные двигатели в основном используют на недорогих моделях, или моделях начального уровня. Эти двигатели не дороги, просты в эксплуатации, и по-прежнему составляют самый массовый вид электромоторов. Им на смену идут бесколлекторные моторы. Единственным сдерживающим фактором пока остается их цена. Вместе с регулятором бесколлекторный мотор стоит на 30–70 % дороже. Однако, цены на электронику и моторы падают, и постепенное вытеснение коллекторных электромоторов — лишь вопрос времени.
Основные проблемы при разработке электроприводов заключаются в следующем:
‒ Характеристики двигателя изменяются в зависимости от условий окружающей среды. Меняется сопротивление обмоток статора, электромеханическая характеристика двигателя, в следствие чего меняются и выходные параметры агрегата.
‒ Для высоконадежных агрегатов, имеющих в составе бесколлекторные двигатели постоянного тока, необходимо резервирование системы управления. Бесколлекторный двигатель требует более сложную структуру управления. Поэтому повышается число электронных элементов, входящих в изделие, в следствие чего уменьшается надёжность агрегата в целом.
‒ При работе двигателя на больших скоростях имеется достаточно большой скачок создаваемого момента при изменении его знака на противоположный. Что вызывает не линейность характеристики управления, в следствии чего потерю точности стабилизации частоты вращения ротора, и развиваемого момента.
В заключение отмечу, что, несмотря на серьезную аппаратную поддержку методов векторной ШИМ, появившуюся в новейших микроконтроллерах, работы у программистов не уменьшилось. Они по-прежнему должны обеспечить в реальном времени: расчет номера базового сектора и внутрисекторного угла; определение составляющих базовых векторов и перепрограммирование ШИМ-генератора; коррекцию влияния «мертвого» времени и потерь напряжения на силовых ключах; коррекцию изменения напряжения на звене постоянного тока. Перечисленные задачи являются решаемыми, что дает уверенность в возможности быстрой разработки нового поколения перспективных цифровых систем управления приводами.
Литература:
- Справочник. Системы управления с цифровыми регуляторами. В. И. Гостев, Киев, «Техника», 1990 г.
- Теория систем автоматического регулирования. В. А. Бесекерский, Е. П. Попов, Издательство «Наука», Москва, 1975 г.
- Основные тенденции развития встроенных систем управления двигателями и требования к микроконтроллерам. В. Ф. Козаченко.
Электропривод (выбор мощности двигателя)
Выбор двигателя – один из ответственных этапов проектирования электропривода, так как именно двигатель в значительной степени определяет технические и экономические качества привода в целом. Из многочисленных типов двигателя переменного и постоянного токов для привода той или иной производственной машины должен быть выбран такой, который наиболее полно удовлетворял бы технико-экономическим требованиям. Это значит, что двигатель должен быть наиболее простым по управлению, надежным в эксплуатации и иметь наименьшую стоимость, массу и габариты, а также высокие энергетические показатели. В сравнении со всеми существующими типами двигателей этим требованиям в наибольшей мере отвечают асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором. При выборе двигателя такого типа необходимо выяснить, удовлетворяются ли технические требования: допустимое уменьшение скорости при увеличении нагрузки, допустимая величина повторных включений, возможность быстрого и надежного пуска.
В напряженных режима работы привода, с большой частотой включений, где требуется повышенный или ограниченный пусковой момент, а также регулирование частоты вращения в узких пределах, применяют асинхронные двигатели с контактными кольцами. Для нерегулируемых приводов средней и большой мощности, работающих в продолжительном режиме с редкими пусками, рекомендуется применять синхронные двигатели. Они отличаются более высоким к.п.д. и допускают регулирование коэффициента мощности за счет компенсации реактивной мощности. При необходимости плавного и глубокого регулирования скорости, а также при большой частоте включений применяются двигатели постоянного тока.
При выборе мощности двигателя основными исходными данными являются требуемые моменты, которые должны быть приложены к валу механизма, т.е. необходимо иметь нагрузочные диаграммы электропривода P=f(t) или М=f(t), которые могут быть заданы как в виде графика, так и в виде таблицы.
Пример решения задачи по теме 4
.
Определить необходимую мощность двигателя для привода механизма, режим работы которого задан нагрузочной диаграммой на рис.9. По технологическим условиям следует использовать асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором. Двигатель должен развивать частоту вращения n=980 об/мин. Помещение, где будет установлен двигатель,- сухое, без пыли и грязи.
Рис. 7. Нагрузочная диаграмма
Решение.
В нашем случае режим работы представляет собой длительную переменную нагрузку. Мощность двигателя подбирается при подобных режимах работы по эквивалентной мощности, которая равна
где tц — время цикла работы:
tц=t1+t2+t3=20+30+15=65 c;
кВт
По данным каталога в качестве приводного двигателя может быть использован асинхронный короткозамкнутый двигатель в защищенном исполнении типа А2-61-6; 380/220 В; Pн=10 кВт, nн=965 об/мин, hн =0,870, Мп/Мн=1,2, Мм/Мн=1,8.
В ряде случаев момент нагрузки на отдельных участках может оказаться больше максимально допустимого момента двигателя, и асинхронный двигатель может остановиться. Поэтому после выбора двигателя его необходимо проверить по перегрузочной способности исходя из условия Ммакс<�Ммакс.д, где Ммакс- максимальный момент на валу двигателя; Ммакс.д — максимально допустимый момент двигателя. Для асинхронного двигателя Ммакс.д=0,9·Мк. Здесь Мк- критический (максимальный) момент двигателя.
В нашем примере: номинальный момент двигателя
Мн=9550Pн/nн=9550·10/965=99 Н·м;
Максимальный (критический) момент
Мк=l Мн=1,8·99=178 Нм;
Максимальный статический момент
Мс=9550·P1/n=9550·12/980=117 Н·м.
По перегрузочной способности двигатель проходит, так как выполняется условие 0,9·Мк=0,9·178=160>Мс=117.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Задача №1. Для трехфазного трансформатора, обмотки которого соединены “звездой”, а значения номинальной мощности, номинальных напряжений, напряжения короткого замыкания, мощности короткого замыкания, мощности холостого хода и отношения тока холостого хода к номинальному току первичной обмотки приведены в таблице 3, определить : номинальный ток первичной обмотки; ток холостого хода ; коэффициент мощности в режиме холостого хода; угол магнитных потерь ; сопротивления короткого замыкания; сопротивления первичной и вторичной обмоток и сопротивления намагничивающей цепи .Построить внешнюю характеристику и векторную диаграмму при нагрузке, составляющей b=0,75 от номинальной мощности трансформатора, и cos j2 = 0,8. Составить Т – образную схему замещения.
Задача №2. Трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором, номинальное число оборотов ротора которого nн=1420 об/мин, а номинальные напряжение, мощность, к.п.д. , коэффициент мощности, кратность пускового тока и перегрузочная способность приведены в таблице 4, включен в сеть с частотой f=50 Гц . Определить: номинальный и пусковой токи , номинальный, пусковой и максимальны моменты. Построить механические характеристики.
Задача №3. Для двигателя параллельного возбуждения, сведения о напряжении сети, потребляемом при номинальной нагрузке и холостом ходу токе, сопротивлениях обмотки якоря и цепи возбуждения, а также номинальной скорости вращения приведены в таблице 5, определить номинальную мощность двигателя (на валу), номинальный к.п.д., номинальный вращающий момент, пусковой ток при пуске двигателя без пускового реостата, сопротивление пускового реостата для условия Iп=2,5I и пусковой момент при пуске двигателя с реостатом. При решении принять, что магнитные и механические потери не зависят от нагрузки.
Задача №4. Для заданного в табл.6 режима нагрузки производственного механизма построить нагрузочную диаграмму и выбрать мощность асинхронного короткозамкнутого двигателя.
Литература
1. Брускин Д.Э. и др. Электрические машины: В 2-х ч.Ч.1 /. Д.Э.Брускин, А.Е.Зорохович, В.С.Хвостов.- М.: Высш. шк., 1987.- — 319 с., (раздел 3).
2. Брускин Д.Э. и др. Электрические машины: В 2-х ч.Ч.2 /. Д.Э.Брускин, А.Е.Зорохович, В.С.Хвостов.- М.: Высш. шк., 1987.- — 335 с., (раздел 4).
3. Баширин А.,В., Новиков В.А., Соколовский Г.Г. Управление электроприводами: Учебное пособие для вузов.-Л.: Энергоатомиздат, 1982.- 392 с., (раздел 4).
4. Чиликин М.Г., Сандлер А.С. Общий курс электропривода: Учебник для вузов.- М.: Энергоатомиздат, 1981 – 576 с., (раздел 4).
5. Копылов И.П. Математическое моделирование электрических машин:
Учебн. для вузов. — М.: Высш. шк., 1987. — 248 с., (разделы 1,2).
6. Домбровский В.В., Зайчик В.М. Асинхронные машины. Теория, расчет, элементы проектирования.-Л.: Энергоатомиздат. 1990.- 358 с. , (раздел 3).
Приложения
Таблица 3
Данные к задаче 1 Таблица 3
Вариант | Данные для расчета | ||||
Номинальная мощность кВА | Номинальные напряжения | Напряжение короткого замыкания | Мощность короткого замыкания | Мощность холостого хода | Отн.ток холостого хода |
5,0 | 10,0 | ||||
5,0 | 9,0 | ||||
5,0 | 9,0 | ||||
5,0 | 8,0 | ||||
5,0 | 7,5 | ||||
5,0 | 7,5 | ||||
5,0 | 7,0 | ||||
5,0 | 7,0 | ||||
6,5 | 7,5 | ||||
5,5 | 6,5 | ||||
4,5 | 3,0 | ||||
4,7 | 3,0 | ||||
4,5 | 3,0 | ||||
4,7 | 3,0 | ||||
4,5 | 3,0 | ||||
4,5 | 3,0 | ||||
4,7 | 3,0 | ||||
4,0 | 3,2 | ||||
4,5 | 2,8 | ||||
4,5 | 2,8 | ||||
4,7 | 2,8 |
Таблица 4
Вариант | кВт | |||
0,8 | 0,75 | 0,86 | 2,2 | 7,0 |
0,1 | 0,795 | 0,87 | 2,2 | 7,0 |
1,5 | 0,805 | 0,88 | 2,2 | 7,0 |
2,2 | 0,83 | 0,89 | 2,2 | 7,0 |
3,0 | 0,845 | 0,89 | 2,2 | 7,0 |
4,0 | 0,855 | 0,89 | 2,2 | 7,0 |
5,5 | 0,86 | 0,89 | 2,2 | 7,0 |
7,5 | 0,87 | 0,89 | 2,2 | 7,0 |
0,88 | 0,89 | 2,2 | 7,0 | |
0,88 | 0,89 | 2,2 | 7,0 | |
0,88 | 0,90 | 2,2 | 7,0 | |
0,88 | 0,90 | 2,2 | 7,0 | |
0,89 | 0,90 | 2,2 | 7,0 | |
0,89 | 0,91 | 2,2 | 7,0 | |
0,90 | 0,92 | 2,2 | 7,0 | |
0,90 | 0,92 | 2,2 | 7,0 | |
0,915 | 0,92 | 2,2 | 7,0 |
Таблица 5
Вариант | Данные для расчета | |
1,6 | 1,2 | |
5,3 | 0,212 | |
6,5 | 0,11 | |
0,04 | 27,5 | |
16,3 | 1,78 | 1,16 |
7,8 | 0,7 | 0,8 |
19,8 | 2,0 | 1,5 |
3,2 | 0,6 | |
2,8 | 0,94 | |
3,0 | 0,45 | |
9,5 | 0,9 | 1,9 |
1,8 | 0,7 | |
1,5 | 0,82 | |
8,2 | 0,8 | 1,4 |
20,5 | 2,35 | 0,74 |
4,2 | 0,52 | |
10,5 | 1,2 | 1,2 |
18,6 | 2,0 | 0,9 |
1,8 | 0,6 | |
3,5 | 0,62 | |
3,2 | 0,55 | |
2,6 | 0,58 | |
6,8 | 0,40 | |
5,7 | 0,40 | |
9,5 | 0,12 | |
0,07 |
Таблица 6
Вариант | Р, кВт | |||
13,5 | ||||
23,5 | ||||
1,5 | 2,5 | 1,5 | 1,5 | 3,5 |
1,5 | 2,5 | 3,5 | ||
23,5 | 3,5 | |||
3,0 | ||||
3,5 | ||||
1,5 | 2,5 | 1,5 | 1,5 | |
2,5 | 3,5 | |||
3,5 | ||||
23,5 |
⇐ Предыдущая3
Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? — задался я вопросом…
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право…
Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)…
ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между…
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте: