Как работает лифт в небоскребах? Алгоритмы + задачи с собеседований


001 Электрические схемы лифтов — справочное пособие (Яцкевич В.В.) онлайн

002 ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ОБ ЛИФТОВЫХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СХЕМАХ И АППАРАТАХ

003 ПРОСТЕЙШИЕ СХЕМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ ЛИФТОВ

004 АППАРАТУРА ДЛЯ ВКЛЮЧЕНИЯ ТРЕХФАЗНОГО АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛИФТА

005 СХЕМА ДИСТАНЦИОННОГО ВКЛЮЧЕНИЯ АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ ЛИФТА

006 АППАРАТУРА ПИТАНИЯ ЛИФТА

007 АППАРАТУРА УПРАВЛЕНИЯ ЛИФТА

008 КОНЕЧНЫЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛИ И БЛОКИРОВОЧНЫЕ КОНТАКТЫ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ

009 ПАССАЖИРСКИЙ ЛИФТ С ОДНОСКОРОСТНЫМ АСИНХРОННЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

010 СХЕМА ВКЛЮЧЕНИЯ ЭТАЖНЫХ РЕЛЕ ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА С ОДНОСКОРОСТНЫМ

011 ЭТАЖНЫЙ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА С ОДНОСКОРОСТНЫМ АСИНХРОННЫМ

012 СХЕМА ВКЛЮЧЕНИЯ КОНТАКТОРОВ «ВВЕРХ» И «ВНИЗ» ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА С

013 ЭЛЕКТРОМАГНИТНАЯ ОТВОДКА ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА С ОДНОСКОРОСТНЫМ АСИНХРОННЫМ

014 РАБОТА СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА С ОДНОСКОРОСТНЫМ АСИНХРОННЫМ

015 СХЕМА СИГНАЛИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА С ОДНОСКОРОСТНЫМ АСИНХРОННЫМ

016 ПАССАЖИРСКИЙ ЛИФТ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 320 КГ И СКОРОСТЬЮ ДВИЖЕНИЯ 0,71 М/С

017 СХЕМА ПИТАНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 320 КГ И СКОРОСТЬЮ

018 ДАТЧИК ТОЧНОЙ ОСТАНОВКИ ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 320 КГ И

019 СХЕМА ВКЛЮЧЕНИЯ КОНТАКТОРОВ ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 320 КГ

020 РАБОТА КОНТАКТОРОВ ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 320 КГ

021 СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ДВЕРЬЮ КАБИНЫ И ШАХТЫ ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА

022 ОТКРЫВАНИЕ И ЗАКРЫВАНИЕ ДВЕРЕЙ ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 320

023 СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 320 КГ

024 РАБОТА СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПО ПРИКАЗУ (ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ

025 РАБОТА СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПО ВЫЗОВУ. НАЗНАЧЕНИЕ РЕЛЕ РП1 ПАССАЖИРСКОГО

026 РЕЖИМЫ «УПРАВЛЕНИЕ ИЗ МАШИННОГО ПОМЕЩЕНИЯ» И «РЕВИЗИЯ» ПАССАЖИРСКОГО

027 СХЕМА СИГНАЛИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 320 КГ И

028 ГРУЗОВОЙ ЛИФТ С ДВУХСКОРОСТНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ И ВНУТРЕННИМ КНОПОЧНЫМ

029 РАБОТА КОПИРАППАРАТА ГРУЗОВОГО ЛИФТА С ДВУХСКОРОСТНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ И

030 СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВОГО ЛИФТА С ДВУХСКОРОСТНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ И ВНУТРЕННИМ

031 РАБОТА СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУЗОВОГО ЛИФТА С ДВУХСКОРОСТНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ И

032 ПАССАЖИРСКИЙ ЛИФТ С СОБИРАТЕЛЬНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ПО ВЫЗОВАМ И С ВЫПОЛНЕНИЕМ

033 СХЕМА ВКЛЮЧЕНИЯ РЕЛЕ РУВ И РУН ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА С СОБИРАТЕЛЬНЫМ

034 СХЕМЫ ВКЛЮЧЕНИЯ РЕЛЕ УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА С СОБИРАТЕЛЬНЫМ

035 УПРАВЛЕНИЕ ДВЕРЬЮ КАБИНЫ ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА С СОБИРАТЕЛЬНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

036 УПРАВЛЕНИЕ КОНТАКТОРАМИ ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА С СОБИРАТЕЛЬНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

037 СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА С СОБИРАТЕЛЬНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ ПО

038 РАБОТА СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ЛИФТА С СОБИРАТЕЛЬНЫМ УПРАВЛЕНИЕМ

039 СХЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПАССАЖИРСКИМ ЛИФТОМ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬЮ 500 И 1000 КГ ДЛЯ

040 ПАРНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛИФТОВ

041 ПРОГРАММА ПАРНОЙ РАБОТЫ ЛИФТОВ

042 СХЕМА ВКЛЮЧЕНИЯ РЕЛЕ И КОНТАКТОРОВ ПАРНОЙ РАБОТЫ ЛИФТОВ

043 УЗЛЫ ВЫБОРА НАПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЯ И ЗАМЕДЛЕНИЯ ПРИ ПАРНОЙ РАБОТЕ ЛИФТОВ

044 КЛАССИФИКАЦИЯ ПОМЕЩЕНИЙ ПО ПРИЗНАКУ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСНОСТИ

045 ЗАЗЕМЛЕНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ ЛИФТАХ

046 ЗАЩИТНЫЕ СРЕДСТВА ПРИ РАБОТЫ НА ЛИФТОВЫХ ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ

047 КАТЕГОРИИ РАБОТ НА ЛИФТОВЫХ ЭЛЕКТРОУСТАНОВКАХ

048 ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТ СО СНЯТИЕМ

049 ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ НА ЛИФТАХ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТ БЕЗ

050 ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ БЕЗОПАСНОСТЬ РАБОТ НА ЛИФТАХ

051 РАБОТА С ЭЛЕКТРИФИЦИРОВАННЫМ ИНСТРУМЕНТОМ. ЭЛЕКТРОСВАРОЧНЫЕ РАБОТЫ НА

052 ИЗМЕРЕНИЕ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ НА ЛИФТАХ

053 ТРЕБОВАНИЯ К ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ПЕРСОНАЛУ ЛИФТОВ

054 ЛИТЕРАТУРА (ЭЛЕКТРОСХЕМЫ ЛИФТОВ)

История

Первые лифты приводились в движение паровой машиной, их работой управлял оператор. В 1924 году компания Otis представила первый автоматический лифт, управляемый логическими реле. Это позволило увеличить скорость передвижения кабины. Через 13 лет, Otis показала систему помогающую планировать работу лифта в периоды высокой нагрузки. Так выглядели первые автоматические лифты:

В 1948 году Otis начал производить автоматические лифты, которые уже умели изменять скорость, адаптировать своё расписание к периодам нагрузки, не останавливаться при полной загрузке кабины. В них появилась функция автоматического закрытия двери после определенного времени простоя.

Управление с помощью реле использовалось до 1980 годов, когда их начали вытеснять микропроцессоры. Микропроцессоры потребляли меньше энергии и занимали гораздо меньше места.

Так выглядела управляющая система реле лифта Otis. Картинка с сайта

Обеспечение безопасности лифтов

Конструкция эксплуатируемого подъемного оборудования должна обеспечивать его функционирование с безусловным соблюдением норм безопасности. Поэтому при проектировании, изготовлении и монтаже должны учитываться все риски, которые могут возникать во время работы.

Значительное внимание уделяется пожарной безопасности. Это связано с тем, что пассажиры пребывают в замкнутом пространстве малого объема, которое не могут быстро покинуть. Поэтому сама кабина и ее ограждающие элементы должны выпускаться из материалов, не поддерживающих горение и не выделяющих токсины при нагреве. Лифты необходимо оборудовать огнестойкими дверями.

Современные модели лифтов комплектуются специальными приспособлениями, которые при отключении электроснабжения в здании выполняют автоматическую подачу кабины на ближайший к месту аварийной остановки этаж и открывают двери. Это позволяет быстро эвакуировать пассажиров.

Кроме этого, конструкция должна обеспечивать защиту от таких видов угроз:

  • зажим человека при закрывании автоматических дверей лифта;
  • межэтажное блокирование лифтовой кабины;
  • падение кабины;
  • падение людей в шахту через случайно открытые двери.

Аварийное падение кабины лифта предотвращаются особые устройства — ловители. Они обеспечивают плавную остановку при превышении скорости кабины предельного значения. Для защиты от удара применяются амортизаторы. В случае межэтажной остановки специальное оборудование надежно фиксирует кабину и открывает двери. Это позволяет пассажирам безопасно покинуть лифт. Кроме этого, персонал, который обслуживает лифтовое хозяйство, обязан принимать меры по освобождению людей в подобных случаях. Размеры кабины рассчитываются таким образом, чтобы она не могла вместить больше людей, чем можно перевозить по ограничениям грузоподъемности. Кроме этого, в случае перегруза блокируется запуск лифта.

Чтобы исключить зажим человек дверями, предусматривается автоматический контроль их открывания-закрывания при помощи инфракрасных датчиков. Если в проеме находится человек, они блокируют закрывание дверей. Кроме этого, специальные устройства не позволяют дверям открыться, если лифтовая кабина не подана на этаж.

Характеристики лифтового хозяйства

Основными техническими параметрами, которые характеризуют эксплуатацию лифта, являются:

  • скорость вертикального перемещения кабины;
  • грузоподъемность;
  • число этажей, определяющее количество остановок лифта;
  • предельная высота подъема.

Нормативными документами, которые регламентируют требования к характеристикам лифтового оборудования, являются ПУБЭЛ (Правила устройства и безопасной эксплуатации лифтов) и профильные ГОСТы. Они же регламентируют требования по обслуживанию лифтового хозяйства.

К числу ключевых характеристик относятся скорость и грузоподъемность лифта. Скорость бывает нескольких видов.

Номинальное значение скорости производитель указывает в инструкции к подъемному оборудованию. Она предусматривается в оптимальных эксплуатационных условиях для конкретной модели лифта. Обычно ее значение составляет от 0,18 до 4 м/с. Для оснащения высотных зданий используются скоростные лифты со значением номинальной скорости 9,5 м/с и выше. При значительном числе этажей, например, в небоскребах и высотных башнях, часто применяют экспрессную систему. Она предусматривает, что скоростные лифты при подъеме начинаются останавливаться только с определенного этажа, например, с 10-го. Ниже этого уровня работают обычные лифты со стандартным номинальным значением скорости.

Рабочей считают такую скорость, с которой по факту двигается кабина в существующих условиях на конкретном объекте. Значение зависит от фактической нагрузки, уровня сетевого напряжения, состояния механических узлов, действующего в них трения и других критериев. Таким образом, на рабочую скорость влияет состояние конструкции лифта, соблюдение требований по его эксплуатации и обслуживанию. Положениями ПУБЛЭЛ предусматривается, что рабочая скорость не должна отличаться от номинальной больше чем на 15%.

Предельной называют скорость кабины, при которой предусматривается срабатывание стопорящих устройств системы безопасности — ловителей или парашютов, останавливающих кабину. Устройства безопасности лифта не должны допускать разгон кабины выше предельного значения.

Перед подачей на заданный пассажиром этаж кабина должна двигаться с остановочной скоростью. Ее значение уменьшено по сравнению с рабочей, чтобы исключить резкую остановку, представляющую для пассажиров опасность или дискомфорт. В лифтах старого образца задается два значения скорости. Основную часть маршрута лифт проходит с рабочим значением скорости, а перед остановкой переключается на остановочную. Современные модели используют плавную регулировку с помощью частотных электронных регуляторов. Они плавно наращивают обороты двигателя при старте и плавно снижают их перед остановкой кабины. Такой режим более комфортен для пассажиров. Кроме этого, уменьшается износ, и увеличивается срок службы двигателя.

Грузоподъемность — предельная допустимая по паспорту масса перевозимого в лифте груза. Эта величина указывается без учета собственной массы самой кабины и ее дополнительного оборудования. Грузоподъемность стандартных пассажирских моделей обычно составляет 400 кг. Для комплектации новых жилых комплексов широко используются пассажирские модели лифтов увеличенной грузоподъемности. Так, популярны модели, которые могут работать с загруженностью до 630 кг. Грузопассажирские лифты обычно адаптированы на нагрузку до 1 тонны, а грузовые — до 5 тонн.

Принцип работы лифта

Кабина лифта крепится на прочных стальных тросах, обхватывающих колесо с канавкой, или шкив. Этот приводной механизм нужен для того, чтобы перераспределять силу.

Сигналы передаются по электрокабелю в машинное отделение, которое находится в верхней части шахты. Если быть точными, то кабель соединяет шкаф управления внизу и кнопочную панель в кабине.

Тросы с одного конца имеют грузы-противовесы, необходимые для того, чтоб уравновесить кабину лифта. После запуска двигателя грузы опускаются, поднимая платформу (и наоборот). Для подъёма кабины не нужна большая мощность, так как основная нагрузка идёт именно на противовесы.

От чего зависит грузоподъёмность лифта? Вес, который способна поднять платформа, зависит от мощности троса и силы его сцепления со шкивом. Оборудование грузовых лифтов отличается от пассажирских машин, прежде всего, тем, что здесь имеется ещё один трос, то есть, ведущее колесо обкручено дважды.

Лифты с редуктором и червячная передача

Подъёмники, которыми оснащены грузоподъёмные машины, могут иметь редуктор. Если схема лифта предусматривает механизм, отвечающий за передачу и преобразование крутящего момента, то речь идёт о так называемой «червячной передаче».

Это значит, что движение вала преобразуется в движение колеса. Механизмы с поступательно-вращательным принципом действия применяются в тех случаях, когда поднимаемые грузы — невелики, а расстояние, которое проходит платформа, — небольшое. Обычно монтаж лифтов этого типа заказывают для коттеджей, небольших отелей, пансионатов и так далее.

Чем отличается подъёмник от лифта?

Мало кто знает, что подъёмник от лифта отличается только устройством дверей. Так, лифт имеет двустворчатые двери, а подъёмник — одностворчатые.

Иногда пассажиры жалуются на то, что двери лифта закрываются слишком долго или очень быстро. Это значит, что реле времени настроено неправильно.

Далее поговорим о безопасности. Оборудование лифтов включает в себя тормоз, который обязан фиксировать противовесы и кабину. В том случае, если тросы ослабились или оборвались, должна произойти блокировка платформы.

В аварийной ситуации срабатывают ловители, связанные канатами с устройством-ограничителем внизу шахты, в приямке лифта. Также ловители заменяют тормоз, если кабина превышает заданную скорость.

Конструкция лифта

В современных зданиях могут использоваться подъемные устройства разных типов. При этом общая конструкция лифта принципиально не меняется. Она включает такие узлы и элементы:

  • кабина (в случае с грузовой моделью — платформа);
  • противовес, необходимый для уравновешивания кабины;
  • высокопрочные стальные тросы;
  • система вращающихся шкивов;
  • привод и управляющее оборудование;
  • профильные направляющие, по которым движется кабина;
  • система безопасности.

Кабина подвешивается на стальных канатах, перекинутых через шкивы. К противоположным концам канатов подвешивается противовес. Нужное количество используемых тросов и шкивов рассчитывается в зависимости от веса кабины и уравновешивающих грузов, от грузоподъемности лифтового оборудования и других факторов. Приводной механизм (обычно на основе электродвигателя) вращает шкивы по команде системы управления. В результате кабина лифта опускается или поднимается, в зависимости от направления вращения системы шкивов. При этом противовес движется в обратном направлении.

Использование противовеса позволяет значительно уменьшить мощность электродвигателя, поскольку основная часть работы по подъему или опусканию лифта производится благодаря действию силы тяжести. Движение осуществляется по вертикальным направляющим из высокопрочного стального профиля. Это исключает раскачивание кабины и ее смещения при подъеме или опускании — она перемещается строго по вертикали.

Для размещения приводного механизма и системы управления в здании оборудуется машинное отделение. Основу привода составляет асинхронный электродвигатель. Вращение на шкивы с заданной частотой передается через передаточный механизм. Оборудование для управления размещено в установочном шкафу. Коммутация управляющей системы с панелью, установленной в кабине, обеспечивается при помощи гибкого кабеля. Также органы управления выведены на пульт дежурного оператора.

Как устроен лифт?

В целом, основной объект лифта – это непосредственно кабина. Однако для полноценной работы подъемника требуется еще и шахта, по которой кабина лифта перемещается. Шахта подъемника не пустая – в ней с каждой стороны от кабины есть аналог рельсов, по которым ездит лифт. Если бы этих рельсов не было, то кабина поднималась бы неравномерно, раскачивалась и билась бы о стены шахты. Кроме этого, на самом дне шахты есть так называемый приямок, место, куда кабина может упасть в случае обрыва тросов. Здесь зачастую установлены специальные пружины, которые готовы смягчить падение кабины подъемника.

У кабины лифта есть двое дверей: первые – внутренние, которые ездят вместе с самим подъемником. Внешние же двери остаются неподвижны. Они установлены на каждом этаже, где останавливается лифт, и открываются только в тандеме с внутренними дверями. В середине кабины установлена панель управления, благодаря которой пассажир дает команды лифту, отправляя его на нужный этаж или т.д.

Кабина лифта поднимается и опускается на металлических тросах – всего обычно кабину поднимает от трех до семи тросов, каждый из которых имеет чрезвычайную грузоподъемность. Если один или даже два троса лифта порвутся, то кабина не упадет, а будет держаться на оставшихся. В целях безопасности подъемного механизма, каждый трос в отдельности способен выдержать вес максимально наполненного лифта.

Для того чтобы лифт поднимался и опускался, его необходимо тянуть. В древности эту функцию выполняли люди, потом животные, после чего дело передали двигателям. Первый двигатель был паровой, затем создали гидравлический, в наши же дни всей задачей занимается электрический мотор. Большой канатоведущий шкиф представляет собой колесо, наматывающее на себя трос при подъёме кабины и разматывающее его при спуске лифта.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]