Виды ремонта
Существует документ РД 34.20.508 «Инструкция по эксплуатации силовых кабельных линий. Часть 1. Кабельные линии напряжением до 35 кВ». В нём выделяются такие виды ремонта кабельных линий на 10 кВ и другое напряжение, как плановый, аварийный и срочный.
Плановый ремонт производится по плану-графику, разрабатываемому энергетической компанией. Этот документ составляется каждый месяц, в его основу кладутся отчёты диспетчерских служб, результаты измерений, испытаний, осмотров и обходов. На основе ежемесячных планов-графиков, в свою очередь, разрабатывается годовой план капитального ремонта, выполняемого в летний период.
Потребность в аварийном ремонте кабельной линии на 10 кВ или другое напряжение возникает, когда после её отключения выявляется невозможность её повторного ввода в строй — при условии, что резервная линия перегружена и не позволяет качественно снабжать энергией потребителей. Большее или меньшее количество аварийных бригад незамедлительно выезжает на место выполнения работ, далее персонал действует в соответствии с указаниями диспетчера.
Срочный ремонт кабеля 10 кВ выполняется при отключении от резервного электроснабжения приемников I категории или наиболее важных II категории — при условии, что приёмники прочих категорий, потребляя энергию, перегружают работающие линии и испытывают ограничения. Ремонт производится в рамках рабочей смены в соответствии с указаниями диспетчера.
Пайка или скрутка? Особенности ремонта автомобильной проводки глазами профессионального электрика
Греть машину зимой или нет, убивает ли газ моторы, паять провода или скручивать – кажется, некоторые вопросы автомобилистов настолько же вечные и “холиварные”, как тема о появлении яйца и курицы. И чем ближе сезон, тем ожесточеннее идут споры, которым не видно конца.
Как, например, быть, если от возраста и повышенной влажности проводка «сдалась» окончательно? Об этом мы спросили опытного мастера-диагноста Дмитрия, чей многолетний стаж работы позволяет делать кое-какие выводы.
– Почему вообще провода выходят из строя?
– Если говорить о естественных факторах, то причинами становится влага и разрушение изоляции из-за агрессивной среды либо просто в силу возраста. Реже можно встретить не самые удачные заводские решения по прокладке проводки. Искусственных причин больше, но все они сводятся либо к некачественно проведенному вмешательству в проводку, либо к нарушению ее укладки и последующим из-за этого повреждениям.
Самое крепкое и надежное соединение – это сварка. Она встречается в силовых цепях, когда иначе никак. Довольно часто в заводских соединениях в ход идет обжимка. Это тоже достаточно надежный способ, но не без своих недостатков. К примеру, обжимка тонких «пинов» часто страдает от влаги.
При этом тот же VAG в качестве способа ремонта проводки предлагает использовать именно обжимку. У них есть даже специальные комплекты с гильзами и термоусадочными трубками. Более того, все те же ремонтные наборы могут содержать гильзы с пастой для пайки внутри. При нагревании термоусадки эта паста дополнительно спаяет соединение.
Но все же моя главная претензия к устройству проводки в авто – отсутствие пайки за редкими исключениями. Ранее мне доводилось работать с авиационным оборудованием – там везде применяется именно она.
– И тут мы переходим к тому самому вечному вопросу…
– Пайка и скрутка остаются самыми популярными способами ремонта проводки. Каждый мастер сам ставит точку в этом вопросе – к какой-то договоренности прийти не удалось и вряд ли удастся.
В своей практике я предпочитаю пайку. Использование скруток допускаю только в тех случаях, когда ремонт нужен «здесь и сейчас». Скрутки окисляются, а со временем от вибрации могут вообще развалиться. К их плюсам однозначно относятся скорость и простота, а также меньшая по сравнению с пайкой жесткость. Но когда провода аккуратно уложены, это не играет весомой роли, а делать соединения где-нибудь в переходе к двери вообще не стоит – уж лучше заменить провод частично или целиком, исключив подвижность соединения в принципе.
При этом пайка дает более надежное соединение и намного меньше боится влаги. Также она обеспечивает наименьшее сопротивление – именно этого мы и пытаемся добиться. Ведь если сопротивление будет больше положенного, в месте соединения будет выделяться тепло. Это в свою очередь может привести к деформации соединения. Далее последует еще большее выделение тепла – и так до тех пор, пока все не расплавится окончательно. Это опасно.
Более того, не везде есть возможность применить скрутку. Где-то из-за неудобного расположения проводов к ним банально нельзя долезть двумя руками, а где-то скрутку не позволяет сделать длина проводов. При пайке такие неудобные моменты можно легко обойти, дотянувшись до неудобного места паяльником с каплей припоя. Или как, например, скрутить провода с большим сечением? Их можно обжать и опять же спаять. Правда, для прогрева придется использовать либо очень мощный паяльник, либо горелку, но суть от этого не изменится.
С толстыми проводами решения в принципе можно комбинировать. Так поступают некоторые автопроизводители. К примеру, толстые провода массы и питания на переходах от провода к клемме пропаивают Mercedes и BMW.
Вообще за свой стаж приходилось видеть немало «оригинальных» решений. Это и бытовые «автоматы», и изоляция самыми интересными методами – в качестве временных решений в ход идет все, что было под рукой.
– А пресловутые клеммники от WAGO?
– Лично у меня их использование вызывает куда больше вопросов, чем ответов. WAGO вообще предназначены для одножильных проводов, использовать их для многожильных уже неправильно. Платить за клеммники, которые к тому же могут быть некачественными копиями, смысла нет.
– Что касается флюса и припоя, какие могут быть рекомендации по выбору?
– С припоем все просто: он не должен быть высокотемпературным. С откровенно плохими припоями сталкиваться не приходилось. Поэтому при отсутствии опыта проще спросить совета у продавца либо изучить отзывы в Сети, где информации достаточно. Примерно тот же совет можно дать и касательно флюса. Вариантов на рынке хватает. Провода – это все же не блоки управления с их нежными платами и элементами.
– Каким образом лучше всего изолировать и герметизировать места соединения? Обычная изолента сгодится?
– Все зависит от условий работ. Многие считают наилучшим способом термоусадку с клеевым слоем. Она более прочная, чем обычная термоусадка, ее куда сложнее повредить при наличии каких-либо «заусенцев». Кроме того, после нагревания клей надежно защищает соединения от влаги, в его долговечности можно быть уверенным. Главное – аккуратно прогреть термоусадку.
В качестве замены термоусадки вполне можно рассматривать и ее обычную версию. Однако для защиты от влаги вместе с ней желательно использовать герметик. Защита получается достаточно надежной, но по удобству работы это не лучший способ.
Однако без герметика не обойтись при создании сложных соединений, когда количество «входящих» и «исходящих» проводов различается. К ним же можно отнести и врезки, в которых «врезанный» провод лучше поджать к «основному». Такое часто встречается при установке дополнительного оборудования. Термоусадочные трубки из-за разницы в толщине соединения здесь не помогут – как раз эту разницу и стоит компенсировать герметиком.
Что касается использования ПВХ и тканевых изолент, то оба эти варианта имеют право на жизнь с поправкой на их грамотное применение. Например, не самой лучшей идеей будет использовать изоленту ПВХ для моторного отсека, поскольку от высоких температур со временем она начнет терять свои свойства. Однако в салоне с ней проблем не будет, равно как сгодится и тканевая изолента. Что касается моторного отсека, то необходимо выбирать тканевую термостойкую изоленту. Некоторые из таких изолент также содержат пропитку, которая при нагревании феном делает соединение едва ли ни одним целым.
– Есть ли какие-то лайфхаки, чтобы место соединения прослужило как можно дольше?
– Никаких особых технологий нет. Если используется скрутка, просто стоит выбирать длину оголенных проводов с запасом и постараться посильнее их затянуть.
При пайке по возможности стоит сделать небольшую скрутку, если опять же позволяет длина и сечение. При отсутствии такой возможности сгодится хотя бы «вставка» жил одного провода в другой, чтобы соединение получилось цилиндрическим и без выступа от нахлеста. А уже после пайки место соединения желательно обжать теми же пассатижами, чтобы ничего лишнего не торчало и не могло повредить изоленту либо термоусадку.
– И все-таки: скрутка или пайка?
– И я, и многие мои коллеги давно пришли к такой схеме: везде по возможности использовать именно пайку и применять скрутки лишь в отдельных случаях, когда действовать приходится по ситуации. В конце концов, нельзя быть фанатично преданным какому-то одному способу.
Проводка в базе объявлений Автобизнеса
Как осуществляется ремонт
В зависимости от особенностей возникших повреждений он может быть простым или сложным. От них зависят сроки производства работ и цены на ремонт кабеля на 10 кВ или другое напряжение тока.
Простыми считаются такие операции, как восстановление изоляционной оболочки, ремонт брони и концевых заделок, некоторые другие работы, выполняемые одной бригадой в рамках одной смены.
Если для возобновления подачи электроэнергии приходится демонтировать большие (имеющие длину от нескольких десятков метров) отрезки кабеля для его замены, ремонт считается сложным. Трудности при его выполнении связаны с наличием на кабельной трассе поворотов и пересечений с инженерными коммуникациями и дорогами, необходимостью прогревать грунт в холодное время года. Для выполнения сложного ремонта нередко привлекаются две или большее количество бригад, которым часто приходится использовать землеройную и другую технику.
Почему перегорает электропроводка
Электропроводка выходит из строя по нескольким причинам, среди которых основными являются:
- Короткое замыкание. Перегибы, скручивание провода приводит к нарушению изоляции, что вызывает прикосновение оголённых частей друг к другу и к возникновению короткого замыкания. Чаще всего это происходит со шнуром в районе вилки.
- Подключение нескольких мощных электроприборов через тройник приводит к перегреву проводов, подходящих к розетке, в результате чего происходит короткое замыкание и электропроводка выходит из строя.
- Разрыв соединений проводов. В результате механических повреждений происходит разрыв проводов, что может привести к обесточиванию помещения, а в худшем случае и к пожару. Особенно часто это случается при неаккуратном ремонте, когда сверлом или гвоздём нарушается целостность кабеля. В частных домах причиной могут стать грызуны, повреждающие провода.
Соблюдение правил эксплуатации поможет продлить срок службы электропроводки на максимально возможный срок.
Стоимость ремонта кабельной линии 10 кВ
Она определяется в индивидуальном порядке и зависит от многих факторов — особенностей возникших повреждений, глубиной залегания кабельной трассы, типов восстанавливаемых кабелей и других. Мы придерживаемся демократичной ценовой политики и выполняем ремонт кабеля на 10 кВ по доступным ценам — а значит, вам не придётся переплачивать, пользуясь нашими услугами.
Стоимость ремонта кабельных линий
Наименование работ | Цена, руб |
Ремонт кабеля 6/10 кВ. | от 11000 |
Ремонт кабельной линии 0.4 кВ. | от 9000 |
Поиск повреждения кабеля (< 0.5 км) | 15000 |
Поиск повреждения кабеля (0.5-1.5 км) | 17000 |
Поиск повреждения кабеля (1.5 > км) | 18000 |
Прожиг кабеля (одно место повреждения) | 12000 |
Поиск обрыва кабеля | 15500 |
Испытания кабеля 380/0.4 кВ. | от 4000 |
Испытания кабельной линии 10/6 кВ. | от 7000 |
Технический отчет электроизмерений | от 10000 |
Монтаж соединительных муфт 3 СТП 10 | от 5000 |
Монтаж соединительной муфты 4-5 СТП 1 | от 4000 |
Монтаж соединительных муфт 3Пст10 | от 6000 |
Монтаж соединительной муфт 1Пст10 | от 3000 |
Монтаж соединительных переходной муфты ПСПТп -10 | от 7000 |
Монтаж соединительных муфт 1ПСТ-20, 1ПСТ-35 | от 3000 |
Монтаж соединительных муфты 1ПСТ-20, 1ПСТ-35 | от 5000 |
Установка концевых муфт 3 КВТп 10, 3 КНТп-10 | от 2500 |
Установка концевой муфты 4-5 КВТп-1, 4-5 КНТп-1 | от 2000 |
Установка концевых муфт 3ПКВТп-10, 3ПКНТп-10 | от 3000 |
Установка концевой муфты 1ПКВТп-10, 1ПКНТп-10 | от 2000 |
Установка концевых муфт 1ПКВТ-20, 1ПКНТ-20, 1ПКВТ-35, 1ПКНТ-35 | от 3000 |
Ремонт силового кабеля 0.4/380 кВ. Комплексный ремонт.
В ремонт включено: Поиск места повреждения кабеля, по необходимости уточнение места повреждения линии, диагностика изоляции на влагу, испытание кабеля с разреза в обе стороны, монтаж 2х кабельных муфт с материалом, вставка кабеля до 5м аналогичного сечения, заключительное испытание повышенным напряжением кабельной линии с выдачей протокола и сертификата электротехнической лаборатории, проверка длины кабеля рефлектометром.
- для сечения — 10-16 мм2 — от 35000 руб.
- для сечения — 25-50 мм2 — от 36000 руб.
- для сечения — 70-120 мм2 — от 38000 руб.
- для сечения — 150-240 мм2 — от 40000 руб.
Испытания кабельных линий и контроль их состояния
Отраслевые нормативные документы — ПУЭ, СНиП и другие — содержат требования к испытаниям кабельных линий. Ставится основная цель — выявить на трассе дефектные участки и преднамеренно вызвать их пробой с тем, чтобы заблаговременно выполнить ремонт и предотвратить аварию в будущем (или, наоборот, убедиться в отсутствии дефектных участков). В ходе испытаний:
- проверяется сопротивление изоляции с помощью мегаомметра;
- выполняется проверка кабельных линий путём подачи повышенного напряжения;
- производятся замеры распределения токов по линиям.
При проверке технического состояния кабельных трасс после их ремонта выполняются эти же операции, а также:
- измерение сопротивления жил и концевых заделок;
- обследование кабельных линий на предмет их подверженности коррозии, появление которой могут ускорить свойства почвы и грунтовых вод, блуждающие токи и другие факторы.
Специалисты испытывают кабельные линии и проверяют их техническое состояние с соблюдением всех норм и правил — в частности, касающихся безопасности персонала. В обязательном порядке используются системы временного заземления для снятия остаточных зарядов, возле мест производства работ выставляются дежурные сотрудники, предотвращающие доступ посторонних лиц, принимаются иные меры.