Кабельно-проводниковая продукция широко используется для передачи электрической энергии на расстояние. Но для обеспечения хорошего контакта, провода должны быть надёжно соединены. Рассмотрим существующие виды соединений проводов и порядок их выполнения.
Способы соединений могут различаться, в зависимости от следующих факторов:
- разновидности соединяемых кабелей;
- характеристик электрического тока линии;
- конструктивных особенностей оборудования, в котором используется провод;
- условий эксплуатации соединения и других моментов.
Рассмотрим возможные способы соединений, для обеспечения необходимого контакта.
Скрутка
Один из наиболее простых способов. В прежние годы широко применялся для выполнения электрической проводки в квартирах и жилых домах. Но сейчас, по нормам ПУЭ, необходимо использовать пайку, сваривание или запрессовку.
- освобождается от изолирующего покрытия и тщательно зачищается около 5 мм провода с каждого конца. Если сечение жилы более 2,5 кв. мм, длину очищаемого участка соответственно увеличивают,
- зачищенные проводники совмещают параллельно, выравнивая концы, и плотно скручивают, захватывая плоскогубцами,
- полученную скрутку пропаивают или сваривают.
Альтернативный способ, когда важно сохранить длину провода, предусматривает встречное расположение жил, с их скрещиванием и скручиванием руками. Далее плотность увеличивается с помощью плоскогубцев.
Скрутка должна выполняться при соединении проводников из одного металла. В противном случае контакт получится неравномерным и будет окисляться со временем.
Пайка
Отличается большой надёжностью. Возможно спаивание параллельно расположенных или скрученных жил. Но в первом случае сложно обеспечить высокую надёжность по причине мягкости припоя и сложности фиксации проводов.
Когда пайка остынет, контакт изолируется изолентой или термоусадкой.
Заваривание
Позволяет значительно повысить надёжность обычной скрутки. Выполняется с помощью графитового электрода или газовой горелки. Учитывая сложность выполнения работ с использованием газового и кислородного баллонов, рассмотрим пример получения соединения электросваркой:
Какое освещение Вы предпочитаете
ВстроенноеЛюстра
- выполняется скрутка жил длиной до 100 мм, при общих размерах контакта вдвое меньше,
- подравниваются концы,
- рядом с изоляцией мощным зажимом подсоединяется отрицательный контакт,
- выставляется режим тока,
- свариваются концы. Продолжительность операции – не более 2 секунд. Если потребуется, сварка повторяется, до получения ровного шарика на конце соединения.
Рекомендуется применять инверторный аппарат, предусматривающий возможность регулировки тока. В крайнем случае можно применять агрегат с характеристиками мощности не менее 0,6 кВт и напряжения – до 24 В.
Мнение эксперта
It-Technology, Cпециалист по электроэнергетике и электронике
Задавайте вопросы «Специалисту по модернизации систем энергогенерации»
Как правильно скручивать провода между собой в распределительной коробке, автомобиле СИЗ их еще называют изолирующими колпачками представляет собой полимерную трубку, заглушенную с одного конца и оснащенную внутри стальной конической пружиной из проволоки квадратного сечения. Спрашивайте, я на связи!
Как правильно соединять провода в автомобиле
Соединять провода в автомобиле приходится в случае ремонта (если был обрыв), либо при установке дополнительного электрооборудования. Разбираемся, как правильно соединять проводку без специального инструмента своими руками, как от провода сделать ответвление, а также каких способов стоит избегать.
Несколько надежных способов скрутки двух проводов
:
1.
Оба провода зачищаются примерно на 1-2 см. Скрещиваем провода в том месте, где заканчивается изоляция. Скручивать надо как можно плотнее, чтобы был хороший контакт. Дальше скрученный конец обвиваем вокруг одного из проводов.
2.
Расплетаем жилки соединяемых проводов на два пучка каждый. Скручиваем их попарно, а затем скручиваем между собой ну и пригибаем к проводу.
Как от провода сделать ответвление.
С помощью ножа зачищаем 1-2 см провода, от которого надо сделать ответвление. Также зачищаем провод, который надо присоединить. Дальше в проводе, от которого делаем ответвление, разделяем жилы на 2 пары, делая ушко, в которое продеваем подсоединяемый провод. А дальше делаем скрутку.
Можно ли паять?
При ремонте электрической проводки запрещается использовать пайку. Так указывается в руководстве по ремонту автомобилей концерна VAG:
А как вы соединяете провода в своем автомобиле?
Ключевые слова: универсальная статья
Источник
Как сделать параллельную скрутку
Для начала зажмите пассатижами со стороны изоляции с небольшим отпуском. С другого конца можно немного закрутить провода для удобства, собрав в пучок. И Вторыми пассатижами начинать скручивать.
Очень важно, чтобы витки ложились равномерно оттягивать пассатижи от себя в сторону. Иначе могут появиться отдельные выбивающиеся витки. На фото делаю тройную скрутку, ибо для качественного выполнения потребуется приложить немало усилий.
Оставляется 10-15 витков для минимизации переходного сопротивления и увеличения площади контакта. Кончик, за который осуществлялось скручивание, откусывается бокорезами. Всё готово.
Если делаете впервые, то советую перед чистовой работой потренироваться их делать на таких же маленьких кусках из остатков. Коих при ремонте может много остаться после сборки щита.
Как не должно быть
На фото выше специально показаны примеры плохих скруток, которые могут получиться в следствии отсутствия опыта или лени монтажника. С 1 фото всё понятно: выехавшие витки, очень слабо затянуто. Даже пальцами можно будет раздвинуть
Со второй не всё так однозначно, некоторые оставляют такую. Но обратите внимание на фото выше, где была тройная скрутка. На двойной без вариантов витки должны очень плотно прилегать друг к другу. А если последние кривые витки отрезать, то количества витков не хватит для полноценного контактного соединения.
Мнение эксперта
It-Technology, Cпециалист по электроэнергетике и электронике
Задавайте вопросы «Специалисту по модернизации систем энергогенерации»
Скрутка проводов — 105 фото безопасных и надежных вариантов Лучше понаблюдать в течение нескольких часов, как электросеть работает, после этого рекомендуется проверить температуру в месте крепления. Спрашивайте, я на связи!
Плюсы и минусы скрутки проводов в авто
Проще всего соединить провода путём их скручивания. Это быстро и не потребуется никаких инструментов, помимо ножа для зачистки изоляционного слоя. При необходимости скрученные контакты очень легко разрываются без каких-либо приспособлений.
Недостаток скруток заключается в низкой надёжности, а также возможного нарушения контакта. При таком способе повышается риск окисления, что может привести к нестабильной работе запитанного потребителя.
Скрутку в автомобильной электрике не рекомендуется применять в цепях высокого тока. Например, для запитывания головного освещения или подключения противотуманных фонарей. Но она вполне сгодится для слаботочных цепей. Светодиодная подсветка вполне может состоять из скрученных соединений.
Надёжная скрутка делается путём переплетения распушенных кончиков в одно целое. Таким образом, обеспечивается хороший контакт между двумя проводниками.
Скрутка многопроволочных жил
Многопроволочная жила (иногда ее ошибочно называют многожильной) состоит из нескольких тонких проволочек, что придает ей гибкость. Из таких проводов делают шнуры питания, переносные розетки и удлинители.
Также их используют в распределительных щитах, где из-за близкого расположения приборов и тесноты кабель приходится сильно сгибать. Из-за гибкости скручивание многопроволочных жил по любому из вышеописанных способов не обеспечивает качественного и долговечного контакта.
- каждую жилу распускают на два или более пучка (зависит от количества проволочек);
- прикладывают жилы одну к другой и скручивают попарно пучки от разных жил;
- полученные пучки скручивают в один.
Полезные советы Схемы для подключения Принципы работы устройств Главные понятия Счетчики от Энергомера Меры предосторожности Лампы накаливания Видеоинструкции для мастера Проверка мультиметром
Плюсы и минусы пайки проводов в авто
В большинстве работ с электрикой, пайка может оказаться очень надёжным соединением, но в автомобилях её рекомендуется не применять. Это связано с тем, что спаянный контакт подвержен окислению, что спровоцирует стремительное разрушение соединения. Паянное соединение не имеет гибкости и при минимальном физическом воздействии контакты, которые подгнили, распадутся.
Портится не сама пайка. Слабые места такого соединения находятся между изоляционным слоем провода и самой пайкой. Тут будет происходить окисление, которое спровоцирует надлом.
Также к отрицательным моментам стоит отнести неудобство такого способа. Пытаться спаять контакты под торпедо, где и примитивную скрутку не всегда можно нормально сделать, очень неудобно.
Надёжного паянного соединения можно добиться покрыв скрутку припоем и покрыв соединение специальным лаком, который будет препятствовать окислению.
Существующие способы соединения проводников
Основные способы соединения проводников в доме или квартире
Для соединения проводов могут быть сделаны несколькими способами:
- сварка — наиболее надежный способ, обеспечивающий высокую надежность соединения, но требующий навыков и наличия сварочного аппарата;
- клеммные колодки — просто выполнимое и довольно надежное соединение;
- пайка — хорошо работает если токи не превышают нормативные и соединение не греется до температур, выше нормы (65°С);
- опрессовка гильзами — требует знаний технологии, специальных клещей, но соединение надежное;
- использование пружинных зажимов — wago, СИЗ — быстро устанавливаются, при соблюдении условий эксплуатации обеспечивают хороший контакт;
- болтовое соединение — простое в выполнении, используется обычно в сложных случаях — при необходимости перехода с алюминия на медь и наоборот.
Плюсы и минусы сварки проводов в авто
Сварка проводов в автомобиле отличается большой надёжностью и долговечностью. В заводских условиях сварку контактов используют для создания надёжного соединения с «массой» автомобиля, а также в некоторые плюсовые контакты объединяются воедино с помощью сварки. Неоспоримым достоинством является то, что сварное соединение имеет минимальное сопротивление.
Тем не менее применять её в ремонтных целях очень дорого и часто неудобно.
Болтовое соединение
Это соединение собирается из болта любого диаметра, подходящей гайки и одной, а лучше — трех, шайб. Собирается быстро и просто, служит довольно долго и надежно.
Болтовое соединение проводов
Сначала проводники зачищаются от изоляции, при необходимости снимается верхний окисленный слой. Далее из зачищенной части формируется петля, внутренний диаметр которой равен диаметру болта. Чтобы было проще — можно провод обернуть вокруг болта и закрутить (средний вариант на правом рисунке). После все это собирается в таком порядке:
- На болт надевается шайба.
- Один из проводников.
- Вторая шайба.
- Другой проводник.
- Третья шайба.
- Гайка.
Соединение затягивается сначала руками, затем при помощи ключей (можно взять пассатижи). На этом все, соединение готово. Используется, в основном, если надо сделать соединение проводов из меди и алюминия, можно применять и при соединении проводников разного диаметра.
Плюсы и минусы обжимки проводов в авто
Всеми производителями автомобилей рекомендовано при ремонте электрики использовать именно обжим. Это популярный способ, у которого есть масса преимуществ:
Из недостатков можно выделить только то, что придётся купить специальный инструмент — кримпер. Несмотря на то, что некоторые муфты имеют полимерную изоляцию, рекомендуется дополнять соединение термоусадкой.
В завершении темы стоит напомнить, что независимо от выбранного способа важно соблюдать технику безопасности при работе с электропроводкой автомобиля. При ремонте нужно обязательно отключать аккумуляторную батарею. Все плюсовые контакты должны иметь надёжную изоляцию. В противном случае может произойти короткое замыкание, которое вызовет пожар.
Источник
Сварка — высокая надежность в любых условиях
При соединении проводов сваркой проводники скручиваются, а конец их заваривается. В результате образуется шарик из металла, который и обеспечивает в любых условиях стабильное и очень надежное соединение. Причем надежное оно не только в плане электрических характеристик, но и механически тоже — металл соединенных проводов после расплавления образует монолит и вычленить отдельный проводник невозможно.
Сварка — важно нагреть металл, но не оплавить изоляцию
Недостаток такого типа соединения проводов — соединение получается на 100% неразъемное. При необходимости что-то изменить, надо отрезать сплавленный кусок и переделывать все заново. Потому для таких соединений оставляют некоторый запас проводов — на случай возможной переделки.
Из других недостатков — необходим сварочный аппарат, соответствующие электроды, флюс и навык работы. К тому же, занимает сварка немало времени, требуется защищать окружающие предметы, а еще неудобно работать со сварочником на высоте. Потому электрики данный тип соединений практикуют в исключительных случаях. Если же вы делаете «для себя» и умеете неплохо обращаться со сварочным аппаратом, можете потренироваться на обрезках. Основной фокус в том, чтобы не расплавить изоляцию, но сварить металл.
После остывания место сварки изолируют. Можно использовать изоленту, можно — термоусадочные трубки.
LizarD71 › Блог › Соединение проводов в авто: пайка, скрутка, обжим?
Этот вопрос посещает, пожалуй, каждого, кто впервые сталкивается с задачей самостоятельного дооснащения своего любимца всякой, полезной для авто, всячиной. Я не был исключением, и прежде чем шаловливыми ручками лезть свеженький продукт немецкого автопрома, решил основательно подготовиться, дабы не кусать потом локти. Основные требования
к соединениям я бы обозначил следующие: — физическая прочность; — электрическая надежность (низкое сопротивление); — во многих случаях герметичность. Рассмотрим по порядку основные варианты:
Пайка
Главная проблема здесь — активное окисление соединения в условиях уличной эксплуатации, что в конце концов приводит к разрушению соединения. Конечно, можно защитить соединение, но в этом случае затраты времени и сил будут неоправданно большими. К тому же, концерн VAG официально запрещает использование пайки при ремонте. На изображении ниже: 1. Официальное руководство по ремонту ElsaWin для автомобилей VAG группы 2. Программа для саморазвития для механиков автомобилей всё той же VAG группы SSP-91 3. Указание для службы сервиса по установке дополнительных электрических аксессуаров TPI 2028026
Дополнение 1
: В каментах многие защищают пайку как вид соединения. Вынужден пояснить: я не против этого соединения. Если его правильно выполнить, скорее всего оно переживет автомобиль.
НО
— далеко не у каждого хватит знаний и опыта для этого! Да и для опытного человека пляски с паяльником под торпедой — весьма сомнительное удовольствие. Именно поэтому я читателям не советую этот метод.
Дополнение 2
: Если вы в своих силах уверены и намерены пользоваться именно пайкой, то вот вам рецепт от FirstHant :
Если нужно качественное, надежное и долговременное соединение- — провода зачищаем и правильно скручиваем — качественно пропаиваем. (паяльники на 12 вольт — не редкость, как и преобразователи 12-220) — удаляем остатки флюса — соединение промазываем специальным полиуретановым или цапон-лаком — затягиваем в термоусадку — фиксируем соединение с двух сторон
Дополнение
: В каментах FirstHant отлично расписал процесс изготовления правильной скрутки:
если правильно делать — зачищать на пару сантиметров, провода скрещивать, отступив 5 мм от изоляции и зачищенный конец наматывать плотно, виток к витку на другой провод, т.е. от места «скрещивания» до изоляции. Такая скрутка механически прочная, растянуть ее невозможно — только оборвать провод. Провода обязательно должны быть из одинаковых металлов. Для защиты от окисления можно смазать густой смазкой, без фанатизма. Зачищать лучше специальной приспособой, типа такой www.chipdip.ru/product/ht-766-tl-766/. Сила сжатия регулируется, в зависимости от прочности изоляции. Наружные соединения защищать изолентой нельзя! Собирается под ней влага, уходит плохо, соединение быстро разрушается.
Обжим
Важное замечание:
практически все производители рекомендуют именно обжим в качестве основного способа соединения проводов при ремонте, VAG группа — в том числе (с применением оригинальных соединительных муфт — о них ниже).
Плюсы:
— простота соединения; — физическая прочность соединения; — при использовании особых муфт — изоляция+герметизация одним действием без использования дополнительных материалов.
Минусы:
— оригинальный провод придется резать; — необходим кримпер — специфический (хоть и не сильно дорогой) инструмент; — оригинальные муфты хоть и очень хороши, но дОроги — стольник за штуку +/- (благо, теперь есть аналоги). К этой же категории отнесу прокалывающие ответвительные зажимы. О них дальше.
Долго для меня было загадкой, как выполняются штатно соединения нескольких проводов внутри жгута. Выглядит такое соединение вот так:
И вот недавно наткнулся на видео, как это работает:
Так или иначе, очевидно, что «на коленке» повторить такое соединение не получится, поэтому продолжаем.
Процесс соединения проводов обжимом
Для соединения используются муфты. Вот они:
Дополнение 0:
Для подключения к проводке есть еще один способ, позволяющий полностью сохранить оригинальную проводку, но требующий инструмента. Он будет описан в конце статьи.
Дополнение 1:
С удивлением для себя обнаружил, что есть аналоги от боша, причем намного дешевле VAGа! Bosch
1 987 532 035
— 0,5-1,0мм Bosch
1 987 532 000
— 0,5-1,5мм Bosch
1 987 532 001
— 1,5-2,5мм Bosch
1 987 532 002
— 4,0-6,0мм
Дополнение 2:
Не так давно наши китайские друзья научились делать аналогичные вещи. Заказать можно, например, вот тут. Ценник, не очень китайский, но в РАЗЫ дешевле оригинала. Герметика внутри чуть меньше, чем в оригинале, но в целом работают как надо. Маст хэв)
Источник
Пайка или скрутка? Особенности ремонта автомобильной проводки глазами профессионального электрика
Греть машину зимой или нет, убивает ли газ моторы, паять провода или скручивать – кажется, некоторые вопросы автомобилистов настолько же вечные и “холиварные”, как тема о появлении яйца и курицы. И чем ближе сезон, тем ожесточеннее идут споры, которым не видно конца.
Как, например, быть, если от возраста и повышенной влажности проводка «сдалась» окончательно? Об этом мы спросили опытного мастера-диагноста Дмитрия, чей многолетний стаж работы позволяет делать кое-какие выводы.
– Почему вообще провода выходят из строя?
– Если говорить о естественных факторах, то причинами становится влага и разрушение изоляции из-за агрессивной среды либо просто в силу возраста. Реже можно встретить не самые удачные заводские решения по прокладке проводки. Искусственных причин больше, но все они сводятся либо к некачественно проведенному вмешательству в проводку, либо к нарушению ее укладки и последующим из-за этого повреждениям.
Самое крепкое и надежное соединение – это сварка. Она встречается в силовых цепях, когда иначе никак. Довольно часто в заводских соединениях в ход идет обжимка. Это тоже достаточно надежный способ, но не без своих недостатков. К примеру, обжимка тонких «пинов» часто страдает от влаги.
При этом тот же VAG в качестве способа ремонта проводки предлагает использовать именно обжимку. У них есть даже специальные комплекты с гильзами и термоусадочными трубками. Более того, все те же ремонтные наборы могут содержать гильзы с пастой для пайки внутри. При нагревании термоусадки эта паста дополнительно спаяет соединение.
Но все же моя главная претензия к устройству проводки в авто – отсутствие пайки за редкими исключениями. Ранее мне доводилось работать с авиационным оборудованием – там везде применяется именно она.
– И тут мы переходим к тому самому вечному вопросу.
– Пайка и скрутка остаются самыми популярными способами ремонта проводки. Каждый мастер сам ставит точку в этом вопросе – к какой-то договоренности прийти не удалось и вряд ли удастся.
В своей практике я предпочитаю пайку. Использование скруток допускаю только в тех случаях, когда ремонт нужен «здесь и сейчас». Скрутки окисляются, а со временем от вибрации могут вообще развалиться. К их плюсам однозначно относятся скорость и простота, а также меньшая по сравнению с пайкой жесткость. Но когда провода аккуратно уложены, это не играет весомой роли, а делать соединения где-нибудь в переходе к двери вообще не стоит – уж лучше заменить провод частично или целиком, исключив подвижность соединения в принципе.
При этом пайка дает более надежное соединение и намного меньше боится влаги. Также она обеспечивает наименьшее сопротивление – именно этого мы и пытаемся добиться. Ведь если сопротивление будет больше положенного, в месте соединения будет выделяться тепло. Это в свою очередь может привести к деформации соединения. Далее последует еще большее выделение тепла – и так до тех пор, пока все не расплавится окончательно. Это опасно.
Более того, не везде есть возможность применить скрутку. Где-то из-за неудобного расположения проводов к ним банально нельзя долезть двумя руками, а где-то скрутку не позволяет сделать длина проводов. При пайке такие неудобные моменты можно легко обойти, дотянувшись до неудобного места паяльником с каплей припоя. Или как, например, скрутить провода с большим сечением? Их можно обжать и опять же спаять. Правда, для прогрева придется использовать либо очень мощный паяльник, либо горелку, но суть от этого не изменится.
С толстыми проводами решения в принципе можно комбинировать. Так поступают некоторые автопроизводители. К примеру, толстые провода массы и питания на переходах от провода к клемме пропаивают Mercedes и BMW.
Вообще за свой стаж приходилось видеть немало «оригинальных» решений. Это и бытовые «автоматы», и изоляция самыми интересными методами – в качестве временных решений в ход идет все, что было под рукой.
– А пресловутые клеммники от WAGO?
– Лично у меня их использование вызывает куда больше вопросов, чем ответов. WAGO вообще предназначены для одножильных проводов, использовать их для многожильных уже неправильно. Платить за клеммники, которые к тому же могут быть некачественными копиями, смысла нет.
– Что касается флюса и припоя, какие могут быть рекомендации по выбору?
– С припоем все просто: он не должен быть высокотемпературным. С откровенно плохими припоями сталкиваться не приходилось. Поэтому при отсутствии опыта проще спросить совета у продавца либо изучить отзывы в Сети, где информации достаточно. Примерно тот же совет можно дать и касательно флюса. Вариантов на рынке хватает. Провода – это все же не блоки управления с их нежными платами и элементами.
– Каким образом лучше всего изолировать и герметизировать места соединения? Обычная изолента сгодится?
– Все зависит от условий работ. Многие считают наилучшим способом термоусадку с клеевым слоем. Она более прочная, чем обычная термоусадка, ее куда сложнее повредить при наличии каких-либо «заусенцев». Кроме того, после нагревания клей надежно защищает соединения от влаги, в его долговечности можно быть уверенным. Главное – аккуратно прогреть термоусадку.
В качестве замены термоусадки вполне можно рассматривать и ее обычную версию. Однако для защиты от влаги вместе с ней желательно использовать герметик. Защита получается достаточно надежной, но по удобству работы это не лучший способ.
Однако без герметика не обойтись при создании сложных соединений, когда количество «входящих» и «исходящих» проводов различается. К ним же можно отнести и врезки, в которых «врезанный» провод лучше поджать к «основному». Такое часто встречается при установке дополнительного оборудования. Термоусадочные трубки из-за разницы в толщине соединения здесь не помогут – как раз эту разницу и стоит компенсировать герметиком.
Что касается использования ПВХ и тканевых изолент, то оба эти варианта имеют право на жизнь с поправкой на их грамотное применение. Например, не самой лучшей идеей будет использовать изоленту ПВХ для моторного отсека, поскольку от высоких температур со временем она начнет терять свои свойства. Однако в салоне с ней проблем не будет, равно как сгодится и тканевая изолента. Что касается моторного отсека, то необходимо выбирать тканевую термостойкую изоленту. Некоторые из таких изолент также содержат пропитку, которая при нагревании феном делает соединение едва ли ни одним целым.
– Есть ли какие-то лайфхаки, чтобы место соединения прослужило как можно дольше?
– Никаких особых технологий нет. Если используется скрутка, просто стоит выбирать длину оголенных проводов с запасом и постараться посильнее их затянуть.
При пайке по возможности стоит сделать небольшую скрутку, если опять же позволяет длина и сечение. При отсутствии такой возможности сгодится хотя бы «вставка» жил одного провода в другой, чтобы соединение получилось цилиндрическим и без выступа от нахлеста. А уже после пайки место соединения желательно обжать теми же пассатижами, чтобы ничего лишнего не торчало и не могло повредить изоленту либо термоусадку.
– И все-таки: скрутка или пайка?
– И я, и многие мои коллеги давно пришли к такой схеме: везде по возможности использовать именно пайку и применять скрутки лишь в отдельных случаях, когда действовать приходится по ситуации. В конце концов, нельзя быть фанатично преданным какому-то одному способу.