Работа крана вблизи ЛЭП – нормы и правила безопасности

Высоковольтные линии электропередач – опасные объекты, работать вблизи которых надо с осторожностью и соблюдением норм безопасности. Работы крана вблизи ЛЭП ведут, только если расстояние до линий электропередач не будет меньше 30 м. Иначе требуются допуски.

Правила работы крана вблизи ЛЭП

Когда работа крана вблизи ЛЭП ближе 30 метров, то оператору требуется получить наряд-допуск, в котором будут определены безопасные условия труда. Расстояние высчитывается таким образом.

В расчет берется расстояние от выдвижной части подъемного крана в любом ее положении, от груза, подвешенного на стреле, до вертикальной плоскости, которая образуется от проекции, проведенной от кабеля под прямым углом до земли.

По воздушной линии электропередач должно протекать не менее 42 Вольт.

При составлении наряд-допуска учитываются стандарты и правила безопасности, прописанные в ГОСТ 12.1.013—78, который переиздавался в апреле 2001 года.

Организация, выдающая наряд, определяет время действия. Наряд-допуск получает крановщик на руки, непосредственно перед работами. Исполнителю, то есть крановщику, запрещается самовольно выбирать место установки крана рядом с ЛЭП и проводить непосредственно установку.

Этот момент отмечается записью в путевом листе. Если потребуется физическое перемещение крана с одного места на другое, составляется и выдают новый допуск.

Рабочий процесс должен идти под прямым личным контролем лица, ответственного за безопасность работ кранами.

Лицо указывает крановщику точное место, в котором должен быть установлен кран, обеспечивает выполнение условий труда, оговоренных в выданном наряд-допуске. Затем вносят запись в вахтенный журнал крановщика о том, что разрешение выдано.

Если работа выполняется в охранной зоне электропередач, в пределах разрывов, которые установлены «Правилами охраны высоковольтных электросетей», наряд-допуск не может быть выдан без согласования с организацией, эксплуатирующей линий электропередач.

К охранным зонам ЛЭП относятся участки земли и пространства, находящиеся между плоскостями, расположенными по сторонам от вертикальных проекций на землю крайних проводов – все графически нарисовано на схеме сверху.

Чем выше напряжение сети, тем большими будут отступы:

  1. До 1кВ – 2 метра.
  2. От 1 до 20кВ – 10 метров.
  3. 35кВ – 15 метров.
  4. 110кВ – 20 метров.
  5. От 150 до 220кВ – 25 метров.
  6. От 330 до 500кВ – 30 метров.
  7. 750кВ – 40 метров.
  8. 1150кВ – 50 метров.

При этом расстояние от крайних проводов до крана и переносимого груза будет составлять:

  • До 1кВ – 1,5 метра.
  • От 1 до 20кВ – 2 метра.
  • До 110кВ – 4 метра.
  • От 110 до 220кВ – 5 метров.
  • 330кВ – 6 метров.
  • До 800 кВ – 9 метров.

Внимание! Не путайте эти расстояния с размерами охранных зон. К ним они не относятся.

О нормах расстояния между опорами ЛЭП читайте в нашей статье.

Когда крановщики состоят в штате энергетического предприятия, а работы выполняются персоналом, который и эксплуатирует электроустановки, то наряд допуск на работу самоходных кранов вблизи высоковольтных линий электропередач будет выдаваться по нормам и порядкам, установленным в отрасли.

Работа может выполняться и под неподключенными электрическими проводами городского транспорта (троллейбус, трамваи). Допуск разрешается, если расстояние между контактными проводами и стрелой крана не меньше 1000 мм или 1-го метра.

Производство работ в охранной зоне воздушных линий электропередач

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ТТК)

ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ В ОХРАННОЙ ЗОНЕ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧ

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (именуемая далее по тексту ТТК) разработана на комплекс работ строительныхмашин в охранной зоне воздушных линий электропередач.

1.2. Типовая технологическая карта предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), Проектов организации строительства (ПОС), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ в охранной зоне.

1.3. Цель создания представленной ТТК — дать рекомендуемую схему технологического процесса по проведению комплекса работ в охранной зоне, показать состав и содержание ТТК, примеры заполнения необходимых таблиц.

1.4. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты на выполнение работ в охранных зонах.

При привязке Типовой технологической карты к конкретному объекту и условиям строительства уточняются схемы производства, объемы работ, затраты труда, средства механизации, материалы, оборудование, и т. п.

1.5. Все Рабочие технологические карты разрабатываются по рабочим чертежам проекта, регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ.

1.6. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.7. Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительно-монтажной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика и организациями, в ведении которых будет находиться эксплуатация данной воздушной линии электропередач.

1.8. Применение ТТК способствует улучшению организации производства, повышению производительности труда и его научной организации, снижению себестоимости, улучшению качества и сокращению продолжительностистроительства, безопасному выполнению работ, организации ритмичной работы, рациональному использованию трудовых ресурсов и машин, а также сокращению сроков разработки ППР и унификации технологических решений.

1.9. В данной ТТК рассматриваются такие виды работ, как:

— проезд строительной техники под ЛЭП;

— отрывка траншеи (котлована) под ЛЭП.

1.10. Работы следует выполнять руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

СНиП 3.01.01-85*. Организация строительного производства;

СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

ПОТ Р М-016-2001. Межотраслевые правила охраны труда при эксплуатации электроустановок;

РД 102-011-89. Охрана труда. Организационно-методические документы.

2. ТРЕБОВАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТ

2.1. Допуск рабочих строительно-монтажной организации к работам в охранной зоне линии электропередачи, находящейся под напряжением, а также в пролете пересечения с действующей воздушной линией электропередач проводят допускающий из персонала организации, эксплуатирующей линию электропередачи и начальник участкастроительно-монтажной организации.

При этом допускающий осуществляет допуск начальник участка строительно-монтажной организации и исполнителей каждой бригады данного участка, с выдачей оформленного наряда-допуска на производство работ в охранной зоне ЛЭП.

2.2. Наряд-допуск на производство строительно-монтажных работ в охранной зоне действующей ЛЭП должен быть подписан главным энергетиком строительно-монтажной организации и ответственным представителем эксплуатирующей организации ЛЭП.

2.3. Выполнение работ в охранной зоне линии электропередачи, находящейся под напряжением, проводится с разрешения начальника участка строительно-монтажной организации и под надзором наблюдающего из персонала организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

2.4. Проезд автомобилей, грузоподъемных машин и механизмов в охранной зоне воздушной линии электропередач, а также установка и работа машин и механизмов должны осуществляться под наблюдением одного из работников местных электросетей или производителя работ, имеющего группу допуска IV, а при выполнении строительно-монтажных работ в охранной зоне ВЛ — под наблюдением ответственного руководителя местных электросетей или производителя работ, имеющего группу допуска III.

Водители, крановщики, машинисты, стропальщики, работающие в охранной зоне ВЛ, должны иметь группу допуска II.

2.5. В строке «Отдельные указания» наряда-допуска должна быть сделана запись о назначении работника, ответственного за безопасное производство работ кранами с указанием должности, фамилии и инициалов.

2.6. Работа строительных машин в охранной зоне ЛЭП разрешается при наличии у машиниста наряд-допуска и при полностью снятом напряжении организацией, эксплуатирующей данную линию электропередачи.

2.7. Установка и работа грузоподъемных механизмов непосредственно под проводами ВЛ напряжением до 35 кВ включительно, находящимися под напряжением, не допускается.

2.8. В случае невозможности снятия напряжения строительно-монтажные работы в охранной зоне ЛЭП допускается производить только:

при наличии письменного разрешения эксплуатирующей организации;

при предварительной выдаче машинистам строительных машин и строителям наряда-допускастроительно-монтажной организацией;

при руководстве и непрерывном надзоре ответственного лица из числа инженерно-технических работников, имеющих группу по электробезопасности не ниже III, назначенного организацией, ведущей работы;

при наличии у машинистов строительных машин по электробезопасности согласно утвержденному списку;

при расстоянии от подъемной или подвижной части грузоподъемных машин и от поднимаемого груза в любом положении до ближайшего провода ЛЭП согласно таблице параметров опасной зоны (So);

при заземлении грузоподъемных машин, кроме машин на гусеничном ходу;

при условии, когда все работающие в охранной зоне могут оказать первую доврачебную помощь пострадавшим от электрического тока.

2.9. При всех работах в пределах охранной зоны ВЛ без снятия напряжения механизмы и грузоподъемные машины должны заземляться. Грузоподъемные машины на гусеничном ходу при их установке непосредственно на грунте заземлять не требуется.

2.10. Границы охранной и опасной зоны устанавливаются в обе стороны от крайних проводов для соответствующего напряжения согласно ГОСТ 12.1.051 и указанны в таблице 1 и таблице 2, а так же на рис.1.

Рис.1. Схема границ охранной и опасной зон в районе действующей воздушной линии электропередач

ПАРАМЕТРЫ ОХРАННОЙ ЗОНЫ

Таблица 1

Напряжение воздушной линии электропередач, кВ Расстояние S, м
До 1 2,0
От 1 до 20 (включительно) 10,0
35 15,0
110 20,0
150, 220 25,0
330, 400, 500 30,0
750 40,0
800 (постоянный ток) 30,0

ПАРАМЕТРЫ ОПАСНОЙ ЗОНЫ

Таблица 2

Напряжение воздушной линии электропередач, кВ Расстояние S, м
min. max.
До 1 1,5 1,5
От 1 до 20 (включительно) 2,0 2,0
Cвыше 20-35 4,0 4,0
Свыше 35-110 4,0 4,0
Свыше 110-220 4,0 5,0
Свыше 220-400 6,0 7,0
Свыше 400-750 9,0 10,0
Свыше 750-1150 10,0 11,0

2.11. При разработке траншеи (котлована) допускается работа экскаватора непосредственно под проводами воздушной линии электропередачи, находящихся под напряжением 110 кВ и выше. При этом должны быть соблюдены условия, что расстояние от подъемной или выдвижной частей экскаватора, а также от перемещаемого им грунта, находящихся в любом положении, до ближайшего провода должно быть не менее указанного в таблице параметров опасной зоны для соответствующего напряжения So (см. рис. 2).

Рис.2. Работа одноковшового экскаватора непосредственно под воздушной линией электропередач

2.12. В случае невыполнения вышеизложенных условий разработку траншеи (котлована) по ЛЭП необходимо производить вручную.

Протяженность участка разрабатываемого под ЛЭП вручную определяется по формуле:

2.13. При проезде под линией электропередач, находящейся под напряжением, рабочие органы машин должны находиться в транспортном положении (кран-трубоукладчик должен быть с опущенной стрелой).

2.14. Передвижение машин вне дорог, под проводами линии электропередач, находящихся под напряжением, следует проводить в месте наименьшего провисания проводов (ближе к опоре), при этом необходимо соблюдать габариты механизмов по высоте. При передвижении и транспортировке строительных грузов и строительных машин по дорогам без покрытия высота верхних выступающих частей не должна превышать 3,5 метров.

При транспортировке строительных грузов и строительных машин по дорогам с твердым покрытием высота верхней выступающей части не должна превышать 5 метров.

2.15. Стоянка машин в охранной зоне ЛЭП допускается только по письменному разрешению организации, эксплуатирующей линию передач. Допускается в пределах рабочего места перемещение грузоподъемных машин по ровной местности с поднятым рабочим органом без груза и людей на подъемной или выдвижной части, если такое перемещение разрешается по заводской инструкции и при этом не требуется проезжать под не отключенными шинами и проводами ВЛ. (смотри рис.3).

Рис.3. Схема проезда строительных машин под действующей воздушной линией электропередач

2.16. При переезде строительной техники и автомобильного транспорта под ЛЭП на расстоянии 10 м в обе стороны от ЛЭП установить столбы, вывесить сигнальную ленту и щиты с надписью “Осторожно! ЛЭП — высокое напряжение”.

2.17. При передвижении машин под проводами действующих ЛЭП расстояние по вертикали (Н) между самой верхней точкой машины и нижней точкой провисания провода в зависимости от напряжения воздушной линии должно быть не менее указанного в таблице 3.

Таблица 3

Напряжение, кВ до 35 35-110 110-220 220-300 300-500 500-750 750-1150
Н, м 2,0 3,0 4,0 5,0 6,0 9,0 10,0

2.18. При установке трубоукладчика на месте работы производителем работ совместно с допускающим должен быть определен необходимый сектор перемещения стрелы. Этот сектор до начала работ должен быть ограничен шестами с флажками, а в ночное время сигнальными огнями.

2.19. Устанавливать грузоподъемную машину (механизм) на выносные опоры и переводить ее рабочий орган из транспортного положения в рабочее должен управляющий ею машинист. Не разрешается привлекать для этого других работников.

2.20. При работе в охранной зоне ЛЭП обязательно проведение целевого инструктажа с персоналом.

Складирование материалов и оборудования в охранной зоне запрещается.

3. БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА

3.1. При производстве работ в охранной зоне воздушной линии электропередач следует руководствоваться действующими нормативными документами:

СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

ГОСТ 12.3.002-75* «Процессы производственные. Общие требования безопасности»

РД 102-011-89. Охрана труда. Организационно-методические документы.

ПОТ Р М-016-2001. Межотраслевые правила по охране труда при эксплуатации электроустановок.

3.2. Границы охранной и опасной зоны устанавливаются в обе стороны от крайних проводов для соответствующего напряжения согласно ГОСТ 12.1.051 и указаны на схеме.

3.3. Не допускается пребывание на месте работы в охранной зоне — людей, не имеющих прямого отношения к проводимой работе.

3.4. При приближении грозы, лицо, ответственное за безопасное производство работ, обязано прекратить работы и вывести всех работающих из зоны работ на расстояние не ближе 30 метров от ЛЭП. Во время грозы производство работ и пребывание людей в охранной зоне ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

3.5. В случае соприкосновения стрелы крана или подъемного механизма с токоведущими частями, находящимися под напряжением, машинист должен принять меры к быстрейшему разрыву возникшего контакта и отведению подвижной части механизма от токоведущих частей на расстояние не менее 4 метров, предупредив окружающих работников о том, что механизм находится под напряжением.

3.6. Если в результате соприкосновения с токоведущими частями или возникновении электрического разряда механизм или грузоподъемная машина окажутся под напряжением, прикасаться к ним и спускаться с них на землю или подниматься на них до снятия напряжения НЕ РАЗРЕШАЕТСЯ.

3.7. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ работа грузоподъемных машин при ветре, вызывающем приближение на недопустимое расстояние грузов или свободных от них тросов и канатов, с помощью которых поднимается груз, до находящихся под напряжением токоведущих частей.

3.8. НЕ ДОПУСКАЕТСЯ при работе грузоподъемных машин и механизмов пребывание людей под поднимаемым грузом, а также в непосредственной близости (ближе 5 м) от натягиваемых проводов (тросов), упоров, креплений и работающих механизмов.

3.9. При проезде, установке и работе автомобилей, грузоподъемных машин и механизмов расстояния от подъемных и выдвижных частей, стропов, грузозахватных приспособлений, грузов до токоведущих частей, находящихся под напряжением, должны быть не менее 4 м.

3.10. Установка и работа кранов-трубоукладчиков на расстоянии менее 30 м от крайнего провода линии электропередачи или воздушной электрической сети напряжением более 42 В осуществляются только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия работы. Порядок организации производства работ вблизи линии электропередачи, выдачи наряда-допуска и инструктажа устанавливается приказом по организации, производящей погрузочные работы, и производителем работ.

Наряд-допуск должен выдаваться крановщику (машинисту) крана-трубоукладчика на руки перед началом работы. Крановщику (машинисту) запрещается самовольная установка крана-трубоукладчика для работы вблизи линии электропередачи. Работа крана-трубоукладчика вблизи линии электропередачи должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами-трубоукладчиками, которое должно указать крановщику (машинисту) место установки крана-трубоукладчика, обеспечить выполнение предусмотренных нарядом-допуском условий работы и произвести запись в вахтенном журнале о разрешении работы.

При производстве работ в охранной зоне линии электропередачи или в пределах разрывов, установленных Правилами охраны высоковольтных электрических сетей, наряд-допуск может быть выдан только при наличии разрешения организации, эксплуатирующей линию электропередачи.

3.11. Если в результате соприкосновения или электрического разряда произойдет возгорание строительной машины, не позволяющее оставаться в ней, машинист должен, не держась руками за части машины, спрыгнуть на землю сразу обеими ногами и оставаться на одном месте до снятия напряжения с ЛЭП. Удаляться от машины до снятия напряжения с линии можно прыжками на одной или двух ногах одновременно, или мелкими шагами, не превышающими длину стопы.

3.12. При обнаружении на действующей ЛЭП оборвавшегося и лежащего на земле или провисающего провода запрещается приближаться к нему на расстояние менее 8 метров.

Если поставить охрану не представляется возможным, необходимо установить предупредительные знаки и укрепить их на стойках вблизи обрыва по радиусу с четырех сторон, но не ближе 8 метров, то есть за пределами шагового напряжения.

После устройства ограждения для установки предупредительных знаков следует немедленно сообщить в эксплуатирующую организацию о местонахождении обрыва.

3.13. Для отделения пострадавшего от токоведущих частей, находящихся под напряжением, следует надеть диэлектрические перчатки и боты и действовать штангой или изолирующими клещами, рассчитанными на соответствующее напряжение.

При этом надо помнить об опасности напряжения шага, если токоведущая часть (провод и т. п.) лежит на земле, и после освобождения пострадавшего от действия тока необходимо вынести его из опасной зоны.

3.14. На линиях электропередачи, когда нельзя быстро отключить их из пунктов питания, для освобождения пострадавшего, если он касается проводов, следует произвести замыкание проводов накоротко, набросив на них неизолированный провод.

Провод должен иметь достаточное сечение, чтобы он не перегорел при прохождении через него тока короткого замыкания. Перед тем как произвести наброс, один конец провода надо заземлить (присоединить его к телу металлической опоры, заземляющему спуску и др.). Для удобства наброса на свободный конец проводника желательно прикрепить груз. Набрасывать проводник надо так, чтобы он не коснулся людей, в том числе оказывающего помощь и пострадавшего. Если пострадавший касается одного провода, то часто достаточно заземлить только этот провод (смотри Рис.4).

Рис.4. Освобождение пострадавшего от действия тока в установках выше 1000 В отбрасыванием провода изолирующей штангой

3.15. ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ ПОСТРАДАВШЕМУ ОТ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТОКА

3.15.1. После освобождения пострадавшего от действия электрического тока необходимо оценить его состояние. Признаки, по которым можно быстро определить состояние пострадавшего, следующие:

а) сознание: ясное, отсутствует, нарушено (пострадавший заторможен), возбужден;

б) цвет кожных покровов и видимых слизистых (губ, глаз): розовые, синюшные, бледные;

в) дыхание: нормальное, отсутствует, нарушено (неправильное, поверхностное, хрипящее);

г) пульс на сонных артериях: хорошо определяется (ритм правильный или неправильный), плохо определяется, отсутствует;

д) зрачки: узкие, широкие.

3.15.2. При определенных навыках, владея собой, оказывающий помощь в течение 1 мин способен оценить состояние пострадавшего и решить, в каком объеме и порядке следует оказывать ему помощь.

Цвет кожных покровов и наличие дыхания (по подъему и опусканию грудной клетки) оценивают визуально. Нельзя тратить драгоценное время на прикладывание ко рту и носу зеркала блестящих металлических предметов. Об утрате сознания также, как правило, судят визуально, и, чтобы окончательно убедиться в его отсутствии, можно обратиться к пострадавшему с вопросом о самочувствии.

Пульс на сонной артерии прощупывают подушечками второго, третьего и четвертого пальцев руки, располагая их вдоль шеи между кадыком (адамово яблоко) и кивательной мышцей и слегка прижимая к позвоночнику. Приемы определения пульса на сонной артерии очень легко отработать на себе или своих близких.

Ширину зрачков при закрытых глазах определяют следующим образом: подушечки указательных пальцев кладут на верхние веки обоих глаз и, слегка придавливая их к глазному яблоку, поднимают вверх. При этом глазная щель открывается и на белом фоне видна округлая радужка, а в центре ее округлой формы черные зрачки, состояние которых (узкие или широкие) оценивают по тому, какую площадь радужки они занимают.

Как правило, степень нарушения сознания, цвет кожных покровов и состояние дыхания можно оценивать одновременно с прощупыванием пульса, что отнимает не более 1 мин.

Осмотр зрачков удается провести за несколько секунд.

Если у пострадавшего отсутствуют сознание, дыхание, пульс, кожный покров синюшный, а зрачки широкие (0,5 см в диаметре), можно считать, что он находится в состоянии клинической смерти, и немедленно приступать к оживлению организма с помощью искусственного дыхания по способу «изо рта в рот» или «изо рта в нос» и наружного массажа сердца (смотри рис.5, 6, 7).

Рис.5. Положение головы пострадавшего при проведении искусственного дыхания

Рис.6. Проведение искусственного дыхания по способу «изо рта в рот»

Рис.7. Проведение искусственного дыхания по способу «изо рта в нос»

3.15.3. Если пострадавший дышит очень редко и судорожно, но у него прощупывается пульс, необходимо сразу же начать делать искусственное дыхание. Не обязательно, чтобы при проведении искусственного дыхания пострадавший находился в горизонтальном положении (смотри рис.8, 9, 10).

Рис.8. Проведение искусственного дыхания на рабочем месте в положении пострадавшего сидя

Рис.9. Положение оказывающего помощь при проведении наружного массажа сердца

Рис.10. Правильное положение рук при проведении наружного массажа сердца и определение пульса на сонной артерии (пунктир)

Рис.11. Проведение искусственного дыхания и наружного массажа сердца одним лицом

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

4.1. ТТК составлена с применением нормативных документов по состоянию на 01.04.2006.

4.2. При разработке Типовой технологической карты использованы:

4.2.1. . Технология и механизация строительного производства;

4.2.2. Справочное пособие к СНиП 3.01.01-85 «Разработка проектов организации строительства и проектов производства работ для промышленного строительства»;

4.2.3. ЦНИИОМТП. М., 1987. Методические указания по разработке типовых технологических карт в строительстве;

4.2.4. ПОТ Р М-016-2001. Межотраслевые правила охраны труда при эксплуатации электроустановок;

4.2.5. СНиП 3.01.01-85* «Организация строительного производства»;

4.2.6. СНиП 12-03-2001. Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

4.2.7. СНиП 12-04-2002. Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство.

Электронный текст документа подготовлен ЗАО «Кодекс» и сверен по авторскому материалу. Автор: — начальник ПТО, строитель-технолог (стаж 30 лет), Санкт-Петербург, 2007

Такелажные и стропальные работы – меры обеспечения безопасности при работе рядом с ЛЭП

Данные виды работ предполагают разные ситуации, для которых прописаны свои требования и нормы. Рассмотрим их все по отдельности.

Перемещение груза с находящимися на нем людьми и только людей

Такие перемещения запрещены Правилами устройства грузоподъемных кранов и их эксплуатации.

Манипуляция может быть проведена в порядке исключения, когда выдана инструкция и получено согласование с органами российского Гостехнадзора.

При этом может использоваться только кран мостового типа и должна быть оборудована кабина, которая обеспечит полную безопасность людей. Требования по безопасности кабины разрабатываются отдельно.

Так как мостовые краны являются стационарными (с ограниченным передвижением), их вблизи ЛЭП не используют. А значит, данная манипуляция в рассматриваемой ситуации полностью исключается.

Перемещение груза над строениями, внутри которых находятся люди

Над перекрытиями производственных, служебных и жилых помещений, в которых в данный момент могут находиться люди, перемещение грузов запрещено.

Мероприятие может быть организовано, но только после получения на то разрешения от органов Гостехнадзора, разработки соответствующих мероприятий, обеспечивающие полную безопасность людей и имущества.

Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 02.07.2003

Подробная информация

Наименование документ«ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ И ПРОИЗВОДСТВЕ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ РАБОТ. РД 153-34.3-03.285-2002» (утв. РАО «ЕЭС России» 16.08.2002) (ред. от 02.07.2003)
Вид документаперечень, правила
Принявший органрао «еэс россии»
Номер документаРД 153-34.3-03.285-2002
Дата принятия01.01.1970
Дата редакции02.07.2003
Дата регистрации в Минюсте01.01.1970
Статусдействует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
НавигаторПримечания

«ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ И ПРОИЗВОДСТВЕ ЭЛЕКТРОМОНТАЖНЫХ РАБОТ. РД 153-34.3-03.285-2002» (утв. РАО «ЕЭС России» 16.08.2002) (ред. от 02.07.2003)

2.1 ЗЕМЛЯНЫЕ И БУРОВЫЕ РАБОТЫ

Организация работ

2.1.1. Земляные работы должны выполняться механизированным способом. Ручная разработка грунта допускается при малых объемах, в недоступных для машин местах и при доводке котлованов до проектных размеров (планировка оснований, доборка и зачистка).

2.1.2. Экскаваторы, бурильные и сваебойные установки во время работы должны устанавливаться на спланированной площадке, а машины на пневмоходу закрепляться инвентарными (переносными) упорами.

2.1.3. Во время перерывов в работе (независимо от их причин и продолжительности) стрелу экскаватора следует отвести в сторону от забоя, а ковш опустить на грунт. Очистку ковша можно производить только после того, как он опущен на землю вне котлована.

2.1.4. При прекращении земляных работ, в том числе временном, экскаватор следует отвести на расстояние не менее 2 м от края котлована.

2.1.5. При работе экскаватора запрещается производство каких-либо других работ со стороны забоя и нахождение людей в радиусе действия экскаватора плюс 5 м.

2.1.6. Во время движения экскаватора его стрелу необходимо устанавливать строго по направлению хода, а ковш приподнять над землей на 0,5-0,7 м. Запрещается передвижение экскаватора с нагруженным ковшом.

2.1.7. При уклоне, превышающем величину, установленную паспортом, спуск и подъем экскаватора необходимо осуществлять с помощью трактора или лебедки в присутствии ответственного работника.

2.1.8. При загрузке автомобилей грунтом с помощью экскаваторов и кранов шоферу запрещается находиться в кабине автомашины, если она не оборудована защитным козырьком.

2.1.9. При работе драглайна автомобиль должен устанавливаться так, чтобы его кабина была вне радиуса действия ковша.

2.1.10. Запрещается пользоваться механизмами поворота и передвижения экскаватора для резания грунта, а также для вывода ковша из грунта.

2.1.11. Машинист экскаватора обязан следить за состоянием стенок разрабатываемого котлована и при малейшей угрозе обрушения, обвалов или оползней, а также при образовании навесей (козырьков) немедленно прекратить работу и отвести экскаватор на безопасное расстояние.

2.1.12. Скрытые под землей коммуникации водопровода, канализации, теплофикации, а также газопроводы, воздухопроводы и кабели на закрытых территориях должны быть обозначены на поверхности земли указателями.

2.1.13. При обнаружении на территории строительства вредных газов и боеприпасов земляные работы прекращают, места их расположения обозначают соответствующими знаками и надписями. Рабочих, находящихся в этой зоне, немедленно удаляют до устранения причин опасных факторов. Руководители работ обеспечивают вызов МЧС.

2.1.14. В местах движения рабочих через траншеи и канавы должны устанавливаться мостки шириной не менее 0,6 м с установкой двусторонних перил высотой 1 м и бортовой доски.

2.1.15. В темное время суток место работ в опасных местах необходимо оборудовать дополнительными светильниками — сигналами отличными от светильников рабочего освещения.

Разработка котлованов

2.1.16. Запрещается работать на участках, не очищенных от крупных пней, камней, металлолома, гололеда.

2.1.17. При отсутствии соответствующих указаний в проекте производства работ минимальное расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайших опор машины допускается принимать по табл. 2.1.

Таблица 2.1.

Расстояние от основания откоса выемки до машины

Глубина, выемки, мГрунт не насыпной
песчаныйсупесчаныйсуглинистыйглинистый
Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки до ближайшей опоры машины, м
1,01,51,251,001,00
2,03,02,402,001,50
3,04,03,603,251,75
4,05,04,404,003,00
5,06,05,304,753,50

2.1.18. Рытье котлованов и траншей с откосами без креплений в нескальных грунтах выше уровня грунтовых вод (с учетом капиллярного поднятия) или в грунтах, осушенных с помощью искусственного водопонижения, допускается при глубине выемки и крутизне откосов согласно табл. 2.2.

Таблица 2.2.

Крутизна откосов при рытье котлованов без креплений

Виды грунтовКрутизна откосов (отношение его высоты к заложению) при глубине выемки, м, не более
1,53,05,0
Насыпные неслежавшиеся1:0,671:11:1,25
Песчаные1:0,51:11:1
Супесь1:0,251:0,671:0,85
Суглинок1:01:0,51:0,75
Лессовые1:01:0,251:0,5

Примечания: 1. При напластовании различных видов грунта крутизну откосов для всех пластов надлежит назначать по наиболее слабому виду грунта.

2. К неслежавшимся насыпным относятся грунты с давностью отсыпки до 2 лет для песчаных и до 5 лет — для пылевато-глинистых грунтов.

Крутизна откосов выемок глубиной более 5 м во всех случаях и глубиной менее 5 м при гидрогеологических условиях и видов грунтов, не предусмотренных п.2.2.18. и таб. 2.2., должна устанавливаться проектом.

2.1.19. Крепления для выемок глубиной более 3 м, а также для выемок шириной более 2 м независимо от их глубины следует осуществлять по индивидуальным проектам.

2.1.20. Разработка грунта «подкопом» не допускается.

2.1.21. Для спуска в котлован или подъема из него следует применять инвентарные лестницы, которые должны соответствовать ГОСТ 26887-86.

2.1.22. При горизонтальном продавливании труб, нахождение рабочих в трубопроводах допускается при диаметре трубы не менее 1 200 мм и длине не более 40 м. Длительность непрерывного пребывания рабочего внутри трубопровода не должна превышать одного часа.

Трубопровод длиной 10 м и более необходимо обеспечить принудительной вентиляцией.

2.1.23. Во избежание затопления котлованов поверхностными водами следует устраивать обваловывание или водоотводные каналы и ограждения. Если уровень грунтовых вод выше отметки дна котлована, то в соответствии с ППР выполняются мероприятия по водопонижению.

Работы вблизи подземных коммуникаций и котлованов

2.1.24. Производство земляных работ в зоне подземных коммуникаций (электрокабелей, газопроводов и др.) допускается только по письменному разрешению организации, ответственной за эксплуатацию этих коммуникаций.

К разрешению должен быть приложен план (схема) с указанием расположения и глубины заложения коммуникаций. До начала работ необходимо установить знаки, указывающие места расположения подземных коммуникаций.

2.1.25. Земляные работы в зоне действия подземных коммуникаций должны производиться под наблюдением мастера, а в охранной зоне электрических кабелей, находящихся под напряжением и под наблюдением работников электрохозяйства. На месте работы должны быть установлены сигнальные огни и предупреждающие плакаты.

Запрещается разработка грунта механизированным способом на расстоянии менее 2 м от боковой стенки котлована и менее 1 м над верхом трубы, кабеля или других коммуникаций, а также использование отбойных молотков, ломов и кирок для рыхления грунта над кабелем на глубину более 0,3 м при нормальной глубине прокладки.

Рытье котлована на глубину более 0,5 м непосредственно вблизи опоры линии электропередачи и в зоне расположения подземных коммуникаций должно производиться по наряду-допуску.

2.1.26. Разработка грунта в непосредственной близости (менее 5 м) от действующих подземных коммуникаций допускается только при помощи землекопных лопат и должна производиться без резких ударов. При обнаружении подземных сооружений, не предусмотренных планом, земляные работы в этих местах следует прекратить до выявления владельца сооружений и получения соответствующего разрешения.

2.1.27. Зимой раскопки на глубину более 0,4 м в местах прохождения кабелей должна выполняться с отогревом грунта. При этом необходимо следить за тем, чтобы от поверхности отогреваемого слоя до кабелей сохранялся слой грунта не менее 0,3 м.

Работы на косогорах

2.1.28. В проекте производства работ на установку фундамента, сборку и установку опор на косогорах необходимо предусматривать подготовку площадки и устройство подъездных путей.

2.1.29. Насыпь, устраиваемая на косогорах крутизной до 20°, не должна использоваться для установки и работы грузоподъемных кранов. На насыпях косогоров крутизной более 20° запрещается движение машин.

2.1.30. Для предупреждения сползания насыпей по основанию при крутизне косогоров до 11 выбранный грунт следует осыпать на очищенную от дерна поверхность; при крутизне косогора свыше 11 до отсыпки грунта косогор следует разделать уступами шириной не менее 3 м. По бровке площадки должен быть отсыпан защитный валик высотой не менее 1 м и шириной не менее 2 м.

Работы в зимнее время

2.1.31. В зимнее время года выемка грунта (за исключением сухого и песчаного) на глубину промерзания разрешается без установки креплений.

2.1.32. Разработку сухих песчаных грунтов следует производить независимо от глубины их промерзания с установкой креплений или откосов. За состоянием крепежа должно быть установлено постоянное наблюдение.

2.1.33. Стенки котлованов и траншей, разработанные в зимнее время (без креплений и с креплениями), с наступлением оттепели при наличии длительных атмосферных осадков, а также после искусственного обогрева подлежат обязательному осмотру и при необходимости дополнительному раскреплению.

2.1.34. Разработка котлованов и траншей способом естественного замораживания без устройства креплений допускается на глубину до 4 м, если скорость и глубина промерзания обеспечивают безопасность работ. Разработку сухих песчаных грунтов следует производить независимо от их промерзания с установкой креплений или с устройством откосов.

2.1.35. В зимних условиях запрещается механизированная разработка забоя без предварительного разрыхления. Нахождение людей ближе чем 5 м от места рыхления мерзлого грунта не допускается.

2.1.36. Тепляки над котлованами должны выполняться в соответствии с проектом производства работ. Запрещается устанавливать тепляки над нераскрепленными котлованами и траншеями.

2.1.37. При электропрогреве грунта должны соблюдаться требования ГОСТ 12.1.013-78. На прогреваемой площадке устанавливаются ограждения и предупредительные сигналы. В темное время суток площадка должна освещаться.

2.1.38. Расстояние между ограждениями и контурами прогреваемого участка должно быть не менее 3 м.

При электропрогреве грунта естественной влажности на открытом воздухе допускается напряжение до 380 В.

2.1.39. Электропрогрев должен обслуживаться электромонтером, имеющим III группу по электробезопасности. Он должен быть обеспечен необходимыми защитными средствами (диэлектрическими перчатками, галошами, клещами для измерения тока, инструментом с изолирующими ручками).

Запрещается пребывание посторонних лиц на прогреваемых участках, находящихся под напряжением.

2.1.40. Временные электрические сети от трансформатора к прогреваемым участкам необходимо выполнять из изолированных проводов, уложенных на козелках высотой не менее 0,5 м от земли. Корпус трансформатора должен быть заземлен.

2.1.41. Исправность оборудования и проводов, применяемых для электропрогрева, следует проверять ежедневно, а также после каждой перестановки оборудования и перекладки проводов.

Буровые работы

2.1.42. Площадка для установки бурильной машины должна быть ровной, с достаточно твердой поверхностью. Уклон поверхности площадки не должен превышать величин, указанных в паспорте бурильной установки.

2.1.43. Бурильные машины на автомобильном шасси, во избежании самопроизвольного перемещения, закрепляются инвентарными упорами.

2.1.44. Бурение скважин должно проводиться с установкой оградительной системы.

2.1.45. Перед началом работ машинист должен убедиться в отсутствии людей и посторонних предметов в радиусе действия механизмов и дать предупредительный сигнал.

2.1.46. Посторонние лица во время проведения бурильных работ должны находиться не ближе 5 м от рабочего органа.

2.1.47. Сооружение, ремонт, разборка и передвижка буровых машин производится под наблюдением лица, ответственного за проведение буровых работ.

2.1.48. Запрещается проводить бурильные работы при ветре 15 м/с и более, ливне, грозе.

2.1.49. Перемещение бурильных машин производится по заранее спланированному участку.

2.1.50. Не допускается передвижение бурильных машин с бурильными органами в рабочем положении.

2.1.51. Устья пробуренных скважин следует надежно закрывать щитами и заграждениями.

Перемещение и подъем опасных грузов

Особое внимание к соблюдению техники безопасности вблизи ЛЭП, да и не только, необходимо проявлять при перемещении опасных грузов. К таковым относятся вещества, изделия и материалы, которые обладают свойствами, способными в процессе перемещения привести в определенных условиях к гибели, отравлению, получению травмы, заболеванию, облучению, пожару взрыву, повреждения техники и зданий.

К таким работам допускаются только люди, прошедшие предварительное медицинское обследование. Категория их здоровья должна соответствовать характеру деятельности.

Все требования определяются государственными стандартами. Также крановщики и прочий персонал проходят соответствующее техническое обучение.

После его прохождения происходит аттестация. Данный класс работников должен быть обучен оказывать первую доврачебную помощь.

Перемещение груза несколькими кранами

Это сложная манипуляция, которую также может потребоваться выполнить рядом с линиями электропередач. Можно ее проводить только при непосредственном руководстве лицом, отвечающим за безопасность, выполняемых кранами.

Еще ориентируются на проект производства или технологическую карту, в которых приводятся допустимые схемы строповки, перемещения груза, применяемые меры безопасности и порядок проведения работы.

Важно! Перед работой необходимо рассчитать нагрузку, которая придется на каждый кран. Естественно, она не должна превышать максимально допустимые значения.

Рекомендуют применять однотипные краны и траверсы. Основная опасность возникает при неравномерном распределении нагрузок между кранами. Еще может произойти расцепление строп или раскачивание груза, ведь канаты часто находятся в наклонном положении.

Перед работами каждый крановщик инструктируется о скорости подъема груза, максимальной высоте и условных сигналах, которые будут применяться.

Правила безопасности в охранных зонах ЛЭП регламентированы Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (утв. постановлением Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 160)

В охранных зонах ЛЭП запрещается

  • набрасывать на провода и опоры воздушных линий электропередачи посторонние предметы
  • подниматься на опоры воздушных линий электропередачи
  • использовать (запускать) любые летательные аппараты, в том числе воздушных змеев, спортивные модели летательных аппаратов
  • разводить огонь в пределах охранных зон вводных и распределительных устройств, подстанций, воздушных линий электропередачи, а также в охранных зонах кабельных линий электропередачи вблизи охранных зон. Направление ветра и распространение огня непредсказуемы
  • производить работы ударными механизмами, сбрасывать тяжести массой свыше 5 тонн в охранных зонах энергообъектов
  • производить сброс и слив едких и коррозионных веществ и горюче-смазочных материалов в охранных зонах линий электропередачи

Размещение объектов в охранных зонах ЛЭП

Размещать свалки — запрещено
Складировать и хранить материалы, в том числе горюче-смазочные:
  • в охранной зоне ЛЭП свыше 1кВ – запрещено;
  • в охранной зоне ЛЭП до 1кВ – только с письменного разрешения АО «ОРЭС». Подать заявление необходимо не позднее чем за 2 недели до начала работ
Размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и автостоянки (кроме гаражей-стоянок автомобилей физических лиц), проводить массовые мероприятия:
  • в охранной зоне ЛЭП свыше 1кВ – запрещено;
  • в охранной зоне ЛЭП до 1кВ – только с письменного разрешения АО «ОРЭС». Подать заявление необходимо не позднее чем за 2 недели до начала работ.

Работы в охранных зонах, проведение которых необходимо согласовать в АО «ОРЭС»

строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений
горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель
посадка и вырубка деревьев и кустарников
полив сельскохозяйственных культур в случае, если высота струи воды может составить свыше 3 м. в охранных зонах ВЛ
размещение детских и спортивных площадок, стадионов, рынков, торговых точек, полевых станов, загонов для скота, гаражей и автостоянок (кроме гаражей-стоянок автомобилей физических лиц), проведение массовых мероприятий — в охранных зонах ВЛ до 1 кВ.
складирование и хранение материалов, в том числе горюче-смазочных в охранных зонах ВЛ до 1 кВ.
  • проезд машин и механизмов, имеющих общую высоту от поверхности дороги более 4,5 м.
  • полевые сельскохозяйственные работы с применением сельскохозяйственных машин и оборудования высотой более 4 м.
В охранных зонах КЛ:
  • земляные работы на глубине более 0,3 метра. (на вспахиваемых землях — на глубине более 0,45 метра).
  • планировка грунта.
  • полевые сельскохозяйственные работы, связанные с вспашкой земли.
добыча рыбы, водных животных и растений придонными орудиями лова, устройство водопоев, колка и заготовка льда в охранных зонах подводных кабельных линий
проход судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке – в охранных зонах ВЛ, пересекающих водоемы

Подать заявление необходимо не позднее чем за 2 недели до начала работ.

Правила судоходства в охранных зонах ЛЭП

В охранных зонах подводных кабельных линий электропередачи:

Запрещается бросать якоря с судов и осуществлять их проход с отданными якорями, цепями, лотами, волокушами и тралами.
Приставать к берегу в местах, огражденных сигнальными знаками, обозначающими место выведения подводных кабелей на берег.

Производить погрузочно-разгрузочные и дноуглубительные работы, осуществлять гидрологические, взрывные и изыскательские работы.

Требуется согласование АО «ОРЭС» для: добычи рыбы, водных животных и растений придонными орудиями лова, устройства водопоев, колки и заготовки льда.

В охранных зонах воздушных линий электропередачи:

Запрещается осуществлять проход судов с поднятыми стрелами кранов и других механизмов. Необходимо письменное разрешение АО «ОРЭС» для установки причалов стоянки судов, барж и плавучих кранов.
Необходимо согласование АО «ОРЭС» для прохода судов, у которых расстояние по вертикали от верхнего крайнего габарита с грузом или без груза до нижней точки провеса проводов переходов воздушных линий электропередачи через водоемы менее минимально допустимого расстояния, в том числе с учетом максимального уровня подъема воды при паводке.

В случае подъема кабеля якорем или рыболовной снастью капитаны судов (командиры кораблей) обязаны принять все меры к освобождению кабеля без причинения ему повреждения, не считаясь с потерей якоря или снасти.

Охранные зоны ЛЭП и их размеры.

Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства.
1. Охранные зоны вдоль воздушных линий электропередачи (далее – ВЛ).

  • Верхняя граница – на высоту опор ВЛ.
  • Боковые границы – отмеряются от крайних проводов. Зависят от напряжения ВЛ и типа провода. Самонесущий изолированный провод (СИП) имеет более высокий класс безопасности благодаря изолирующему полиэтиленовому покрытию.
Напряжение, кВРасстояние, м
до 12
1 — 2010 (5 — для СИП)
3515
11020
150- 22025
300-75030
750-115040
115055

2. Охранные зоны вдоль подземных кабельных линий электропередачи.

  • Нижняя граница — равна глубине прокладки кабельных линий электропередачи.
  • Боковые границы — по обе стороны от крайних кабелей на расстоянии 1 м.
  • Охранная зона кабельных линии в напряжением до 1 кВ под городскими тротуарами в сторону зданий — 0,6 м.

3. Охранные зоны подводных кабельных линий электропередачи

  • Нижняя граница – дно.
  • Боковые границы — по обе стороны линии от крайних кабелей на расстоянии 100 м.

4. Охранные зоны при переходе воздушных линий электропередачи через водоёмы

  • Верхняя граница – на высоту опор ВЛ.
  • Боковые границы — по обе стороны от крайних проводов на расстоянии:

— для судоходных водоемов — 100 м. — для несудоходных водоёмов – на расстоянии, предусмотренном для установления охранных зон вдоль воздушных линий электропередачи (см. п. 1).

Информационные знаки

На информационных знаках должны быть указаны ширина охранных зон кабельных линий и номера телефонов владельцев кабельных линий.

Знаки устанавливаются в плоскости, перпендикулярной к оси линии электропередачи.

  • Для воздушных линий электропередачи: на стойках опор через каждые 250 м.
  • Для подземных кабельных линий — на отдельных стойках через 100-500 м, а также в местах изменения направления кабельных линий, с обеих сторон пересечений с дорогами и подземными сооружениями.
  • Для подводных кабельных линий – размещение знаков на берегах согласно действующим правилам плавания по внутренним судоходным путям и морским проливам.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]